- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Рост неизбежен
Повышение тарифов на транспортировку светлых и темных нефтепродуктов (на 50% и 25,5% соответственно), высокая стоимость нефти и, наконец, непрерывно возрастающее потребление без сомнения приведут к дальнейшему росту цен. Уже в начале июля расценки на топливо у нас в стране достигнут уровня Белоруссии и Молдовы, увеличившись на 50 — 70 копеек за литр
Пока же правительство и нефтяники продолжают обсуждать, насколько плавно будут повышаться цены на нефтепродукты. Как сообщили в пресс-службе Минтопэнерго Украины, "нефтяные компании находятся в стадии активных переговоров с правительством о формировании новых цен на нефтепродукты на следующий месяц. Все факторы говорят об устойчивой тенденции к подорожанию топлива". По данным Минтопэнерго, заканчивается контрактование сырья на июль, стоимость же российской нефти возросла. Заявленные цены для НПЗ составляют от 240 до 250 $/тонна, что неизбежно подстегнет и рост цен на ГСМ.
Еще один вектор работы украинского правительства — поиск компромиссов с российскими властями. Причем первые результаты уже имеются. Так, Кабмин пообещал рассмотреть вопрос о временном транзите дополнительных объемов российской нефти по нефтепроводу "Одесса — Броды" в направлении морского терминала "Южный". Россияне, со своей стороны, оказались более сговорчивыми в вопросе отмены системы двойного налогообложения на поставляемую в Украину нефть. В июне премьер-министр Виктор Янукович и председатель правительства РФ Михаил Фрадков договорились об отмене Россией НДС на экспорт нефти и газа в Украину уже с 2006 года.
Почему дорожает топливо
Впрочем, даже обоюдные реверансы Украины и России в нефтяном вопросе не способны удержать цену на топливо на прежнем уровне. Для этого достаточно проследить увеличение расценок на сырье, потребляемое в Украине и в соседних странах. Так, если в январе этого года стоимость российской нефти, ввозимой на украинские НПЗ, составляла 175 $/тонна, то к маю она достигла $220, а к середине лета, о чем уже упоминалось, приблизится к отметке $240 — 250. Таким образом, цена нефти для Украины постепенно достигает европейского уровня, где русский Urals на условиях CIF сейчас стоит $242 — 252 за тонну. К слову, даже более дешевая нефть совсем не гарантирует низких цен в рознице, о чем свидетельствует опыт соседней Белоруссии. Там российское сырье до сих пор покупают по 185 $/тонна. При этом цены на нефтепродукты в 1,5 раза выше, чем в Украине.
Стоимость топлива в рознице определяется не только ростом цены сырья, но и увеличением спроса на светлые нефтепродукты в Украине. За первый летний месяц этот показатель возрос на 9%. Подобное повышение объясняется как традиционными факторами, вроде начала отпускного сезона или стартовавшей уборочной кампании, так и новым для рынка явлением — стремительным увеличением количества легковых авто и интенсивностью автоперевозок. По данным Минтранса, в 2004 году продажи новых автомобилей возросли до 40%, а рост экономики в целом поспособствовал значительному увеличению автомобильного грузопотока в стране. В результате, согласно расчетам Минэкономики, в нынешнем месяце рост спроса в июле на рынке ГСМ будет опережать рост предложения на 11%, что, безусловно, будет поддерживать стоимость горючего на достаточно высоком уровне.
Сейчас Кабмин может попытаться исправить ситуацию за счет создания госрезерва нефти и топлива. В случае резкого повышения цен резервное топливо могло бы послужить для товарной интервенции, способной погасить ценовой скачок. В мировой практике подобный резерв действительно является эффективным инструментом, сдерживающим рынок от подобных скачков. В США, например, данные об объемах нефти и нефтепродуктов, находящихся в госрезерве, регулярно публикуются. И как только становится очевидным, что эти запасы уменьшаются, цены незамедлительно начинают возрастать.
В Украине же топливный резерв (даже если и будет создан) вряд ли станет существенным фактором влияния на рынок. Во-первых, пока непонятно, найдет ли правительство необходимые средства для формирования солидного топливного резерва. Во-вторых, сам принцип работы госрезерва вряд ли будет отличаться публичностью. Как сообщил на прошлой неделе первый вице-премьер Николай Азаров, данные об объеме резерва нефтепродуктов широкой огласке придаваться не будут. А это означает, что будет утерян один из главных козырей вводимого рыночного инструмента.
Комментарий
Александр Городецкий, президент компании "ТНК-ВР Украина":
— Сегодня Украина переживает последствия структурных изменений, происходящих на мировом рынке нефти. Россия начинает играть значительную роль как поставщик на международный рынок. Объем добычи углеводородного сырья в России увеличивается на 10 — 13% в год (по мировым параметрам — это просто грандиозные темпы). Мы видим, как развивается российская инфраструктура по транспортировке нефти, то есть увеличивается доступ российского сырья к мировому рынку. В результате дорожает нефть, продаваемая внутри России. Производители прежде всего стремятся отгрузить сырье на экспорт: это приносит наибольшие доходы. Потом они заполняют российский рынок, потребление на котором также растет. В связи с этим российский производитель рассматривает Украину как альтернативный канал сбыта своей нефти. У этого производителя есть возможность поставлять сырье в дальнее и ближнее зарубежье (Казахстан, Белоруссию, Украину) или продать внутри России. При этом Украина находится в худшем положении, чем другие потребители: когда нефть идет в Белоруссию или Казахстан, российский производитель платит НДС, но не платит таможенную пошлину. При экспорте в Украину надо заплатить и то и другое, плюс стоимость транспортировки, украинские налоги и трейдерская надбавка, которая может составлять доллар-два, а в какие-то периоды достигать и $10 на тонне нефти. Исходя из этого, украинские цены должны быть значительно выше российских. Но за счет того, что украинские производители топлива работают либо с минимальной рентабельностью, либо "в ноль", розничные цены на нефтепродукты в Украине пока равны или незначительно превышают российские.
Прогноз цены на нефть марки Brent в 2004 году
Компания |
Прогнозная цена, $/баррель |
Abn Amro |
33 |
Barclays Capital |
31,4 |
Commerzbank |
32 |
Cges |
33,6 |
Daiwa |
35 |
Jp Morgan |
33,82 |
Merrill Lynch |
29,5 |
Morgan Stanley |
31 |
Standard Chartered |
36 |
Societe Generale |
33 |
Royal Bank Of Scotland |
30 |
Источник: Petroleum Argus