НБУ курс:

USD

41,84

--0,02

EUR

43,51

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,25

EUR

44,28

44,10

Рост неизбежен

Повышение тарифов на транспортировку светлых и темных нефтепродуктов (на 50% и 25,5% соответственно), высокая стоимость нефти и, наконец, непрерывно возрастающее потребление без сомнения приведут к дальнейшему росту цен. Уже в начале июля расценки на топл

Повышение тарифов на транспортировку светлых и темных нефтепродуктов (на 50% и 25,5% соответственно), высокая стоимость нефти и, наконец, непрерывно возрастающее потребление без сомнения приведут к дальнейшему росту цен. Уже в начале июля расценки на топливо у нас в стране достигнут уровня Белоруссии и Молдовы, увеличившись на 50 — 70 копеек за литр

Пока же правительство и нефтяники продолжают обсуждать, насколько плавно будут повышаться цены на нефтепродукты. Как сообщили в пресс-службе Минтопэнерго Украины, "нефтяные компании находятся в стадии активных переговоров с правительством о формировании новых цен на нефтепродукты на следующий месяц. Все факторы говорят об устойчивой тенденции к подорожанию топлива". По данным Минтопэнерго, заканчивается контрактование сырья на июль, стоимость же российской нефти возросла. Заявленные цены для НПЗ составляют от 240 до 250 $/тонна, что неизбежно подстегнет и рост цен на ГСМ.
Еще один вектор работы украинского правительства — поиск компромиссов с российскими властями. Причем первые результаты уже имеются. Так, Кабмин пообещал рассмотреть вопрос о временном транзите дополнительных объемов российской нефти по нефтепроводу "Одесса — Броды" в направлении морского терминала "Южный". Россияне, со своей стороны, оказались более сговорчивыми в вопросе отмены системы двойного налогообложения на поставляемую в Украину нефть. В июне премьер-министр Виктор Янукович и председатель правительства РФ Михаил Фрадков договорились об отмене Россией НДС на экспорт нефти и газа в Украину уже с 2006 года.

Почему дорожает топливо

Впрочем, даже обоюдные реверансы Украины и России в нефтяном вопросе не способны удержать цену на топливо на прежнем уровне. Для этого достаточно проследить увеличение расценок на сырье, потребляемое в Украине и в соседних странах. Так, если в январе этого года стоимость российской нефти, ввозимой на украинские НПЗ, составляла 175 $/тонна, то к маю она достигла $220, а к середине лета, о чем уже упоминалось, приблизится к отметке $240 — 250. Таким образом, цена нефти для Украины постепенно достигает европейского уровня, где русский Urals на условиях CIF сейчас стоит $242 — 252 за тонну. К слову, даже более дешевая нефть совсем не гарантирует низких цен в рознице, о чем свидетельствует опыт соседней Белоруссии. Там российское сырье до сих пор покупают по 185 $/тонна. При этом цены на нефтепродукты в 1,5 раза выше, чем в Украине.
Стоимость топлива в рознице определяется не только ростом цены сырья, но и увеличением спроса на светлые нефтепродукты в Украине. За первый летний месяц этот показатель возрос на 9%. Подобное повышение объясняется как традиционными факторами, вроде начала отпускного сезона или стартовавшей уборочной кампании, так и новым для рынка явлением — стремительным увеличением количества легковых авто и интенсивностью автоперевозок. По данным Минтранса, в 2004 году продажи новых автомобилей возросли до 40%, а рост экономики в целом поспособствовал значительному увеличению автомобильного грузопотока в стране. В результате, согласно расчетам Минэкономики, в нынешнем месяце рост спроса в июле на рынке ГСМ будет опережать рост предложения на 11%, что, безусловно, будет поддерживать стоимость горючего на достаточно высоком уровне.
Сейчас Кабмин может попытаться исправить ситуацию за счет создания госрезерва нефти и топлива. В случае резкого повышения цен резервное топливо могло бы послужить для товарной интервенции, способной погасить ценовой скачок. В мировой практике подобный резерв действительно является эффективным инструментом, сдерживающим рынок от подобных скачков. В США, например, данные об объемах нефти и нефтепродуктов, находящихся в госрезерве, регулярно публикуются. И как только становится очевидным, что эти запасы уменьшаются, цены незамедлительно начинают возрастать.
В Украине же топливный резерв (даже если и будет создан) вряд ли станет существенным фактором влияния на рынок. Во-первых, пока непонятно, найдет ли правительство необходимые средства для формирования солидного топливного резерва. Во-вторых, сам принцип работы госрезерва вряд ли будет отличаться публичностью. Как сообщил на прошлой неделе первый вице-премьер Николай Азаров, данные об объеме резерва нефтепродуктов широкой огласке придаваться не будут. А это означает, что будет утерян один из главных козырей вводимого рыночного инструмента.

Комментарий

Александр Городецкий, президент компании "ТНК-ВР Украина":
— Сегодня Украина переживает последствия структурных изменений, происходящих на мировом рынке нефти. Россия начинает играть значительную роль как поставщик на международный рынок. Объем добычи углеводородного сырья в России увеличивается на 10 — 13% в год (по мировым параметрам — это просто грандиозные темпы). Мы видим, как развивается российская инфраструктура по транспортировке нефти, то есть увеличивается доступ российского сырья к мировому рынку. В результате дорожает нефть, продаваемая внутри России. Производители прежде всего стремятся отгрузить сырье на экспорт: это приносит наибольшие доходы. Потом они заполняют российский рынок, потребление на котором также растет. В связи с этим российский производитель рассматривает Украину как альтернативный канал сбыта своей нефти. У этого производителя есть возможность поставлять сырье в дальнее и ближнее зарубежье (Казахстан, Белоруссию, Украину) или продать внутри России. При этом Украина находится в худшем положении, чем другие потребители: когда нефть идет в Белоруссию или Казахстан, российский производитель платит НДС, но не платит таможенную пошлину. При экспорте в Украину надо заплатить и то и другое, плюс стоимость транспортировки, украинские налоги и трейдерская надбавка, которая может составлять доллар-два, а в какие-то периоды достигать и $10 на тонне нефти. Исходя из этого, украинские цены должны быть значительно выше российских. Но за счет того, что украинские производители топлива работают либо с минимальной рентабельностью, либо "в ноль", розничные цены на нефтепродукты в Украине пока равны или незначительно превышают российские.

Прогноз цены на нефть марки Brent в 2004 году

Компания

Прогнозная цена, $/баррель

Abn Amro

33

Barclays Capital

31,4

Commerzbank

32

Cges

33,6

Daiwa

35

Jp Morgan

33,82

Merrill Lynch

29,5

Morgan Stanley

31

Standard Chartered

36

Societe Generale

33

Royal Bank Of Scotland

30

Источник: Petroleum Argus