- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Уголь дорогой ценой
11 марта на шахте имени Баракова в городе Краснодоне Луганской области в результате аварии погибло 80 горняков. Страшно становится от того, что такие несчастные случаи, приводящие к людским жертвам, в нашей стране являются частью ужасной статистики. С начала этого года прошло всего чуть более двух месяцев, а несчастные случаи в угольных шахтах унесли уже 121 человеческую жизнь
ПРАВИТЕЛЬСТВО сразу после происшествия на Краснодонской шахте выделило 10 млн. грн. в качестве помощи семьям пострадавших. В то же время, Минтопэнерго в средствах массовой информации сообщил о счетах, на которые можно перечислять средства для помощи семьям потерпевших и погибших. Это означает, что у правительства уже не хватает денег, чтобы полностью обеспечить семьи ежегодно гибнущих горняков, потому что в нашей стране слишком много отраслей народного хозяйства, находящихся на дотациях государства. Сегодня каменноугольная промышленность тоже находится в их числе. Только в 2000 году на финансирование угольной промышленности из бюджета планируется выделение 1,6 млрд. грн., в то время, как специалисты данной отрасли утверждают, что эта цифра должна быть как минимум в два раза больше. Каждый год правительство направляет на поддержание нерентабельных шахт огромные суммы, лишая этих средств другие отрасли народного хозяйства.
Сейчас можно лишь спорить о том, сколько было бы сэкономлено, если закрыть большинство нерентабельных шахт, а необходимое количество угля закупать, скажем, в Польше, качество которого, кстати, выше украинского, а цена значительно ниже. Точных данных о необходимой сумме денег для закрытия шахт и реструктуризации угольной промышленности в целом, наверняка нет ни в Кабинете министров, ни в Минтопэнерго.
Однако совершенно очевидно то, что сегодня добыча украинского угля выгодна лишь директорату угольной промышленности и лицам, так или иначе владеющим угледобывающими предприятиями, которые лоббируют свои интересы в правительстве и парламенте. В результате их действий в Украине то повышаются на 18% железнодорожные тарифы на перевозку импортного угля, как это было в 1998 году, то вводится дополнительная ввозная пошлина на этот вид сырья, то вообще предлагается, чтобы все закупки угля в стране производились централизованно через государственную специализированную компанию. Одним словом, все делается для того, чтобы поставить мощный заслон импортному углю на пути к отечественному потребителю и искусственно поддержать имидж угольной промышленности как жизненно необходимой для страны.
Если эти условия будут сохранены, то и далее можно будет выбивать для шахт налоговые каникулы, добиваться списания и реструктуризации их задолженности перед государством, не говоря уже о выделении очередных дотаций, ведь Украина принадлежит к государствам, в которых добыча каменного угля характеризуется высокой себестоимостью, вызванной осложненными горно-геологическими условиями (например, возрастанием глубины разработки), вследствие чего она требует постоянного дотирования из бюджета. Кроме Украины к таким государствам относятся Германия, Франция и ряд других стран с различной степенью экономического развития. И Германия, и Франция осуществляют дотирование своей угольной промышленности: германское федеральное правительство, например, в 1998 году выделяло свыше $5,7 млрд. или ориентировочно около $100 на одну тонну товарного угля; во Франции эта сумма равнялась приблизительно $60 на 1 тонну товарного угля.
Однако даже такие мощные экономически развитые государства не выдерживают больших дотаций, и к 2005 году Германия планирует снижение добычи угля с 46 млн. тонн (уровень добычи в 1997 году) до 30 млн. тонн. В планах же Франции вообще прекратить существование своей угольной промышленности. Стоит ли говорить о возможностях Украины относительно ее дотирования отечественной каменноугольной промышленности.
Может все-таки нужно изучить опыт Великобритании, где в 1984 году было закрыто большинство шахт, в результате чего из 216,5 тыс. человек, работавших в угольной промышленности, к 1985 году горняками остались лишь 11 тысяч.
