- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Украина почти попала. На крючок Microsoft
Кормить Билла или своих программистов? Этому риторическому вопросу был посвящен круглый стол "Операционные системы "открытого происхождения" — уроки для Украины", состоявшийся 13 февраля в Госкомитете информационной политики, телевидения и радиовещания Украины
Среди немногочисленных участников были представители ДСТСЗИ СБУ (Алексей Кохановский), Секретариата Кабмина (Василий Кушнир), Министерства науки и образования, Украинского института научно-технической и экономической информации (Валерий Воронков), проекта GIPI в Украине (Елена Китайгородская), ООО "Хостмастер" (Андрей Стесин), компании Softline (Александр Смирнов). Вел заседание Иван Лозовый (Госкоминформ). Симптоматично, что, несмотря на неоднократные приглашения, чиновники из Госкомсвязи проигнорировали мероприятие. А ведь именно этот комитет отвечает за реализацию Национальной программы информатизации.
Дискуссия свелась к обсуждению того, какую политику проводить украинскому государству и участникам рынка ПО в сфере, где доминирует Microsoft. Выбрать за основу платформу Windows и продолжать использовать ее в 99% случаев в госучреждениях и домашнем секторе, — значит, стать подневольным инвестором Microsoft на длительный срок. За подобную недальновидность уже сегодня расплачивается Великобритания. Ее правительство в декабре 2001 г. подготовило проект предлагаемой политики использования ПО открытого происхождения. Но государственный портал этой страны, построенный в свое время Microsoft, работает только под Internet Explorer и не совместим с другим ПО. Не случайно в конце 2001 г. крупные компании Великобритании обратились к правительству с просьбой разобраться в том, как они оказались на крючке Microsoft. Связанные руки и кабальные условия вынуждают искать альтернативу корпорации Билла Гейтса.
Многие страны осознали угрозу, исходящую от "услуг" Microsoft, разрабатывающей ПО с закрытым кодом. Сотрудничество с ней предполагает постоянные затраты — с момента приобретения лицензионной копии и на протяжении бесконечного выхода усовершенствованных версий ОС. Поддерживать работоспособность этого дорогостоящего "черного ящика", к тому же более проблемного, чем Linux, нецелесообразно ни с финансовой точки зрения, ни с позиции по отношению к национальной ИT-индустрии. По некоторым подсчетам, в отечественных компаниях расходы на покупку лицензионного ПО Microsoft сопоставимы с ценой самих компьютеров.
По этим причинам в ряде стран правительство инициирует использование бесплатного ПО и открытых стандартов. К примеру, программный документ ЕС "Электронная Европа" предусматривал создание электронного правительства также на основе программ с открытым кодом. В Германии в 2001 г. Бундестаг принял решение о том, что часть их ПО будет развиваться на основе ПО открытого происхождения. В Южной Корее Министерство информации и коммуникаций в 2001 г. установило принудительную программу стажировки для системных администраторов ОС Linux. В трех городах Бразилии местные власти приняли законы, требующие software liberty.
В Украине серьезным барьером к переходу на Linux или другое ПО открытого происхождения является массовое распространение ОС Windows и, как следствие, укоренившаяся привычка ее применения. С точки зрения пользователя, смена одной операционной системы на другую сопоставима с дискомфортом при переходе на левостороннее дорожное движение. Что касается госорганов и госструктур, перестройка на использование открытых программных систем в масштабах страны упирается в консерватизм и негибкую политику государства. В прошлом году при активном участии Минобразования был подписан меморандум с компанией Microsoft, предполагающий на льготных условиях локализацию украинизированной Windows, что послужило предметом гордости команды Василия Кременя. Видимо, украинское правительство более заинтересованно в получении Windows, чем Microsoft в получении крупного корпоративного заказчика — компания Microsoft выдвинула встречное "предложение" — локализация выгодна ей при закупке не менее 300-400 тыс. лицензий. И сегодня, идя на поводу у Microsoft, закрывая руками соотечественников из IT-Consulting интернет-клубы за нелицензионное ПО, устраивая набеги на коммерческие фирмы с проверками и конфискацией техники, правительство расставляет точки над "i" — например, интернет-кафе быстро переориентировались в ситуации и пришли к выводу о нецелесообразности дальнейшего использования дорогостоящего ПО от Microsoft.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что возможность перестройки лежит в политической плоскости. Чтобы сдвинуться с мертвой точки, на данном этапе было бы целесообразно просчитать затраты и риски при использовании как "черного ящика", так и альтернативного варианта ПО. Дальнейший выбор либо спишет Украину в аутсайдеры, либо предоставит шанс вырваться вперед.
Однако, в противовес украинским представителям бизнеса и разработчикам ПО, большинство госчиновников способны просчитывать только на один ход вперед. Также на круглом столе представители госорганов продемонстрировали свое непонимание концепции свободного программного обеспечения и его отличий от открытого программного обеспечения — интерес к нему только зарождается. Не занимать им и пессимизма. Задаться целью взрастить национальные компании, которые бы составили конкуренцию монополисту из США, для них противоестественно. В то время, когда отечественные разработчики ПО готовятся выйти на NASDAQ с собственным продуктом, когда занимаются оффшорным программированием, они утверждают, что не видят оснований и реальных перспектив конкурировать на международном рынке. Почему-то руководство нашей страны предпочитает кормиться "дармовой", на первый взгляд, рыбой от Microsoft, нежели учиться пользоваться удочкой. Вследствие такого подхода мы движемся к 100%-ной зависимости, к тому, от чего отходят все цивилизованные страны.
P.S. В течение 2002 года планируется ряд круглых столов на эту тему. По их результатам будут выдвинуты предложения в проект государственного бюджета-2003. К сожалению, подобные дискуссии, периодически проводимые в Украине, не имеют серьезного веса и влияния на принятие политических решений. А какие-либо шаги на госуровне в сторону от "линии Microsoft" либо повисают в воздухе, либо разбиваются об отсутствие финансирования.