НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Точка отсчета

У IP-телефонии в Украине есть все шансы повторить подвиг мобильной связи, по развитию которой мы не особо отстаем от развитых стран. В мире IP-телефония развивается около 5 лет, в Украине — около двух, так что временной разрыв минимальный. Несмотря на это

У IP-телефонии в Украине есть все шансы повторить подвиг мобильной связи, по развитию которой мы не особо отстаем от развитых стран. В мире IP-телефония развивается около 5 лет, в Украине — около двух, так что временной разрыв минимальный. Несмотря на это, мы пока находимся в самом начале пути

Говоря об IP-телефонии в Украине, хотелось бы сразу выделить два момента. Во-первых, под IP-телефонией в большинстве случаев подразумевается технология voice over IP (передача голосовых пакетов поверх передачи данных), хотя некоторые операторы и выделяют под нее отдельные каналы. Во-вторых, речь пойдет, в основном, о международной связи.

Пионером внедрения IP-телефонии в Украине стала компания "Инфоком", стартовав с этой услугой в 1998 году. Годом позже на рынке появилась компания Unitel, сначала как ресселер трафика "Инфокома", а с июля прошлого года как самостоятельный VoIP-провайдер. И на этом развитие рынка на тот момент закончилось. Два года назад на мой вопрос о перспективах IP-телефонии в Украине директор интернет-провайдера Relcom Алексей Бурсук только поморщил нос. Прошло время.

Бум IP-телефонии пришелся на конец 2000 — начало 2001 года. Если брать киевский рынок (как наиболее емкий), то сейчас на нем конкурируют 9 брендов (заранее извиняюсь, если кого не назвал): "Инфоком", Unitel, "Приоком", "Интертелеком", ULT, "Алло!" , Alter Telecom, Connect ("УкрКом" с Global Ukraine) и "Фарлеп" ("Укравиателеком").

Директор Global Ukraine Юрий Корж говорит, что только в этом году они решили, что пришло время для IP-телефонии, хотя отслеживали ее развитие с 1998 года. "На рынке появилось профессиональное оборудование, да и Интернет стал более скоростным", — объясняет он свою позицию.

Привлекательность рынка услуг IP-телефонии сейчас, по словам менеджера "Алло!" Виталия Ворожбита, заключается в том, что на нем достаточно просто начать работать и, главное, зарабатывать.

Кроме этого, в Украине отсутствуют лицензионные барьеры для проникновения на этот рынок. В то же время неоднозначность юридического статуса IP-телефонии (международная связь или передача данных) отпугивает потенциальных участников рынка. Некоторые даже уверены, что в Украине она запрещена, как в Молдове. Но, слава Богу, по пути запретов мы вряд ли пойдем. Председатель Государственного комитета по связи и информатизации Олег Шевчук недавно сообщил, что в недрах возглавляемого им учреждения уже существует проект постановления о лицензировании услуг IP-телефонии. Причем плата за лицензию, по словам Шевчука, будет разумной.

Мы делили апельсин

Как и у любого рынка, у IP-телефонии есть low-end (розница, карточки предоплаченного сервиса) и high-end (корпоративные клиенты).

На сегменте prepaid-услуг присутствуют все вышеперечисленные операторы, "Фарлеп" пока только в Одессе. Безусловным лидером сегмента сейчас является бренд "Алло!", хотя и появился он только в декабре прошлого года. Тогда и началось перераспределение рынка. Как говорит Виталий Ворожбит: "Мы наделали много шума на этом рынке, и наши конкуренты это почувствовали". Успех "Алло!" обеспечили продуманная маркетинговая политика продвижения товаров на массовый рынок, агрессивная реклама, а также быстрое формирование сети точек конечной реализации предоплаченных карт. В общем, есть чему поучиться.

Достаточно ярко передел рынка иллюстрирует статистика ресселера prepaid-карт — компании "Бест" (см. график справа). Хотя она и не отражает всей сети реализации провайдеров, но общее представление о том, "кто есть who" на рынке IP-телефонии, дает.

Утверждение, что монополизм расслабляет, в очередной раз подтвердилось. Отвыкший за "100 лет одиночества" от ощущения дыхания конкурента в спину "Инфоком" перестал уделять достаточное внимание популяризации услуги среди широких слоев населения. Это видно и из рекламного бюджета, выделяемого на IP-телефонию (пример — рекламный блок "Инфокома" в метро в 4 раза меньше рядом висящей рекламы "Алло!"). В результате, за три месяца доля "Инфокома" на рынке prepaid-услуг сократилась более чем в 2 раза — с 70 до 30% (!!!). Правда, с апреля "Инфоком" ввел посекундную тарификацию и снизил тарифы до уровня основного конкурента, намереваясь вернуть себе 40% рынка. "Поотщипывал" "Алло!" и доли других операторов.