Уволенный горняк, проработавший в шахте 30 лет, тогда получал единовременно 30 тысяч фунтов. Остались только прибыльные шахты, перешедшие в частные руки. В Британии это был единственный путь покончить с субсидированием нерентабельных государственных предприятий и продолжить начатые правительством Маргарет Тэтчер реформы. Не менее интересен (и более приемлем для Украины) опыт Польши, которая еще с 1990 года проводила политику реструктуризации и приватизации в национальной угольной отрасли, благодаря чему сегодня в польской угольной промышленности самые низкие издержки по добыче угля — около $40. Сегодня и Великобритания, и Польша являются странами, где угледобычу можно считать эффективной.
В Украине в настоящее время около 270 угледобывающих предприятий, лишь треть из которых признана рентабельными. Реструктуризация угольной отрасли началась еще в декабре 1996 года при содействии МВФ и Всемирного банка (к слову, реструктуризация польской угольной промышленности также проводилась при поддержке Всемирного банка). В результате реформ угольная отрасль должна была быть приведена в соответствие с финансовыми возможностями Украины. Кроме того, предполагалась комплексная реорганизация угледобычи, в частности, закрытие убыточных предприятий, смягчение социальных и экологических последствий сокращения производства. Однако правительства, сменяясь одно за другим, данных реформ практически не проводили. Министерство угольной промышленности вообще устранилось от реформирования и занималось в основном лоббированием запрета импорта угля, а также организацией бартера и выбиванием "капиталовложений" и субсидий.
В результате бюджетные деньги, которые, согласно принятой программе, должны были идти на модернизацию, тратились на текущие выплаты шахтерам и руководству шахт. Ни на поддержание безопасности труда, ни на закупку современного оборудования денег не оставалось. Да и система госуправления не располагала к подобным расходам, поскольку отрасль уже в 1998 году накопила огромную кредиторскую задолженность ($3,7 млрд.), из которой только 1,7 млрд. могло быть покрыто деньгами дебиторов. После выделения в 1996 году первого транша кредита Всемирного банка программа была заморожена и только в 1999 году вновь возобновлена. Сегодня, на фоне трагедии как-то незаметно прошло заявление первого вице-премьер-министра Юрия Еханурова о том, что Украина должна обратиться к Всемирному банку с просьбой открыть новый кредитный проект по реструктуризации угольной отрасли и попросить значительно больше средств для проведения политики закрытия неэффективных шахт. Думается, что можно залезть в очередные долги, лишь бы занятые деньги не проедались и не разворовывались, а действительно пошли на реструктуризацию отрасли. И в этом состоит еще одна задача нынешнего правительства.
В результате массового закрытия нерентабельных шахт можно сэкономить на дотациях, которые шли на их поддержание, а высвободившиеся средства направить на создание новых рабочих мест. Стране ведь есть еще куда направлять деньги. Например, транспортная система Донецка, города с более чем миллионным населением, уже много лет задыхается без метро, на его интенсивное строительство в бюджете не хватает средств, а между тем, там можно было бы занять еще не одну сотню рук горняков. Кроме того, сейчас в угольном регионе страны созданы экономические зоны с более льготным налогообложением чем в остальной части Украины, уже имеется ряд привлекательных проектов, способных занять большое количество рабочих рук, стоит только вложить деньги.
Тем не менее закрытие шахт проводится крайне медленно — достижением украинского правительства является планируемое закрытие в 2000 году 25 неэффективно работающих шахт, да и то, под давлением упомянутых мировых финансовых организаций. Всякое новое закрытие шахты встречает определенное сопротивление со стороны ее руководства, работников и общественности, преимущественно с левыми взглядами, вспоминающими былые времена при советской власти и клянущих п зря новый строй. При этом к забывается, что, например, с до 1985 годы советским правительством в Донбасском регионе было закрыто 147 шахт, и закрытие проходило спокойно, без драматизации событий.
