- Категория
- Экономика
- Дата публикации
"Приватбанк" отвоевал воздушные ворота
План реорганизации компании "Днеправиа" с выведением из ее состава днепропетровского аэропорта вызвал протест у "Приватбанка". Инициатива по реорганизации принадлежит компании ООО "Гед Инвест", управляющей госпакетом акций "Днеправиа". "Гед Инвест" предложила выделить аэропорт в отдельную дочернюю компанию "Международный аэропорт Днепропетровск". Минтранс и ФГИУ поддержали эту идею и даже подготовили соответствующий приказ. Однако, похоже, что это решение так и не вступит в силу. Ведь большая часть имущества "Днеправиа" находится в залоге по кредитам, выданным "Приватбанком" авиакомпании
Разделение аэропортов и авиакомпаний в отдельные структуры является оправданным решением, предусмотренным как украинским антимонопольным законодательством, так и международной практикой. В большинстве стран мира авиакомпании, в лучшем случае, могут обладать определенным пакетом акций аэропорта, но ни в коем случае не контролируют полностью его деятельность. В Украине большинство аэропортов тоже работают как самостоятельные компании. "Не разделенными" оставались только Львов, Донецк и Днепропетровск. В случае с последним, инициатором выделения аэропорта в дочернюю компанию выступила компания "Гед Инвест", в управлении которой находится 100%-ый государственный пакет акций ОАО "Днеправиа". При этом, управляющая компания "забыла" поделиться своими планами по реструктуризации авиакомпании с "Приватбанком", который является ее основным кредитором.
На данном этапе долг "Днеправиа" составляет около $12 млн. Сумма по меркам украинского авиарынка очень значительная. Например, имущество третьей по величине авиакомпании Украины "Авиалинии Украины", по ориентировочным оценкам, составляет $8,5 млн. "Днеправиа" как авиаперевозчик намного уступает и по самолетному парку (13 шт. против 42 шт. по результатам 2000 года), и по количеству пассажиров и грузов. Однако "Днеправиа", по сравнению с другими авиакомпаниями, имеет существенный "козырь" — в ее состав входит аэропорт одного из крупнейших и экономически развитых городов Украины. Именно аэропорт, на балансе которого находятся взлетно-посадочные полосы, обслуживающая техника, здания инфраструктуры, является наиболее ликвидной частью имущества "Днеправиа". Его выделение в отдельную дочернюю компанию "Международный аэропорт Днепропетровск", по мнению "Приватбанка", привело бы к выведению ликвидного имущества, являющегося залогом по кредитам. Тогда как все долги "повиснут" непосредственно на самой авиакомпании "Днеправиа", большинство самолетов которой являются устаревшими и морально, и физически. При этом, само разделение носило бы, скорее, формальный характер, поскольку "Международный аэропорт Днепропетровск" стал бы дочерним предприятием "Днеправиа". Что, к слову, экономически выгодно: согласно украинскому законодательству аэропорт имеет право по своему усмотрению устанавливать для авиакомпаний скидки по аэропортовым сборам вплоть до 40%.
"Инвестгазете" так и не удалось точно выяснить, был ли все-таки подписан приказ, предусматривающий такой вариант реорганизации авиакомпании. Как нам сообщили в ФГИУ, приказ существовал только в форме проекта. По информации "Приватбанка", он был уже подписан 16 мая. В любом случае, после того как банк выступил против выделения аэропорта в дочернюю компанию, властям придется искать другой вариант разделения "Днеправиа". В противном случае, "Приватбанк" будет опротестовывать приказ в суде. На данном этапе банк продолжает финансирование "Днеправиа". Прекращение финансирования, по словам представителей "Приватбанка", приведет к серьезным сбоям в работе как самой авиакомпании, так и аэропорта.
Разделяй и властвуй
Все участники данного дела понимают необходимость разделения "Днеправиа". Решать, как это делать, для того чтобы удовлетворить интересы всех сторон, предстоит Минтрансу. Одним из наиболее приемлемых вариантов, по оценкам специалистов, может стать разделение как имущества, так и долговых обязательств "Днеправиа". И государство, как собственник, и пассажиры, как основные потребители услуг авиакомпании, заинтересованы в том, чтобы реорганизация авиакомпании прошла как можно более безболезненно.