В целом, рынок prepaid-услуг пока поделен между 4 брендами: "Алло!", "Инфоком", Unitel и "Приоком". Емкость его пока невелика — продажи в пределах десятков тысяч долларов ежемесячно.

Рынок корпоративных клиентов является более рентабельным, что повышает требования к качеству предоставляемых услуг. На нем отследить доли участников тяжело, но, по словам самих операторов, лидер там тот же.

Третий сегмент рынка — это уже высший пилотаж: предоставление телефонии в комплексе IP-услуг, когда при построении корпоративной сети клиента, он получает Интернет, передачу данных, голоса и даже изображения в одном флаконе. Эти интегрированные услуги уже более дорогостоящие, и "потянуть" их могут только крупные операторы, предоставляющие услуги Интернета и передачи данных на профессиональной основе. О долях на рынке здесь говорить пока не приходится. Таких "жирных" клиентов пока единицы. Во-первых, не так много компаний, которым в принципе нужен такой пакет услуг. Во-вторых, из тех, что остались, не так много территориально распределенных и т.д.

Продолжение следует

По словам VoIP-провайдеров, IP-телефония сейчас занимает около 1% исходящего международного трафика в Украине, а предложение услуг операторов охватывает менее 1% потенциальных потребителей. А потребителями IP-телефонии, в принципе, могут стать все 11 млн. существующих в Украине телефонных абонентов (без коррекции на телефоны без тонального набора).

Что касается темпов роста, то об абсолютных показателях компании не говорят, но по данным Unitel за первые полгода самостоятельного предоставления услуг IP-телефонии, трафик, переданный компанией, вырос на 130%.

Так что перспективы самые радужные.

В то же время, сложившаяся на данный момент ситуация на рынке несколько настораживает. Не успев родиться, рынок IP-телефонии фактически вступил в стадию ценовых войн. Последние пару месяцев операторы только тем и занимались, что снижали тарифы. В свою очередь, снижение тарифов, учитывая закон сохранения, влечет за собой снижение качества, что может привести к миграции абонентов (особенно корпоративных) обратно в лоно традиционной телефонии.

Но хочется надеяться, что на рынке IP-телефонии не повторится ситуация обвала цен на рынке dial-up доступа в Интернет (это, когда ни доллара, ни Интернета).

Предпосылки к "выздоровлению" уже есть, начинается конкуренция услуг. С 1 апреля "Приоком" вышел на рынок со "странными" карточками — картами prepaid-сервиса, позволяющими звонить по определенному направлению (например, только в Штаты) с большей выгодой для абонента. Unitel с 3 апреля внедрил интернет-роуминг с 15 странами, позволяющий его абонентам пользоваться там карточками коммпании. О перспективах междугородней телефонии мнения операторов разделились.

Во-первых, не все VoIP— провайдеры вышли в регионы. Исключения: "Инфоком" представлен еще во Львове, "Алло!" — в Одессе, "Фарлеп" — в Одессе и Донецке. Карточки Unitel продаются во всех крупных городах Украины. По словам директора по маркетингу и сбыту компании Артема Зайцева, сеть реализации в областных центрах насчитывает от 200 точек. "Мы построили свою стратегию на максимальном проникновении в регионы", — говорит он. Во-вторых, многие считают предоставление IP-телефонии внутри страны неперспективным — привлекательность IP-телефонии в дешевизне услуг, а междугородные тарифы и так невелики. Кроме этого, морально устаревшая сеть "Укртелекома" не всегда позволяет донести IP-телефонию в массы, а свою сеть строить довольно дорого.

Несмотря на это, внутристрановая IP-телефония существует. У "Инфокома" — пока между Киевом и Львовом, у "Фарлеп" — Киев, Одесса, Донецк. Тарифы на нее — в 2-3 раза дешевле укртелекомовских.

Рынок IP-телефонии растет, расширяется и круг его потенциальных операторов.

О планах передавать голос пакетами уже говорят "Укртелеком", "Утел" (кстати, уже тестировавший междугородный канал связи по IP-протоколу) и даже UMC.

Глядишь, и в Украине к 2005 году 35% голосового трафика будет приходиться на IP-телефонию.