НБУ курс:

USD

41,09

-0,00

EUR

45,59

-0,00

Наличный курс:

USD

41,35

41,30

EUR

45,95

45,80

Рынок на пределе

Стоимость нефти в мире достигла рекордных величин. Последствия подобной тенденции на фоне государственного регулирования расценок на топливо могут оказаться отрицательными. Пока же нефтяники пытаются убедить правительство в необходимости плавного повышени

Стоимость нефти в мире достигла рекордных величин. Последствия подобной тенденции на фоне государственного регулирования расценок на топливо могут оказаться отрицательными. Пока же нефтяники пытаются убедить правительство в необходимости плавного повышения цен. А акционеры крупнейших компаний договариваются о взаимодействии

В первой половине августа стоимость URALS в черноморских портах уверенно перешагнула отметку $40/бар. ($292/т), увеличившись по сравнению с концом июля на 13%. Удивительная ситуация складывается в России. Здесь за неполный месяц рост цен на нефть на внутреннем рынке составил более 35%. Так, если в конце июля эти цены снизились до 4 200—4 300 руб./т, то на сегодняшний день они составляют более $290/т с поставкой в Украину. Хуже того, цена сентябрьских контрактов, по прогнозу нефтяных компаний, должна установиться в диапазоне $305—315/т.
Как считает большинство опрошенных "Инвестгазетой" экспертов, сегодня формирование цен в Украине происходит через нерыночные механизмы, поэтому спрогнозировать дальнейшее развитие ценовой ситуации невозможно. "Ценовую политику в Украине определяют не реальные бизнес-мотивы, а правительство, используя всевозможные механизмы — и договорные, и административные", — считает народный депутат Владимир Демехин. Такое искусственное сдерживание неизбежно скажется на рынке в будущем. Но когда именно давление на рынок достигнет своего предела, предугадать сложно.
"Единственное, о чем можно говорить с уверенностью — экономические мотивы для роста цен сильны, как никогда: цена нефти на мировом рынке бьет рекорды последних десятилетий; растет цена на нефть и нефтепродукты в России, являющейся основным поставщиком сырья для украинских НПЗ; у российских добывающих компаний расширяются возможности экспорта и при этом существенно увеличилась экспортная пошлина", — рассказывает Геннадий Красовский, аналитик компании "НИКОЙЛ".

Факторы роста

К экономическим факторам повышения стоимости углеводородов относят экономический рост развивающихся стран, стабильное потребление в США и объединенной Европе. Так, по данным статистического отчета, опубликованного компанией "Бритиш Петролеум" (ВР), в 2003 году мировое потребление нефти и нефтепродуктов составило 3636,6 млн. тонн, что на 2,1% больше по сравнению с предыдущим годом.
Рост потребления подталкивается в первую очередь экономиками третьих стран. На арену вышел новый мощный потребитель — Китай. В 2003 году в Поднебесной стали потреблять на 11,5% углеводородов больше, чем в 2002-м. Кроме Китая на мировой спрос оказывают серьезное влияние страны Тихоокеанского бассейна и Индия. При этом аппетит традиционных потребителей нефти не уменьшается. ВР сообщает, что и США, и объединенная Европа по-прежнему потребляют много — 914,3 млн. и 639,7 млн. тонн соответственно.
Бесспорно, одним из основных факторов, подстегивавшим "взбесившиеся" нефтяные котировки, является конфликт на Ближнем Востоке. Это и понятно, ведь по последним данным именно там сосредоточено 63,3% доказанных нефтяных запасов мира. Так что любые военные действия в этом регионе сравнимы с операцией на нефтяном сердце мировой экономики. Одно неосторожное действие — и это уже чувствует весь земной шар.
Угроза повтора этих событий существует и сегодня. Средняя цена нефти на мировом рынке, выраженная через так называемую "корзину" ОПЕК, достигла рекордно высокой отметки за 20 лет, как отмечают аналитики. Так, по состоянию на 6 августа она составила $39,67/бар. Недавно президент ОПЕК Пурномо Юсгианторо заявил: "Если не будет принято достойного решения, цены на нефть могут подскочить и до $50/бар.".
Наша страна также является частью мирового сообщества. Если вспомнить о зависимости Украины от поставок российского сырья, то можно ожидать роста цен на нефтепродукты и у нас. "Кардинального снижения цен на нефтяное сырье в обозримом будущем не предвидится, ведь ценовая ситуация на мировом рынке является основным фактором, влияющим на стоимость нефти для Украины", — считают специалисты ЗАО "Укртатнафта".

