- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Регистрировать эмиссии акций теперь будут по-новому
На прошлой неделе в Минюсте заюстировано положение ГКЦБФР № 39 "О порядке регистрации выпуска акций открытых акционерных обществ, созданных из государственных предприятий в процессе приватизации и корпоратизации". Принимая это положение, Комиссия отменила три других документа, разносторонне и небезспорно регулирующих процессы регистрации акций при корпоратизации и приватизации
ПО СЛОВАМ начальника управления корпоративных финансов А.Портнова, это положение принципиально меняет схему регистрации выпуска акций для предприятий, находящихся в процессе приватизации и корпоратизации. Документ построен на том, что после появления нового собственника акций (в данном случае государства в лице органа приватизации или иного министерства-учредителя) заканчивается первичное размещение акций, а все отношения ФГИУ с покупателями при отчуждении акций являются вторичной продажей акций и, соответственно, не предусматривают обязательных требований к регистрации и опубликованию информации о выпуске акций. Имеется в виду, что при первичном размещении акций зараннее известен круг акционеров(орган приватизации или другое государственное ведомство-учредитель), что дает возможность не применять к такой ситуации требования статьи 22 Закона "О ценных бумагах и фондовой бирже" об обязательной регистрации и публикации информации о выпуске акций.
Новое положение существенно облегчит жизнь акционерных обществ. Во-первых, в плане денежном. Отсутствие требований к регистрации информации о выпуске акций дает возможность вполне законно не платить государственную пошлину в объеме 0,1% от суммы выпуска акций. Кроме того, обнародование данных об эмиссии акций предприятия берет на себя Комиссия. А значит, эмитентам не нужно платить несколько тысяч гривень за публикацию информации о выпуске акций в периодических изданиях.
Надо сказать, что раннее существовавшие требования Комиссии фактически не давали возможности продавать акции приватизируемых предприятий по причине отсутствия самих акций. Регистрация последних, в свою очередь, была невозможной для предприятий по причине больших затрат на уплату госпошлины и размещение информации о выпуске акций в средствах массовой информации.
Во-вторых, в плане организационном. Новое положение не содержит требований о предоставлении отчета о последствиях подписки на акции в связи с отсутствием самой подписки. Не предусматривается также предоставление образца сертификата акции и аудиторского заключения, хотя баланс, отчет о финансовых результатах и справку о финансовом состоянии предприятия придется все еще считать пережитком прошлых лет. Эти документы теперь можно предоставлять на дату создания общества либо на первое число квартала, в котором подаются документы, на выбор. Вместо полугодового похода вокруг Комиссии новое положение предусматривает 7-дневный срок регистрации выпуска акций. Из шести ранее существовавших оснований для отказа в регистрации выпуска акций положение предусматривает только одно. А именно — несоответствие поданных документов конкретному пункту данного Положения, устанавливающему их перечень.
После 3-6-месячного практического применения данного положения Комиссией может быть принято решение о передаче полномочий по регистрации таких выпусков акций территориальным управлениям Комиссии.
В-третьих, государственные и частные акционеры теперь имеют равные условия при реализации акций, так как отсутствуют какие-либо упоминания о планах размещения акций, в связи с чем ФГИУ сможет продавать акции сразу после их регистрации. Тем более что у негосударственного акционера никто не спрашивает, какой у него в будущем будет план реализации своих акций.