НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

УКРАИНА НА ПУТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ГАТТ-ВТО

За 50 лет существования международная торговая система, базирующаяся на принципах ГАТТ- Всемирной Организации Торговли, обеспечила ускоренное развитие мировой экономики благодаря проведению взвешенной политики, направленной на либерализацию торговли товар

За 50 лет существования международная торговая система, базирующаяся на принципах ГАТТ- Всемирной Организации Торговли, обеспечила ускоренное развитие мировой экономики благодаря проведению взвешенной политики, направленной на либерализацию торговли товарами и услугами

Виктор МАЙКО

Начальник Главного управления многостороннего экономического сотрудничества Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины

ЕСЛИ ПОСЛЕ Второй мировой войны тарифы в индустриальных странах Европы и Америки составляли в среднем около 40% от конечной стоимости промышленной продукции, то в конце 2000 г. тарифы будут снижены до 4%-ного уровня. Устранение торговых барьеров дало значительный толчок международной торговле. За период 1948-1999 гг. мировой экспорт товаров увеличивался каждый год в среднем на 6%, в то же самое время ежегодное промышленное производство в мире возрастало в среднем на 3,7%. Современные процессы глобализации требуют от Украины активного вовлечения в международную торговую систему, чтобы не оказаться на обочине мировых потоков товаров, услуг и инвестиций. Как известно, 95% международной торговли приходится на 136 стран, уже присоединившихся ко ВТО. Если Украина в ближайшее время не станет членом этой влиятельной структуры, которую часто называют "торгово-экономической ООН", то нашей стране, как утверждают эксперты, придется торговать с Конго, Замбией и другими малоразвитыми государствами мира.

Наше государство начало переговорный процесс по вступлению во ВТО в 1993 году. С того времени состоялись заседания 6 рабочих групп ВТО по вопросам присоединения Украины, последнее из которых проходило летом 1998 года. В целом Украина сейчас пребывает в состоянии двусторонних переговоров с 30 странами по доступу на рынки товаров и услуг. Активно ведутся переговоры с государствами ЕС и Центрально-Европейской зоной свободной торговли, а также с США, Японией, Канадой и Австралией.

Страны, принявшие участие в работе 6-го заседания, поддержали Украину на пути ее движения во ВТО. В то же самое время практически все государства-члены Рабочей комиссии ВТО подчеркнули, что главной проблемой для Украины является необходимость снижения тарифных ограничений и предоставления национального режима товарам иностранного происхождения.

Значительная часть работы по вовлечению нашей страны в международную торговую структуру проводится в рамках Межведомственной комиссии по вопросам вступления Украины во ВТО, в состав которой входят представители 16 министерств и ведомств.

Вышеуказанная комиссия инициировала комплекс консультаций с Секретариатом ВТО и государствами-членами ВТО по поводу проведения 7-го заседания Рабочей группы ВТО по вопросу присоединения Украины в текущем году. Однако в связи с подготовкой Третьей министерской Конференции в американском городе Сиэтл (30.11. — 3.12.99 г.), заседание РГ скорее всего состоится не ранее первого квартала 2000 года.

Сегодня можно обозначить несколько важнейших проблем, без решения которых дальнейшее продвижение переговорного процесса по вступлению Украины в ВТО рассматривается как маловероятное.

Во-первых, общим требованием для всех стран, присоединяющихся ко ВТО, является соблюдение принципа неухудшения торгового режима, так называемый принцип "stand-still". В частности, государства не должны превышать уровень тарифной защиты. В этой части, касающейся переговоров по товарам, неотложного решения требует вопрос доработки графика снижения тарифов. Одним из возможных результатов этой работы может быть проект изменений к Конвенции трансформации таможенного тарифа Украины на 1996-2005 гг., утвержденной Президентом страны 6 апреля 1996 г.

Во-вторых, в переговорах по услугам сегодня существует практически единственная проблема, а именно — ограничение на уровне 49% иностранного участия в компаниях в таких секторах как услуги связи и телекоммуникаций, транспортные и страховые услуги. Вместе с тем, возможным вариантом разблокирования этой проблемы может быть взятие обязательств по либерализации доступа на вышеуказанные рынки, начиная с определенного периода времени (например, с 2005 года).

Если Украина имеет желание в ближайшем будущем вступить во ВТО, ей в практической деятельности, связанной с реформированием и усовершенствованием торгового режима, необходимо последовательно обеспечивать следующее:

q недискриминацию, а также национальный режим в сфере налогообложения (взимание НДС, акцизных и других сборов);

q соблюдение требований системы ВТО при создании благоприятного инвестиционного режима;

q соответствие практики и законодательства в сфере технического регулирования (стандартизация и сертификация), а также санитарных и фитосанитарных мер, отвечающих требованиям ВТО;

q соответствие требованиям ВТО договоров государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли и торговле сельскохозяйственной продукцией;

q соблюдение правил таможенной оценки;

q гармонизация национального законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с положениями ВТО.