Надежда с отсрочкой

Некоторые надежды на благоприятное разрешение ценовой ситуации оставались в связи с августовскими договоренностями правительств России и Украины. Так, в середине прошлого месяца Виктор Янукович и Михаил Фрадков подписали соглашение "О транзите нефти по территории Украины". Документ рассчитан на 15 лет и пролонгируется автоматически на следующие пятилетние периоды, если стороны не заявят о его приостановлении. Предполагается, что ежегодные объемы, направления и тарифы будет уточнять Министерство топлива и энергетики Украины вместе с Министерством промышленности и энергетики России отдельными протоколами. Кроме того, документ регламентирует, что стороны обеспечат оптимальную работу нефтепровода "Одесса — Броды". ОАО "Укртранснафта" в августе планирует закачать в него 275 тыс. тонн технологической нефти, 92 тыс. тонн сырья уже закачаны в трубопровод.
Еще одним положительным для рынка фактором стала отмена Россией НДС на импорт нефти в Украину с 2005 года. Так, в конце августа во время своего визита на ЗАО "Укртатнафта" Виктор Янукович положительно оценил достигнутые договоренности. "Это, конечно, очень серьезное решение, которое, я думаю, будет благоприятно влиять не только на экономику нефтеперерабатывающих предприятий, но и в целом на экономику всей Украины, т. к. 85% нефти мы получаем из России", — сказал премьер.
Тем не менее, все принятые Кабмином решения представляют собой работу на перспективу: отмена НДС, как и соглашения о транзите нефти, будут действовать лишь с начала следующего года.
Пока же расценки продолжают расти крайне опасными темпами, а объем поставок сырья на заводы снижается. Дополнительным фактором, способным подкосить рынок, является инициатива по включению "Укртатнафты" в состав ВИНКа без согласования с татарскими акционерами. Как известно, Татарстан продолжает настаивать на своем участии в разработке механизма передачи государственных 43% акций в уставный фонд нефтедобывающей компании "Укрнафта" в рамках создания ВИНКа.
По мнению большинства опрошенных экспертов, от взаимодействия правительства с акционерами "Укртатнафты" не в последнюю очередь зависят дальнейшие тенденции рынка. "Кременчугский НПЗ занимает 34% рынка и от того, насколько стабильно он будет работать, какие взаимоотношения сложатся между акционерами, зависят дальнейшие тенденции в сфере торговли горючим", — говорит г-н Демехин.

Борьба за качество

Ограничение рентабельности и прибыли способствовало тому, что отдельные владельцы АЗС начали торговать так называемой "бодягой". В последнее время Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики фиксирует снижение качества горючего на отечественных АЗС.
В "ТД "ТНК-Украина" сообщили, что компания прилагает максимальные усилия, чтобы уберечь своих клиентов от покупки нестандартного топлива на автозаправочных станциях. Качество горючего, которое реализуется потребителям через сеть джобберских АЗС ТНК в Украине, постоянно контролируется четырьмя мобильными и двумя стационарными лабораториями. В первом полугодии 2004 года было проверено около 2 тыс.объектов — АЗС и нефтебаз. В стационарных лабораториях проведены испытания 6047 проб, в мобильных — 1959. "За реализацию не соответствующих требованиям нормативных документов нефтепродуктов к 18 АЗС, расположенным в 6 регионах Украины, применены штрафные санкции", — отметил руководитель группы контроля джобберов ТД "ТНК-Украина" Владимир Гайкалов.
По данным Владимира Гайкалова, пик злоупотреблений с качеством нефтепродуктов пришелся на май-июнь. Поэтому ТД "ТНК-Украина" в два раза увеличил количество инспекций, что позволило улучшить показатели по розничной сети компании. Последние проверки в Донецкой, Харьковской, Кировоградской и Луганской областях свидетельствуют об улучшении ситуации. В Донецком регионе установлено лишь три случая, в Луганской — два случая реализации нестандартного дизельного топлива с незначительным отклонением по температуре вспышки. Фактов продажи нестандартных автомобильных бензинов не зафиксировано.