НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Теневая сторона Украины

В этом году Президент Украины подписал Указ "О мерах по легализации физическими лицами доходов, с которых не уплачены налоги", предусматривающий разовую легализацию доходов физических лиц, с которых не уплачены налоги, путем предоставления налоговой служб

В этом году Президент Украины подписал Указ "О мерах по легализации физическими лицами доходов, с которых не уплачены налоги", предусматривающий разовую легализацию доходов физических лиц, с которых не уплачены налоги, путем предоставления налоговой службе декларации о таких доходах без указания источников их происхождения. По существу этот документ предусматривает вывод из тени отдельного сегмента теневой экономики. Оценить объем теневой экономики Украины в нынешних условиях очень не просто, но вместе с тем необходимо для более четкого понимания ее влияния на хозяйство страны в целом. Заместитель председателя Верховной Рады Виктор Медведчук на одной из пресс-конференций высказал мнение, что реализация этого Указа Президента станет "первым шагом к легализации теневой экономики", которая сейчас занимает, по подсчетам специалистов, 50 — 60% всего объема ВВП Украины

Источники теневой экономики

Большинство экономических экспертов считают, что к теневой экономике относятся неучтенные и противоправные виды деятельности (деятельность субъектов, которые уклоняются от уплаты налогов, производство запрещенных товаров и услуг, подпольное производство продукции на некоторых предприятиях, незаконный вывоз товаров и денежных средств за рубеж, расхищение государственной собственности, связанное с коррупцией и т.д.). Так, если дать определение теневой экономики, то, в частности, "это такие виды деятельности, в которых, с точки зрения системы национальных счетов, создается новая стоимость, не учитываемая официальной статистикой".

Теневая экономика есть не только в Украине, но и присутствует во всех странах мира. Она только отличается объемами, структурой и механизмами осуществления. Так, по данным Всемирного банка, удельный вес теневой экономики в постиндустриальных странах составляет 10-14%, в Италии, Латинской Америке — 30%, в африканских странах — 30%, Чехии — 18%, других постсоциалистических странах — 40-60% ВВП (13% в Узбекистане, 47% в Украине, 64% в Грузии). Объемы теневой экономики в США составляют 8-12%, Канаде, Франции — 5-8%, Норвегии, Швеции — 6-7% ВВП. Например, оборот теневой экономики в Германии в текущем году достигнет нового рекордного уровня — 16% от ВВП. По оценкам экспертов тюбингского института прикладных экономических исследований, оборот теневой экономики в Германии вырастет до конца 2000 года на 0,5%, достигнув 640 миллиардов марок. В то время как темпы развития экономики ФРГ в текущем году составят, по прогнозам специалистов, всего 2,7%, теневая экономика развивается со скоростью 6,8% в год.

Легализация капитала, то есть теневой экономики, на самом деле непростая проблема. Теневая экономика, как показывает практика, особенно расцветает в странах с переходной экономикой, в том числе за счет предоставления налоговых льгот отдельным предприятиям, которые вполне могут платить налоги. Не зря новому составу правительства пришлось отменять 260 решений предыдущего правительства о предоставлении налоговых льгот отдельным предприятиям. Вместе с тем, уменьшится ли от этого общий объем теневой экономики, сложно прогнозировать, поскольку формирование теневого капитала процесс постоянный.

Ни одна развитая страна не может позволить себе такой роскоши, как предоставление льгот по акцизу, но в нашей переходной экономике льготы по акцизному сбору остаются. На одной из пресс-конференций первый вице-премьер-министр Юрий Ехануров сказал, что "пока нет решений, касающихся таможни по акцизам. Это будет отдельное рассмотрение, следующая группа бывших постановлений и распоряжений правительства". По словам Юрия Еханурова, сумму увеличения доходов бюджета в результате отмены льгот трудно оценить. "Когда задавали вопрос о сумме, министр финансов Украины Игорь Митюков сказал, что такими астрономическими суммами мы не оперируем". Следует отметить, что именно уменьшение объема теневой экономики способствует расширению налоговой базы.

