- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Темная ночь
Слабое звено
В Украине отражение динамики хода подсчета голосов и оперативное получение предварительных результатов голосования обеспечивает единая информационно-аналитическая система "Выборы". Ее разработчиком является частное научно-производственное предприятие "Проком", которое обслуживает при ЦИК избирательный процесс с 1994 года. Впервые именно двухступенчатая ИАС "Выборы" была апробирована в 1999 году. Верхний, или интеллектуальный уровень обеспечивает "Проком". За нижний отвечает подрядчик, который за несколько месяцев до выборов определяется по результатам тендера. Задача "нижней подсистемы" — поднять информацию, стекающуюся с избирательных участков в компьютеризированные округа, и передать в электронном виде в "центр". В "верхней" подсистеме происходит информационно-аналитическая обработка и сохранение информации, отображение на веб-сайте. В результате в Центризбиркоме наблюдают постоянно обновляющуюся картину подсчета голосов по заложенным в программу параметрам. Информация поступает не кусками, а бегущей строкой. Все желающие могут отслеживать результаты в режиме реального времени на веб-сайте ЦИК (www.cvk.ukrpack.net).
Однако полученные таким образом данные считаются предварительными. Официальные же результаты выборов объявляются после того, как ЦИК имеет на руках бумажные протоколы со всех избирательных участков. Они передаются "снизу" в ЦИК следом за электронными отчетами и могут задержаться в пути не одни сутки. Как правило, предварительные и официальные результаты (после подсчета "мокрых" протоколов) должны совпасть. Технология такова, что аналитика на "верхнем" уровне производится без вмешательства человека, и члены ЦИК как бы застрахованы от подозрений в каком-либо вмешательстве в ход подсчета голосов. Какие-либо нарушения возможны лишь на местах (в цепочке избирательные участки — окружные комиссии), как менее автоматизированных и защищенных от влияния "человеческого фактора".
Понятно, что и Центризбирком, и участники избирательного процесса, и наблюдатели, и избиратели заинтересованы в как можно скорейшем получении хотя бы предварительных результатов. Не случайно на ИАС "Выборы" не жалеют бюджетных средств.
По неофициальной информации, в 1999 году на подготовку к выборам Президента только "Проком" закупил оборудование и ПО Oracle на сумму более $750 тыс. Тем не менее, в ночь после первого тура выборов отказал программно-аппартный комплекс ЦИК, который удалось наладить через несколько часов.
Не обошлось гладко и в 2000 году. До сих пор в народе вспоминают о том, что тогда насчитали и объявили предварительные результаты референдума на миллион голосов больше, чем вообще в Украине граждан. Директор НПП "Проком" Галина Мандрусова не отрицает, что в апреле 2000-го предварительные данные действительно разошлись с официальными. Правда, по ее версии, обнародованные предварительные итоги были занижены (а не завышены. — Прим. авт.) по вине ошибок во время подсчетов бюллетеней на участках.
Не было до смеха и 1 апреля. Накануне выборов, во время пресс-конференции 22 марта, самая ответственная за подсчет голосов сторона в лице члена ЦИК Николая Коваля заявила: "Центральная избирательная комиссия ожидает получить предварительные результаты голосования на выборах 31 марта к 8.00 1 апреля". В феврале на пресс-конференции директор ЗАО ICS — компании-подрядчика на выборах-2002 — Сергей Маглюй назвал то же время.
Характерно, что, увлекшись подсчетом процентов, сравнительным анализом данных ЦИК, exit-poll и альтернативного подсчета результатов голосования, "обещанные 8 утра" и наблюдатели, и оппозиция, и опротестовывающие результаты кандидаты как-то выпустили из-под контроля. Таким образом, они "простили" более суток задержки важной для них информации.
На определенные размышления наводит и следующий факт. За две недели до 31 марта в руки народного депутата Александра Ельяшкевича попал якобы "Сценарий выборов", якобы написанный руководителем штаба "ЗаЕдУ". В нем, обнародованном на сайте "Украинской Правды", был и такой пункт:
"…8. Забезпечити технологічний розрив електронного підрахунку голосів до 2-х годин для детального уточнення результатів (при необхідності мати резерв часу до 5-7 годин)
Термін: до 20.03
Відповідальні: ЦВК, окружні комісії, Обласні адміністрації
Примітки: перелік причин з технологічним забезпеченням затримки необхідно відпрацювати і узгодити з керівництвом та технічним персоналом ЦВК…"
Оправдания режиссеров-2002
За объяснением, почему же все-таки сбились с обещанного графика, мы обратились в ЦИК и "Проком". И вот какой список основных причин услышали от начальника управления информатизации ЦИК Владимира Фурашева и директора НПП "Проком" Галины Мандрусовой:
— непрофессионализм членов окружных и участковых комиссий, так как это временные коллективы;
— особенности внесенных осенью-2001 поправок в Закон о выборах народных депутатов (которые, в частности, изменили принципы формирования комиссий и процедуру обработки бюллетеней. Как результат, комиссии на 70% были сформированы из непрофессионалов;
— много обрабатываемых бюллетеней (в одни руки избирателю выдавалось пять разных экземпляров).
Как видно, все объяснения пришлись на отсутствие постоянной инфраструктуры, непрофессионализм и на прописанные в Законе положения. По словам Галины Мандрусовой, "обалдевшая к ночи участковая комиссия и неквалифицированный персонал" привели к тому, что основной поток электронных сводок начал поступать из окружкомов в центр в 6 утра. Вместо ожидаемого пика к часу ночи. В это время только пошли первые сообщения.