За последние 10 лет добыча угля на украинских шахтах сократилась более чем в 2 раза, а количество работающих — чуть более чем в 1,4 раза. Производительность угледобывающих предприятий падает, себестоимость угля, выдаваемого ими на-гора, повышается, оборудование шахт устаревает и приходит в негодность, из-за чего спускаться в забои становится все опасней. Тем не менее шахтеры из года в год продолжают спускаться под земпю, добывать уголь и гибнуть сотнями. По статистике, в Украине на каждый миллион добытого угля приходится 4 погибших шахтера.
Поэтому, даже если забыть о сотнях миллионов гривен, сэкономленных при покупке более дешевого и качественного импортного угля, а также при сокращении дотаций для нерентабельных шахт и ежегодных компенсациях семьям погибших, то все равно ежегодная гибель сотен шахтеров заставляет нас задуматься о том, не слишком ли дорого нам обходится добыча угля. И как тут не вспомнить слова премьер-министра Виктора Ющенко, что если шахта несет смерть и не может добывать уголь, она должна быть закрыта.
Отчего гибнут люди в шахтах
ТРУД ШАХТЕРА не только тяжел, но и чрезвычайно опасен. 11 марта на шахте имени Баракова в Краснодоне погибли 80 шахтеров по причине мощного взрыва метана и угольной пыли. По предварительным данным, его спровоцировали газосварочные работы, проводимые с нарушением техники безопасности. Во всем мире шахтеры, если верить статистике, чаще всего гибнут именно по причине взрыва. Метан — тяжелый природный газ, имеющий свойство скапливаться в различных нишах и углублениях, он ядовит и сам по себе может стать причиной смерти человека, горюч, и когда он достигает критической массы в замкнутом пространстве, то достаточно маленькой искры, чтобы произошел взрыв. Если же этот газ смешивается с угольной пылью, образующейся в ходе добычи угля, то возникает, поистине, адская смесь, и тогда стоит вагонетке выбить на стыке рельса искру или закоротить электрической проводке — происходит взрыв.
Самые большие катастрофы в угольных шахтах произошли именно по причине взрыва. В 1942 году в одной из шахт на севере Китая произошел взрыв метана, в результате которого погибло 1572 человека. В 1963 году в японском городе Миики вследствие взрыва погибло 458 человек, еще 850 получили ранения.
Довольно часто в шахтах люди гибнут из-за обвалов. Сдвиги породы, слабые крепления потолка в лаве могут привести к обвалу и заживо похоронить десятки людей, находящихся в этот момент в забое. Иногда их тела так и не находят. Часто случается и так, что взрыв в шахте, в свою очередь, провоцирует обвал. В Китае от взрывов и обвалов, по статистике, ежегодно на шахтах в общей сложности гибнет около 10 тысяч человек.
Учитывая то, что уголь — это топливо, нетрудно предположить, что причиной гибели горняков зачастую становятся пожары. Наибольший пожар, произошедший в 1984 году в шахте японской компании Mitsui Mining, унес жизни 83 горняков.
Иногда к трагическим последствиям приводят и вовсе необычные случаи. Так, в 1990 году в китайской провинции Хюнань на одной из заброшенных шахт, где нелегально для собственных нужд добывали уголь жители близлежащих сел, от взрыва газа открылись подземные воды, которые за считанные секунды залили штольню. В потоках воды нашли свою смерть 56 нелегальных шахтеров. Кое-кого не нашли даже после того, как подземные воды откачали.
Как правило, во всех странах обстоятельства гибели горняков расследуют специально создающиеся комиссии, цель которых — выяснить, что же в действительности привело к тем или иным трагическим последствиям. Выводы комиссий зачастую свидетельствуют о том, что в гибели горняков виноваты прежде всего, сами же люди. Взрывов, пожаров, обвалов в подавляющем большинстве случаев можно было бы избежать, если бы не преступная халатность руководства или владельцев шахт, несоблюдение техники безопасности или нарушение правил работы в шахте самими горняками.