Главной причиной роста теневой экономики в Украине был процесс инфляции, особенно в 1991 — 1993 гг. Именно в этот период большинство населения Украины стало бедным, а лишь небольшое количество граждан получили доходы благодаря возможности брать банковские кредиты, которые быстро обесценивались. А это позволяло им закупать большие партии товаров, которые быстро росли в цене за небольшой период времени. На разнице в ценах можно было получать баснословные прибыли.

Основой теневой экономики Украины также является бартер как постоянный источник доходов ее субъектов. Бартер в условиях инфляции был хорошим механизмом защиты субъектов хозяйственной деятельности от обесценивания их результатов работы. Но постепенно он перерос в механизм накопления доходов теневого сектора и полностью зарубил рыночное ценообразование, которое базируется на соотношении спроса и предложения на ту или иную продукцию.

Бартер и сегодня остается основной формой расчетов за отгруженную продукцию на предприятияхцементной (86,2%), шелковой (72,8%) и фарфоро-фаянсовой (71,2%) промышленности.Высокий удельный вес товарообменных операций на предприятиях тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (63,9%), по производству сборных железобетонных конструкций и изделий (57,9%), по выпуску строительных деталей из древесины и плит на древесной основе (62,7%), сахарной (62,4%) и рыбной (52,1%) промышленности.

На втором месте химическая и нефтехимическая промышленность, черная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. Доля этих отраслей в структуре бартерных операций в промышленности за период с начала года составила почти половину.

Если более глубоко проанализировать региональную структуру бартерных операций, то получится весьма интересная картина: так, более двух третей общего объема бартера занимает продукция промышленных предприятий Днепропетровской (19,0%), Донецкой (18,3%), Луганской (13,4%), Харьковской (6,8%), Запорожской (5,9%) и Полтавской (4,6%) областей. На предприятиях 16-и регионов удельный вес бартера превышал средний уровень по промышленности. Больше всего отгружено продукции на условиях бартера в Луганской (36,6%), Ровенской (35,6%), Херсонской (34,9%), Тернопольской (34,0%), Ивано-Франковской (33,1%) областях и в Автономной Республике Крым (31,6%).

Среди отраслей, которые подпитывают жизнь теневой экономики, на первое место вышла электроэнергетика. В 1999 году поставщики электроэнергии по регулируемому тарифу оплатили "Укрэнерго" 10 891 млн. гривен, или 79,5% купленной электроэнергии стоимостью 12 862 млн. гривен, в том числе деньгами только 897 млн. гривен, или 7%.

Именно поэтому сейчас правительство пытается внедрить новую концепцию функционирования энергорынка.

Похвально, что по сообщению Государственного комитета статистики удельный вес бартера в расчетах промышленных предприятий Украины в январе — марте текущего года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 34,8% до 19,8%, а доля денежных расчетов за отгруженную продукцию возросла на 18,3%. Вместе с тем, промышленные предприятия Украины в первом квартале отгрузили продукцию (предоставили услуг) на общую сумму 29,1 млрд. грн., из них на 5,7 млрд. грн. — на бартерных условиях.

Следует также сказать, что источником теневой экономики являются именно те отрасли промышленности, которые ориентированы на экспорт, где концентрируется валютная выручка.

В тени концентрируется также "добровольная" плата официально работающих предприятий отдельным чиновникам или посредникам для избежания затруднений в своей деятельности (аренда служебных помещений, инспекционные проверки, получение различных разрешений для осуществления внешней торговли и т.д.).

Теневая экономика Украины прямо влияет на развитие свободной конкуренции как основы рыночной экономки и значительно ухудшает инвестиционный климат страны. Поэтому по показателю "экономическая свобода", который определен американским изданием Wall Street Journal, Украина принадлежит к категории стран с характеристикой "преимущественно несвободная экономика". По данным экспертов Всемирного банка, по показателю "открытость экономики" экономика Украины оценивается как "закрытая". По уровню открытости экономики в 1998 году Украина была 8-й среди стран бывшего СССР. Ее обогнали не только страны Балтии, но и Армения, Молдавия и Россия.