Минтрансу наверняка предстоит выяснить и то, насколько эффективно ООО "ГЕД Инвест", держащее госпакет авиакомпании с ноября 2000 г., управляет "Днеправиа". На прошлой неделе транспортное ведомство уже занялось проверкой деятельности целого ряда компаний, подчиненных Минтрансу. Под "колпак" попали сразу 9 компаний, находящихся в подчинении "Укравиатранса", и еще 22 предприятия "Укрморречфлота". Контролировать проведение этих проверок будет лично новый министр транспорта Георгий Кирпа. По-видимому, министр решил тщательно разобраться с доставшимся ему "наследством". И тридцатка транспортных компаний — только первая очередь, в дальнейшем проверки будут проведены и на других предприятиях.
Возможно, министр одну из этих проверок направит на то, чтобы выяснить, что делать с украинским аэропортовым хозяйством. Практически все специалисты сходятся во мнении, что 30 крупных аэропортов для Украины — это много. Действительно, сложно понять экономическую целесообразность существования двух крупных аэропортов в Херсоне и Николаеве, расстояние между которыми составляет около 70 км (как расстояние от центра Киева до аэропорта "Борисполь"). Согласно исследованиям, проведенным при содействии TACIS, минимальное расстояние между аэропортами Украины, при котором наличие последних экономически оправдано, составляет 250 км. С учетом данного требования шансы на выживание, кроме "Борисполя", имеют только семь крупных региональных аэропортов (в Симферополе, Одессе, Харькове, Днепропетровске, Львове, Донецке, Киеве ("Жуляны").
В Кабмине нашли оригинальный выход из этой проблемы — 8 из 30 аэропортов будут переданы из подчинения Минтранса в коммунальную собственность. Каким образом местные власти, испытывающие хронический недостаток финансирования, смогут поддерживать эти аэропорты в нормальном техническом состоянии — пока понять крайне сложно. Тем более в Украине, где платить по $60-80 за внутренние авиаперевозки может себе позволить только небольшая часть населения. Наиболее логичным решением в данной ситуации выглядит перепрофилирование нерентабельных аэропортов. Например, сделать из них площадки для игры в гольф.
На чем зарабатывает аэропорт
В Украине размер аэропортовых сборов (за взлет-посадку воздушного судна (ВС), обслуживание пассажира в аэропорту и обеспечение авиационной безопасности) определяется на основании приказов Минтранса. Для большинства украинских аэропортов (17 из 30) они определены в индивидуальном порядке.
Мы решили проанализировать, сколько зарабатывает на этих сборах аэропорт г. Днепропетровска (кстати, размеры сборов для него являются одними из самых высоких). Согласно приказу Минтранса №169 от 05.05.1998, плата* за взлет-посадку (без обслуживания воздушного движения) за 1 т взлетного веса
ВС составляет:
внутренние рейсы— $4;
международные (в т.ч. и СНГ)— $9,75;
плата* за обслуживание одного пассажира в аэропорту:
внутренние рейсы— $5;
международные— $11;
плата* за обеспечение авиационной безопасности одного пассажира — $1,5.
Исходя из вышеприведенных расценок, доход аэропорта с каждого внутреннего рейса составляет около $272 (например, рейс Киев-Днепропетровск, самолет Як-40, вес — 16 т, число пассажиров — 32 чел.)
С международного рейса — $1527 (например, рейс "Аэрофлота" Днепропетровск-Москва, самолет Ту-134, вес — 46,7 т., число пассажиров — 85 чел.).
На сегодняшний день из аэропорта "Днепропетровск" еженедельно производится 12 внутренних рейсов
(все — авиакомпанией "Днеправиа") и 28 — международных
(9 — "Днеправиа").
Кроме того, размеры сбора увеличиваются за взлет-посадку в ночное время (на 20-40%), сверхнормативную (более 3 час.) стоянку ВС в аэропорту ($0,2 за 1 т максимального веса самолета за каждый час) и др.
Аэропорт имеет право предоставлять авиакомпаниям скидки по сборам вплоть до 40%.
*без учета НДС