- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Третий уровень как залог успеха
Государство основательно готовится к внедрению пенсионной реформы. Вся задолженность по пенсиям погашена, первый уровень, то есть существующий солидарный, совершенствуется. Создание же Накопительного фонда как второго уровня новой системы пока под вопросом. Одним из обязательных условий появления этого фонда является опыт функционирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, которая и составляет третий уровень. И пока последняя не будет работать, так и останемся мы, хотя и с реформированной, но все же с солидарной системой
Первый прошли, осталось два
ПЕРВЫМ шагом к внедрению пенсионной реформы стало введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования по всей Украине. В настоящее время в этой системе зарегистрировано более 18 млн. человек, при этом в эксперименте уже принимают участие 11 регионов Украины, в том числе и г. Киев. Но таким образом реформируется лишь существующий и пока единственный уровень из запланированных трех.
Вообще-то о необходимости будущей трехуровневости системы пенсионного обеспечения в Украине уже почти никто не спорит, хотя сначала это основное положение реформирования вызывало много критики. Оставшимся недовольными ставятся в пример пенсионные системы подавляющего большинства стран, в которых солидарная система если и существует, то в комплексе с другими видами пенсионного обеспечения. Кто, например, не знает о более чем успешном полном переходе к накопительной системе в Чили? Но в то же время существует и печальный опыт Казахстана, попытавшегося осуществить такой же переход, но не сумевшего сделать этого, более того, загнавшего при этом свою экономику в глубокий кризис. Поэтому в Украине решили: пусть останутся и волки сыты, и овцы целы.
Ожидается, что существующая солидарная система останется, но кроме нее появится обязательная накопительная, а также добровольная накопительная система. В солидарной системе средний размер пенсий будет составлять 25-40% заработной платы, а пенсионные выплаты с накопительных пенсионных счетов — около 25%. Таким образом, общие пенсионные выплаты будут составлять 50% от зарплаты, которую работающий получал перед выходом на пенсию. Но пока еще никто не знает, сколько же каждый будет платить в накопительную систему, а сколько — в солидарную. И что интересно: управление Накопительным фондом будет осуществлять все тот же Пенсионный фонд.
Негосударственное пенсионное обеспечение
В КОНЦЕ прошлого месяца на базе МАУП был проведен семинар "Пенсионное обеспечение в Украине", в котором приняли участие Министерство труда и социальной политики, Пенсионный Фонд, ГКЦБФР, Международная компания по планированию и развитию PADKO, а также Ассоциация негосударственных пенсионных фондов. Основой для обсуждения стали проекты законов "Об общеобязательном государственном пенсионом страховании" и "О негосударственном пенсионном обеспечении". Основной же акцент был сделан именно на последнем. По словам начальника отдела работы с финансовыми посредниками управления развития фондового рынка ФГИУ Елены Кучеренко, окончание сертификатной приватизации и непринятие во втором чтении законопроекта о паевых и корпоративных инвестиционных фондах вынуждают рынок искать новые формы развития системы коллективного инвестирования.
Дело также в том, что негосударственные пенсионные программы в том или ином виде существуют и сейчас, то есть они интересны населению и востребованы им. Упомянутая выше Ассоциация негосударственных пенсионных фондов Украины была зарегистрирована еще в 1992 году и на сегодняшний день объединяет более 20 компаний, работающих именно в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. Входят в Ассоциацию негосударственные пенсионные фонды (НПФ) "Добробут", "Укоопстлка", "Киевэнерго", "Перспектива-99", "Армапенсион", "СПАС", "Крымспо-живстлка", НПФ им. В. Т. Гуца, НПФ банка "Украина", три НПФ "Облспоживспш-ка" в Херсоне, Ужгороде, а также в Чернигове, Первый международный НПФ в Харькове.
И вот теперь апологеты пенсионной реформы решили сделать НПФы составной частью или даже одной из опор пенсионной реформы. Нужно, конечно же, отметить, что описанная далее система существует пока только на бумаге в виде уже упомянутого законопроекта "О негосударственном пенсионном обеспечении". И возможность ее внедрения в жизнь зависит от принятия последнего хотя бы в первом чтении. Основным камнем преткновения в данном документе является обязательная неприбыльность НПФ, а также тезис о том, что "Пенсионный фонд не имеет собственных работников и должностных лиц". К тому же сам фонд не может решать, куда вкладывать деньги, полученные в виде взносов на специальный счет в банковском учреждении — хранителе. Это будет делать компания, осуществляющая управление активами (см. схему).