Методики оценки

В связи с тем, что объективно оценить объем теневой экономики практически невозможно из-за отсутствия открытых показателей объема потоков капитала, то многие эксперты используют разные методики оценки. В целом можно выделить следующие методы:

- "потребление электроэнергии" (использует Всемирный банк) и, как уже отмечалось выше, размер теневой экономики Украины варьирует от 47% до 51% от ВВП. В промышленно развитых странах потребление электроэнергии тесно связано с динамикой изменения ВВП;

- сопоставление официальных доходов с реальными расходами домашних хозяйств на основе опроса семьи. Этот способ плох тем, что в основном он базируется на субъективизме, а опросом практически нельзя охватить все трудоспособное население страны;

- использование национальных счетов, которые включают основные компоненты производства (например, Государственный комитет статистики делал предварительные оценки теневой экономики в отдельных отраслях: торговля, сельское хозяйство);

- монетарный подход Кейгана, который учитывает, какая часть национальной валюты используется для оборота в теневой экономике. Недостаток этого метода состоит в том, что он не учитывает деятельность, финансируемую не в национальной валюте (бартерная торговля и деятельность, которая финансируется в иностранной валюте).

В конце прошлого года Фондом "Интеллектуальная перспектива" был проведен экспертный опрос 106 руководителей небольших частных предприятий в пяти регионах Украины, а также в Киеве и Симферополе. Сферами деятельности предприятий, руководители которых были опрошены, являются производство и строительство, аграрный сектор, услуги, торговля, финансовый сектор. В ходе исследования проявились любопытные детали понимания руководителями малых предприятий специфики теневой экономики и коррупции в Украине. Большинство экспертов (58%) подразумевают под теневой экономикой "незаконную, специально скрытую от государственных органов экономическую деятельность". В то же время почти столько же (57%) опрошенных предпринимателей считают, что теневая экономика — это "легальная экономическая деятельность, в процессе которой происходит полное или частичное уклонение от уплаты налогов, сборов, штрафов и других обязательных платежей".

О масштабе теневой экономики Украины свидетельствует хотя бы тот факт, что только один гражданин Украины сумел вывезти за пределы страны немаленький капитал: так, Павел Лазаренко обвиняется американской юстицией в попытке отмывания $114 млн., полученных им незаконным путем и переведенных на зарубежные счета в 1994-1999 годах.

Еще один пример: независимый профсоюз энергетиков требует упразднить институт независимых поставщиков электроэнергии и предоставить облэнерго право поставлять потребителям 100% электроэнергии. По данным профсоюза, "независимые поставщики реализуют в Запорожской области более половины электроэнергии, выбивая наиболее платежеспособный сектор. На долю облэнерго остаются, как правило, неликвидные потребители. Профсоюз считает необходимым оставить в области одного поставщика — облэнерго". По словам президента В.Погорелого, независимые поставщики переманивают к себе наиболее платежеспособных потребителей за счет применения на розничном рынке заниженных цен на электроэнергию. По данным профсоюза, ни один независимый поставщик за время существования украинского оптового рынка электроэнергии не рассчитывался денежными средствами за приобретенную на нем электроэнергию. Поэтому правительство Украины в апреле запретило отпускать электроэнергию с оптового рынка по бартеру независимым поставщикам — кредиторам энергокомпаний, и сейчас в качестве независимых поставщиков на рынке работают только генерирующие компании и арендаторы энергоблоков.

Использовав общепризнанную в мире методику определения объема теневого сектора по показателю потребления электроэнергии, по моим подсчетам, в 1999 году доля теневого сектора от фактического (реального) ВВП (фактический ВВП был рассчитан исходя из уровня изменения потребления электроэнергии) составила больше 52%. Расчеты базировались на следующем принципе: увеличение (сокращение) реального ВВП на 1% приводит в том же году к увеличению (сокращению) потребления электроэнергии также на 1%. Следует отметить, что динамика темпов роста теневого сектора в прошлом году резко замедлились (0,70%) по сравнению с периодом, когда в Украине наблюдался инфляционный всплеск (среднегодовой рост теневой экономики составлял больше 20%). Это свидетельствует, что в стране, по сути, закончился период первичного накопления капиталов.