Математический эксперимент
Мы решили произвести ряд собственных подсчетов.
1) Число избирателей разделили на количество территориальных комиссий
36 940 747:33 130 = 1 115,024
Округлив, получили среднее количество потенциальных избирателей на одном участке — 1000 чел.
2) Предположим, что на учет 1 бюллетеня комиссии нужно в среднем 10 секунд. Тогда на обработку всех бюллетеней на одном усредненном участке понадобится:
число бюллетеней, выдаваемых в одни руки, умножить на избирателей и на среднее время обработки бюллетеня
5х1000х10 = 50 тыс. секунд или 833 минуты или 14 часов.
А если на обработку одного бюллетеня будет уходить в два раза меньше времени — 5 секунд, тогда вложатся в 7 часов.
3) Необходимо сделать поправку на время сортировки после извлечения из урн и форс-мажорные обстоятельства (например, некоторые участки закрылись не в 20.00, а позже на несколько часов). На это — примерно 2-4 часа.
4) ИТОГО: максимум 18 часов (а это 14.00 1 апреля), минимум 9 часов (5 утра 1 апреля).
5) В нашем случае еще не учтена активность избирателей, которая составила немногим более 60%. То есть процесс обработки бюллетеней сокращается за счет незаполненных.
Получается разрыв между математикой и действительностью. По оперативным сводкам ЦИК, 1 апреля количество обработанных бюллетеней по общенациональному многомандатному избирательному округу составило: к 5.00 — 5%, а к 14.00 — чуть более 50%. Мягко говоря, под контролем и ЦИК, и ICS в график не вложились. А это значит, что на некоторых избирательных участках члены комиссии и наблюдатели сидели более суток (!) и считали, не передыхая?
Единственные. И неповторимые?
В истории Украины известен только один случай, когда на нижнем уровне ИАС "Выборы" сработали блестяще. Это был 1999 год, выборы Президента Украины и победившая в тендере команда Global Ukraine в расцвете сил (на то время).
Тогда в первом туре около 100% обработанных данных было передано "наверх" к 6-ти утра на следующий день после выборов. А во втором туре — к 7-ми. Во многом сказалась жесткая организация на этапе подготовки — это было ответственное испытание выборами, и никто не хотел ударить лицом в грязь.
В GU несли ответственность за сбор и передачу данных. Поэтому при подготовке тестирование прошла не только система "Выборы", зачеты устраивали и операторам. Люди были в прямом смысле выдрессированы. Если из центра управления сетью передачи данных (где можно было мониторить работу всех программно-аппаратных комплексов во всех 225 округах) видели, что где-то в цепочке происходит заминка — звонили им и поторапливали. Все было отработано с точностью хронометра.
В ожидании 2004
Увы, опыт GU остался невостребованным. Так, как они сумели грамотно просчитать все до мелочей, повторить не удалось ни Viaduk Telecom, ни ICS вместе с опытным НПП "Проком".
Статистика выборов — 2002
— участковых комиссий — 33 130
— окружных комиссий — 225
— в списки избирателей внесено
36 млн. 940 тыс. 747 чел.
— в народные депутаты ВР баллотировались 6 993 кандидата (по данным на 29 марта 2002 года)
На вопрос о будущем обеспечении выборов-2004 и об инициативах "Проком" Галина Мандрусова ответила, что "каждый раз нет ни финансирования, ни даже желания обсуждать. А как только жареный петух клюнет в темечко, начинается заключение договоров.
В ЦИК считают, что "Проком" сегодня на верхнем уровне зарекомендовал себя с хорошей стороны. Что касается нижнего уровня, то видят проблему в отсутствии постоянной инфраструктуры, которая действует по принципу полевой кухни. Особенностью технического обеспечения выборов-2002 останется черепашья медлительность. Исполнители понимают это. Извлекут ли они уроки и рискнут ли накануне президентских выборов-2004 анонсировать время появления предварительных результатов?
Цитата
"Чем больше проходит времени между действием и его обнародованием, тем больше искушение обвинить кого-то в чем-то. А все остальное — чистая математика. Чем быстрее совершается действие, чем быстрее оно становится известным, тем выше уровень объективности и прозрачности. Это — основа избирательного процесса".
Владимир ФУРАШЕВ, начальник управления информатизации ЦИК в комментарии "Инвестгазете" 3 апреля 2002 года
Подрядчики ИАС "Выборы", 1999-2002 гг.
Событие |
Дата |
Завершение обработки электронных протоколов голосования |
Подрядчик |
Дата проведения тендера |
Когда была развернута система |
Стоимость работ подрядчика |
Выборы президента Украины |
Выборы прошли в два тура — 31 октября и 14 ноября 1999 г. |
На следующее утро (6-7 утра) после голосования |
Global Ukraine |
Июль 1999 г. |
Начали разворачивать 3 сентября, закончили — в начале октября 1999 г. |
|
Всеукраин-ский референдум* |
16 апреля 2000 г. |
17 апреля к 6 утра — 90% протоколов |
Viaduk Telecom |
Договор заключили менее чем за 2 месяца до референ-дума |
Первые испытания начались за 3 недели до 16 апреля |
Около 400 тыс. грн. |
Выборы народных депутатов в ВР, районные и горсоветы |
31 марта 2002 г. |
1 апреля к 21.00 –90% протоколов |
"Информа-ционные Компьютер-ные Системы" (ICS) |
Декабрь 2001 г. |
Конец января 2002 г. |
472 тыс. грн. |
* — данные по референдуму предоставлены компанией Viaduk Telecom.