Открытый, но агрессивный НПФ
ЗАКОНОПРОЕКТ предусматривает создание трех типов НПФ: открытые, корпоративные и профессиональные. Участником открытого фонда может стать любой человек, то же касается и учредителей. В корпоративном фонде работодатель как учредитель должен создавать условия для пенсионного обеспечения своих работников, которые будут участниками такого фонда. Профессиональные же фонды будут построены по принципу профессиональной принадлежности. То есть объединения граждан или юрлиц будут создавать фонды, в которых будут участвовать люди, относящиеся к конкретным видам профессий, например, только адвокаты, либо только учителя.
Но самым интересным с точки зрения потенциальных основателей фондов является то, что они должны наперед определиться, каким будет фонд: агрессивным, умеренным или консервативным. Такой выбор должен быть отображен в уставе, и его нельзя изменить. В зависимости от задекларированного вида фонд, вернее, компания по управлению его активами, будет выбирать объекты вложения денег нашего населения. Например, консервативный фонд должен вкладывать деньги преимущественно в малорисковые и, соответственно, малоприбыльные ценные бумаги, такие как государственные облигации , либо просто класть деньги на депозит в банке.
Вообще, долгосрочное вложение денег в ценные бумаги, особенно украинские, должно происходить лишь в условиях развитого фондового рынка. А именно отсутствие такового привело к краху новую пенсионную систему в Казахстане. Как утверждает советник по вопросам финансовых рынков компании FMI Александр Дудко, инструментов для инвестирования у нас вполне достаточно. Сложности же начинаются с определения рисков, поскольку подавляющее большинство классических методов основано на историческом прошлом активов, тогда как в Украине существует даже проблема официально признанного индекса фондового рынка.
Понятно, что при вложении денег на достаточно длительный срок должна присутствовать уверенность хотя бы в том, что они будут возвращены, желательно с процентами. Наиболее же важным является то, чтобы их не "съела" инфляция. Вот как раз именно этой уверенности у населения нашей страны нет. И, конечно же, нужно учитывать, что "государство не несет ответственности по обязательствам пенсионного фонда".
Вопрос о защите пенсионных активов участников НПФ, безусловно, сложный и плохо проработанный в соответствующих законопроектах — считает советник по юридическим вопросам компании PAD-КО Анна Нечай. Тем не менее, уже на сегодняшний день вырисовывается определенная схема защиты активов участников путем отделения их средств от средств других юридических лиц, работающих с этими активами. Во всяком случае, каждый из субъектов процесса управления активами (учредители, компания-администратор, компания по управлению активами, страховая организация, с которой участник подписывает договор страхования пенсии, хранитель) в рамках своих функций должен нести определенную ответственность за сохранность активов.
Пенсии через банки и страховые компании
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ пенсионное обеспечение будет осуществляться не только НПФ, но и банковскими учреждениями путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов. Но объем средств на этих счетах должен быть ограничен той суммой, которую банк может вернуть, пользуясь фондом страхования вкладов юрлиц. Сейчас эта сумма составляет всего лишь 500 грн.
Третья возможность — это заключения договоров страхования пожизненной пенсии и пенсии на обозначенный срок в страховой компании, которая занимается страхованием жизни. За границей это называется приобретением пенсионного аннюитета. Данная возможность пока является лишь рамочной, так как требует внесения соответствующих изменений в закон о страховании.
Мнение специалиста
Виктор КОЛБУН, начальник управления пенсионных реформ и пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной поли т ики
— Сколько сейчас существует негосударственных пенсионных фондов?
— На данный момент нет законодательства о деятельности НПФ. Соответственно, не существует и государственного органа, регулирующего их деятельность, а также органа, ведущего реестр таких учреждений. Поэтому сказать с точностью, сколько существует, не возможно. Они есть, и их число на сегодня измеряется де ми. Но все они действуют в правовом вакууме, а обязательства перед вкладчиками возникают. И это, естественно, опасно.
— Какие перспективы развития у разных видов фондов?
— В первое время негосударственные пенсионные фонды как грибы расти не будут. Я не думаю, что появится очень много открытых, а также профессиональных фондов. Сама по себе идея негосударственных финансовых учреждений как таковых в достаточной степени испачкана бывшими скандалами с теми же трастами. И завоевывать авторитет у людей новой системе придется уже всерьез. Скорее всего, роль клина, который будет пробивать это направление, будут играть корпоративные ПФ.
— Что означает понятие неприбыльности НПФ?
— Оно заключается в том, что учредители такого фонда создают его не с целью получения прибыли. То есть из ПФ дивидендов они получить не могут. Для этого им нужно создать компанию по управлению фондом, и она будет зарабатывать деньги, работая на коммерческой основе.
— Кто будет отвечать за защиту пенсионных вкладов граждан?
— Во-первых, будет создана Государственная инспекция по пенсионному страхованию. Во-вторых, сама система построена таким образом, что нецелевым способом использовать средства практически невозможно.