Вместе с тем, по словам премьер-министра Украины Виктора Ющенка на недавнем совещании представителей топливно-энергетического комплекса, "энергетика является территорией, которая полностью не контролируется государством". Так, он подчеркнул, что только за один месяц с энергетики 200-300 млн. грн. выводится в тень. По мнению специалистов, сокращения показателя потерь электроэнергии до нормативных показателей дало бы дополнительные поступления в размере больше чем $200 млн. в год.

Таким образом, сегодня экономика страны полностью находится под контролем теневого капитала и без хирургического вмешательства в этот процесс невозможно будет создать хотя бы предпосылки для развития рыночной экономики.

Комментарии

Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:

— Под теневой экономикой я понимаю любое производство доходов, скрытое от налогообложения. Общепринятое деление на криминальную и некриминальную теневую экономику в значительной мере условно. В большинстве стран сокрытие дохода от налогообложения — само по себе уголовное преступление. Но для целей анализа приходится разделять как принципиально различные социальные явления: экономику уголовного мира, основанную на насилии (рэкет, наркотики, проституция), и обычное предпринимательство (труд), скрытые от налогообложения. Впрочем, нужно всегда помнить, что и "благопристойная" теневая экономика имеет свойство быстро криминализоваться.

Теневая экономика существует повсюду, где взимаются налоги. Другое дело, каковы ее масштабы. В рыночных экономиках доля скрытых доходов не превышает 15%. В бывшем СССР была своя теневая экономика: "цеховики", валютчики, нелегальный наемный труд. Но не это определяло основные искажения легальных хозяйственных процессов. Государственная экономика управлялась по объемным показателям, которые было выгодно завышать. При отходе от подобного управления приписывать стало бессмысленно. Я думаю, отход от приписок привел к значительному (по крайней мере, на 10 — 15%) снижению легального ВВП в 1992 — 1993 гг. Позднее развал старой системы управления и резкое ослабление государства привели к хаосу в хозяйственной сфере. Теневая экономика была ответом народа на этот хаос.

По мере развития теневой экономики формировался крупный теневой капитал, сращенный с государственной бюрократией. Но все равно возникала наша теневая экономика снизу, в отличие, скажем, от русской, где с самого начала доминировал крупный теневой капитал, связанный с эксплуатацией природных ресурсов. Сегодня невозможно выделить фирму или предпринимателя, работающих только в легальной или нелегальной сферах. Практически каждое юридическое или физическое лицо пребывает в обоих сферах. Разнятся только пропорции.

Не думаю, что гордость — это то чувство, которое мы должны испытывать при описании нашей теневой экономики. Чем дольше существует теневая экономика, тем она опаснее. Во-первых, она не приемлет долгосрочных капиталовложений. Это означает, что вся производственная инфраструктура, все фондоемкие отрасли, инновационные производства приходят в упадок. Во-вторых, общество, где подобная экономика преобладает, неотвратимо криминализуется. В-третьих, монополистические региональные теневые кланы разрывают единый народнохозяйственный комплекс.

С теневой экономикой нашего масштаба невозможно бороться исключительно силовыми методами. Более того, выборочно примененные силовые методы скорее способствуют победе одних силовых кланов над другими, чем снижению масштабов теневой экономики в целом. Силовые структуры должны бороться с криминальными проявлениями теневой экономики, а не причинами, ее порождающими, которые они не в состоянии подавить. Главные причины — это, во-первых, экономический беспорядок, то есть неспособность государства обеспечить соблюдение прав собственности и исполнение договоров. Во-вторых, неадекватно высокая налоговая нагрузка для данного уровня доходов. Теневая экономика — порождение недееспособного государства, которое должно реформировать самое себя, дабы обеспечить неотвратимость и всеобщность принятых "правил игры" и адекватную налоговую нагрузку. Тогда теневая экономика отступит.