Если Украине удастся обеспечить реформирование и усовершенствование торгового режима в соответствии с нормами и принципами ВТО, тогда наше государство сможет присоединиться к международной организации в течение последующих двух лет.

Вступление Украины во ВТО позитивно скажется, в первую очередь, на прибыли отечественного товаропроизводителя

Сказать, что Украину с большим нетерпением ожидают во ВТО, нельзя, поскольку внешнеторговый оборот нашей страны пока незначительный. Но Украина должна сама стремиться стать членом этой международной системы, тем более, что с приходом нового руководства условия присоединения стран ко ВТО могут быть облегчены. Экономические преимущества для Украины при членстве во ВТО:

Ø существенное уменьшение тарифных и нетарифных ограничений доступа украинских товаров практически на все мировые рынки позволят увеличить экспорт отечественной продукции.

Ø повышение эффективности структуры экспорта за счет развития производства высокотехнологической наукоемкой продукции;

Ø одновременное улучшение условий торговли со многими странами мира, входящими во ВТО.

Ø присоединение к системе ВТО позволит получить режим наибольшего благоприятствования в торговом пространстве всех государств;

Ø членство во ВТО обеспечивает справедливое разрешение торговых споров, и даже страны с небольшим экономическим потенциалом могут рассчитывать на справедливое слушание и разрешение торговых противоречий с крупными торговыми партнерами;

Ø вступление во ВТО обеспечивает системную трансформацию экономического законодательства в соответствии с принципами, нормами и стандартами ВТО;

Ø договором о защитных мерах предусмотрена возможность повышения импортной пошлины, а также применение количественных ограничений импорта (введение квот и лицензий). Именно такими ограничениями пользуются США против Украины по отдельным группам металлопроката и ЕС по металлопрокату, текстильным изделиям (на недавней встрече с представителями в ЕС в Брюсселе удалось отстоять квоту экспорта отечественного текстиля);

Ø договором о сельском хозяйстве и договором о применении санитарных и фитосанитарных мер предусмотрена возможность введения ограничения импорта сельскохозяйственной продукции;

Ø в начале 2000 г. страны — члены ВТО планируют начать новый раунд многосторонних переговоров по дальнейшей либерализации мировой торговой системы (начало будет положено на конференции в Сиэтле), участие в которой поможет Украине в полном объеме отстаивать свои права, исходя из собственной рыночной стратегии;

Ø членство во ВТО обеспечивает государствам мощные инструменты защиты национального производителя от недоброкачественного импорта;

Ø договорами ВТО предусмотрены процедуры определения демпинга, нанесенного ущерба в результате демпингового импорта, условий проведения расследований против нарушителей;

Ø принятие соответствующих мер по приостановке импорта по демпинговым ценам и возмещение негативных последствий такого импорта (кстати, в Украине в этой сфере предусмотрены вышеуказанные процедуры, но настоящим гарантом соблюдения правил честной торговли может быть именно многосторонняя система в рамках ВТО).

Сегодня против Украины ведутся 100 антидемпинговых расследований по 27 товарным группам в 13 странах мира.

Членство во ВТО — фактор стабильного развития экономики Украины

Можно спрогнозировать, что присоединение Украины ко ВТО окажет позитивное влияние на развитие внешней торговли и станет одним из важнейших факторов стабильности развития за счет обеспечения гарантированного доступа на мировые рынки товаров, работ и услуг.

Следует подчеркнуть, что от членства Украины во ВТО зависят во многом и наши возможности интегрирования в Европейский Союз, в Центрально-Европейскую зону свободной торговли и других интеграционных объединений, а также привлечение инвестиций и получение торговых льгот от развитых стран.

Кроме того, договорами Уругвайского раунда предусмотрена дальнейшая либерализация торговли промышленными товарами, в частности отказ от применения количественных ограничений в торговле металлургической продукцией. Договором по текстильным изделиям и одежде планируется с 2004 года полностью отказаться от уже существующих ограничений. Вышеуказанные проблемы имеют для Украины особое значение, поскольку установленные экспортные квоты в отношении некоторых групп украинских товаров резко уменьшают наши возможности на мировых рынках.

Министерство внешнеэкономических связей и торговли Украины провело анализ целесообразности вступления Украины во ВТО на основе анализа тарифных ставок в торговле с Польшей и Турцией в 1998 году, а также уровня тарифных ставок, применяемых вышеуказанными государствами в торговле с другими странами мира. В результате исследования было выявлено, что Турцией и Польшей проводится политика защиты внутреннего рынка, отечественных производителей, при этом использовался дифференцированный подход к каждой стране.

По данным Госкомстатистики Украины, объем экспорта из Украины в Польшу в 1998 г. составил около $350 млн. Вступление нашей страны во ВТО дало бы возможность уменьшить стоимость украинских товаров в среднем на 10-15% и увеличить прибыль отечественных предприятий на $35 млн.

По данным того же ведомства, экспорт из Украины в Турцию составил около $700 млн. Присоединение нашего государства ко ВТО предоставило бы нам возможность увеличить прибыль украинских предприятий на $70 млн. при уменьшении стоимости наших товаров в среднем на 7-12%.

***************