Теневая экономика исследуется разными способами, но их результаты, на мой взгляд, недостаточно точны, чтобы на них можно было опираться в практических управленческих решениях. Поэтому рассуждения о доле теневой экономики в значительной степени спекулятивны. И когда вам сообщают о 30 — 50 — 80%, это означает не более чем "очень много".

Ульрих ТИССЕН, международный экономист Немецкой консультативной группы по вопросам экономических реформ в Украине:

— Оцениваемый объем теневого сектора в Украине в товарном выражении ВВП является очень высоким. Несмотря на это, его необходимо рассматривать обязательно в сравнении с аналогичными показателями в других странах. В результате такого сравнения станет ясно, что проблема теневой экономики характерна не только для Украины или стран с переходной экономикой, но и для развитых стран. Существуют различные оценки объемов теневой экономики для стран с развитой экономикой. Но интересен тот факт, что независимо от того, какой метод оценки объема теневого сектора используется, более низкие показатели всегда в Швейцарии — менее 10%. В других странах (я прежде всего говорю о странах большой семерки) тенезация экономики значительно выше. Например, в Германии теневой сектор оценивается примерно в 20 — 25% ВВП в товарном выражении.

Возникает вопрос, каким образом получилось так, что и в западных странах, и в странах с переходной экономикой показатели теневой экономики достаточно высоки? В отношении причин возникновения теневой экономики в литературе существует единое мнение. Если не говорить о видах деятельности, которые сами по себе являются нелегальными (торговля наркотиками, оружием, проституция и т.д.), по всей видимости, проблема прежде всего в системе налогообложения. Кроме того, оказывает влияние вид социальной системы; сложность регулирования процессов, связанных с предпринимательской деятельностью; масштабы видов деятельности, доходы от которых не декларируются. В Украине к этому добавляется еще и то, что многие просто боятся приводить реальные данные о своих оборотах. Если говорить о доле теневой экономики в Украине, по всей видимости, за последние годы следует ожидать ее увеличения (для сравнения: когда в 1995 году мы проводили оценку теневой экономики, пришли к показателям ее объема порядка 50 — 60% от реально полученного ВВП). Хотя и были определенные сдвиги. Например, введение два года назад единого налога для малых предприятий было с моей точки зрения успехом. И насколько мне известно, поступления за счет этого налога значительно увеличились. Это означает, что большее количество малых предприятий официально зарегистрировали свои доходы.

Где же теневая экономика в основном сосредоточена? По этому поводу у нас существует очень мало подробных исследований. Многие оценки основываются на макроэкономических показателях, что позволяет говорить о тенденциях в экономике в целом, но делает невозможным дробление (имеется в виду доля наличных в общем обороте денег, показатель энергопотребления) на отдельные отрасли. Поэтому, если существует необходимость иметь реальную картину с теневым сектором по отраслям, все становится еще более туманным.

Можно предположить, что теневая экономика в значительной степени сосредоточена в сельском хозяйстве; в сфере поставок и материально-технического снабжения; возможно, в сфере услуг, за исключением розничной торговли техникой, где каждая проданная вещь проходит через кассу. То есть теневая экономика есть везде, где существует возможность легкого ухода от необходимости регистрации транзакций. Кроме того, есть все основания предполагать, что многие предприятия (в основном государственные) работают половину дня официально, а половину неофициально. Возможно, государственные предприятия подвержены проблеме теневой экономики еще больше, чем частные, поскольку государство может подвергнуть частные предприятия очень сильному влиянию. В то же время, как ни парадоксально, применение таких санкций к госпредприятиям практически нулевое. В этом и заключается проблема украинской экономики, что в Украине очень много государственных предприятий, многие из которых очень крупные, но контроль на них не работает.

К сожалению, все о чем я говорил, достаточно грубые допущения. Опровергнуть или подтвердить их, возможно, позволит очередное исследование теневого сектора в Украине, которое мы планируем провести в этом году (в июле-августе).

Тарас ТКАЧЕНКО, экономист Международного центра перспективных исследований:

— Теневая экономика — это та часть экономики, где создается добавленная стоимость, неучтенная официальной статистикой. Это может быть как легальная деятельность, которая не отражается в финансовых отчетах, так частично и нелегальная деятельность — использование чужих торговых марок, незапатентованное производство, видео-, аудиопиратство.

На мой взгляд, теневая экономика вызвана зарегулированностью бизнеса, высокими налогами, возможностью уклонения от этих налогов. И еще с чем связаны значительные объемы теневой экономики в нашей стране (50 — 60%, а по некоторым оценкам до 100% официального ВВП), так это с переходом к рынку. Вероятно в теневом секторе задействованы наиболее бартеризированные отрасли — машиностроение, угольная промышленность, промышленность строительных материалов. Можно предположить, что отрасли, ориентированные на экспорт, работающие по давальческим схемам и использующие трансферное ценообразование — металлургия, легкая промышленность, — могут уводить часть добавленной стоимости за рубеж с целью ухода от уплаты налогов. Теневая экономика также существует в индивидуальном строительстве, розничной торговле и сфере услуг.

С экономической точки зрения теневая экономика плоха тем, что, создавая неравные условия, не позволяет работать механизму здоровой рыночной конкуренции. То есть кто-то, работающий в тени, не являясь самым производительным и качественным игроком, обойдет более эффективных производителей, которые платят все налоги. Я как экономист оцениваю проблему теневой экономики двумя главными аспектами: не работает конкуренция и уменьшаются доходы бюджета. Что же касается конструктивного влияния теневой экономики, оно заключается в том, что в условиях нестабильности, высоких налогов и зарегулированности бизнеса теневой сектор служит в качестве самозащиты. И это симптом того, что экономическая политика неправильная.

Легализация теневой экономики возможна путем уменьшения затрат бизнеса, связанных с налогообложением и регуляцией. И увеличением выгод работы в официальном секторе, связанных, в частности, с лучшей юридической защитой имущественных прав. Государство должно уменьшить налоговое бремя, упростив налоговую систему и снизив ставки налогообложения. Запрет неденежных расчетов с бюджетом и отмена многочисленных налоговых льгот способствуют выравниванию условий игры и являются эффективной мерой борьбы с теневой экономикой.

Ярослава БАЗИЛЮК, Центр антикризисных исследований:

— На современном этапе развития источниками подпитки теневой экономики выступают приватизация ликвидных предприятий и "операции" с землей. Чувствуется некоторое уменьшение темпов прироста теневой экономики за счет завышения материальных расходов вследствие ограниченности этого механизма тенизации, хотя эта составляющая играет ведущую роль при уклонении от налогообложения. Вообще, источники питания теневой экономики постепенно сокращаются, что будет определять рост конкуренции среди теневых структур за доступ к ним.

Тенизация всех сфер жизни украинского общества требует осторожного подхода к сокращению нелегального сектора. Административные меры на старой основе скорее всего оказываются недейственными, и на каждую репрессивную меру ответом станет еще больший уход от легальных начал осуществления деятельности.

В самом деле, ни государство, ни наемный работник, а тем более предприниматель, не удовлетворены существующими "правилами игры" в официальном секторе. Причина одна — недостаток средств для обеспечения нормального и расширенного воссоздания хотя бы одного из перечисленных субъектов. Непомерные "аппетиты" государственных органов власти в виде официальных, а со временем и "неофициальных", платежей заставляют предпринимателей все чаще отходить от официального ведения бизнеса. Между тем, необходимо признать и реальность эксплуатации наемных работников в виде присвоения предпринимателями результатов их работы и неудовлетворительного возмещения потраченных физических и интеллектуальных способностей. От такого состояния вещей неудовлетворенными остаются все три стороны, без взаимодействия которых выход Украины из теневой эпопеи нереален.

В Украине возможны два сценария развития событий. Первый. Руководящие органы вносят комплексные коррективы в экономические программы и уравновешивают норму прибыли для всех секторов экономики, предоставляя всем субъектам рынка получать высокую прибыль за счет эффективного и немонопольного труда. Второй. В Украине продолжается разворачивание экономического кризиса, активное распределение экономического пространства на сферы влияния, установление монопольных цен и тарифов, что будет обуславливать отход от денежных форм оплаты, повышение неэффективности работы в легальном секторе, и, самое главное, рост цен на товары украинского производства, что при низких зарплатах приблизит социальный взрыв. Произойдет ускорение оттока из Украины ресурсов (финансовых, трудовых, сырьевых). Каким именно путем произойдет украинский вариант рыночной трансформации, увидим в ближайшее время.

Виктор Пинзеник, народный депутат, член комитета ВРУ по финансам и банковской деятельности:

— ТеневаЯ экономика внешне ничем не отличается от обычной. Абсолютное большинство населения является участниками теневых оборотов. Другое дело, что никто точно не знает, принимает участие в теневом обороте или нет. Например, купленные сигареты, возможно, из теневого оборота. Ведь нельзя сказать наверняка, уплатили за них налоги или нет. Отличия легальной и нелегальной экономики лишь в том, что в первой платятся налоги, а во второй нет. Причем, теневой экономики в чистом виде не существует — просто иногда создается впечатление, что у нас есть два диаметрально противоположных сектора. На самом деле, они переплетаются в легальной и нелегальной деятельности. И даже та деятельность, которая абсолютно нелегальна, в конечном итоге приводит к легальной. Например, кому-то выплатили нелегальную зарплату (в обход налогообложения), на следующий день такой человек идет в магазин купить что-нибудь и уплачивает НДС. То есть, в конечном итоге происходит налогообложение.

Теневая экономика есть везде. Была она и в бывшем СССР. Другое дело, что ее масштабы были иными. В Союзе теневая экономика очень часто навязывалась самой системой — тип общественного устройства предопределял ее существование. Тому примером классическое явление "цеховиков": это были абсолютно нормальные люди, которые, возможно, и хотели бы платить налоги, но система не позволяла им заниматься частной деятельностью. Теперь, в условиях рынка, это никому не запрещено. Однако и причины, обуславливающие существование теневой экономики в наши дни, несколько иные. Среди наиболее часто упоминаемых — высокие налоги, но на самом деле причин намного больше. Все они связаны с неправильной ролью государства. Например, сегодня только и говорят, что о коррупции и взяточничестве. А их источником, как правило, являются нелегальные доходы. Представим себе ситуацию, что кому-то необходимо решить какой-то вопрос у чиновника. Для этого нужно дать взятку. Статьи расходов, на которую можно было бы легально отнести взятки, у нас нет. Откуда в таком случае взять деньги, как не из теневых оборотов?.. Или, например, возьмем бюджетную сферу. Непрозрачность расходов бюджета также провоцирует появление теневого сектора экономики. В некоторых случаях, к сожалению, просто невозможно работать, если не задействовать режимы теневой экономики.

Для того, чтобы решить проблему теневой экономики, необходима масштабная дерегуляция (создание среды, где человек будет защищен от своеволия чиновника), прозрачность бюджетных отношений и, конечно, налоговая система, в условиях которой будет выгодно работать легально. Какой-то последовательной цепочки решений нет. Есть комплексный набор решений, которые необходимо принять. Например, что означает существование картотеки? По сути, это то, что обуславливает уход в тень. Когда у предприятия забирают деньги без ведома, не остается ничего другого, кроме как работать по бартеру. А бартер — та же теневая экономика. Так что на самом деле проблема теневой экономики — это проблема реформ.

В последнее время было предпринято ряд шагов на пути уменьшения теневой экономики: проведение административной реформы, ограничение бюджетных взаимозачетов, введение режима исключительно денежных расчетов в некоторых секторах экономики. Но этого мало. Нужны стабильная прогнозированная политика государства в целом и структурные реформы, которые бы сделали прозрачной саму среду.