НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

УКРАЇНА МРІЙ

Если ожидаешь худшего, остается только мечтать о "светлом будущем"

Прошедший 1998 г. лишний раз подтвердил правильность закона Мерфи — все, что начинается хорошо, кончается плохо. Практически ни один оптимистический прогноз на прошлый год не оправдался. Зато с завидным постоянством с каждым кварталом предсказания становились все мрачнее. Но год все же прожит. По гороскопу 1998 год был годом тигра. На практике же он ощущался скорее как год пантеры, потому что у первого все-таки черные полосы чередуются со светлыми. К сожалению, о чем мечталось в начале года так и не исполнилось. Ни у тех, кто хотел роста, ни у тех, кто мечтал достигнуть дна, чтобы начать восхождение наверх. Но это характерная черта всех мечтаний — некоторая нереальность. Как же мечты отражаются в реальности мы попытались показать в предлагаемом читателю review-98.

Жизнь

Жить стало хуже, жить стало веселее, а главное, дороже. Несмотря на то, что, по официальным данным, номинальная зарплата (а значит и доходы населения) за год выросла на 10%, реальная заработная плата, по тем же данным, упала на столько же. Если еще учитывать факторы инфляции, девальвации, безработицы и повальной невыплаты зарплаты, то непонятно, как мы живем вообще. Год прошел под знаком утраты "самого дорогого" для человеческого сердца — денег. В долларовом эквиваленте доходы сократились практически наполовину. Занятость только по данным Минстата (умножь на 3) сократилась на 3,4%. "Поголовье" наше также сокращается — нас уже 50 млн. Слава Богу, что в Украине этот процесс идет не такими темпами, как в России. Ее население за год уменьшается на 2 млн. человек. Хотя, исходя из теории естественного отбора Дарвина, у нас этот процесс скоро должен остановиться. И после атомной войны (не дай Бог!) на Земле останутся крысы, тараканы и украинцы.

В политическом плане изменений в сознании нашего народа также не произошло. Это заметно по пестроте нашей Верховной Рады. А результатом естественного старения населения Украины (рождаемость-то падает) стало сформировавшееся парламентское большинство.

В общем портрет нашего "пересічного громадянина" конца 1998 года таков: безработный (частично), со средним месячным доходом в 100 грн. (даже "Таврию-Нова", купить нельзя), с конкурсом устройства на работу, по официальным данным, 1:6 (соотношение вакансий и желающих их получить). Но несмотря на это, политические деятели с завидным постоянством вспоминают мифические $10-20 млрд., "гуляющие" на руках у населения Украины. Видимо, только поиск этого сокровища и удерживает их от повальной эмиграции в дальние страны.

Зато в государственных СМИ, особенно по национальному радио, участились передачи про "розбудову (во, слово придумали!) української державності" и об избранности украинского народа. Мы и потомки гуннов, а легендарный Атилла является простым украинским "хлопцем" Богданом Гатыло. Мы также являемся и мифическими арийцами (Германия пролетает), которые с территории незалежной Украины "ломанулись" в Индию, а потом назад. О том, что "Україна — це Атлантида" вообще можно умолчать.

А, собственно, исходя из практики Ветхого Завета, избранному народу больше всего и достается всяческих неприятностей и проблем. В принципе, еще не все так плохо. Моисей водил евреев по пустыне 40 лет перед наступлением счастливого существования. Так что 7 лет украинской независимости — это еще не предел.

Обогащение

Экономика должна быть экономной. Этот расхожий советский лозунг, видимо, надолго въелся в наше сознание. Прошедший год не стал исключением относительно экономии. В экономике сокращалось практически все: ВВП, промышленное производство, занятость, доходы бюджета. Экстенсивность развития налицо. Вместо поиска путей развития искали новые пути поступления средств, причем источники поступления капитала исчерпывались до нуля. Из рынка ОВГЗ выжали все возможное и благополучно "прикрыли лавочку". В результате долги накапливаются, и складывается впечатление, что те, кто их делает, скоро здесь жить не будут, чтобы их не отдавать, или будут, чтобы не отдавать. О возврате около 130 млрд.грн. долга по компенсациям потерянных сбережений граждан редко кто вспоминает.

Потом взялись за чисто фискальные взыскания. Тут тебе и реализация имущества предприятий-должников — фактическая продажа государством своих активов (предприятия-то в госсобственности) третьим лицам. Кроме этого, появились новые налоги — на покупку автомобилей, ювелирных изделий и валюты, а также НДС и подоходный налог с торговцев ценными бумагами. Последним аккордом стало повышение акцизных сборов. На автомобили, продовольственные товары и т.д. иностранного производства в целях поддержки национального товаропроизводителя, например, тех же бананов. Последнего же также "щемят" налогами, вероятно, защищая интересы национального потребителя. Ведь есть же такой термин "лечебное голодание". Пробовали также поднять ставки акцизных сборов на спирт, правда, потом от этого решения пришлось отказаться — народ-то мог и не понять.

Отношения же с международными финансовыми организациями иначе как "доить лохов" назвать нельзя. При получении очередного транша кредита мы точно знаем, что реформы, под которые, собственно, и даются деньги, проводиться не будут. Надо успеть урвать побольше, пока "лохи" не поняли, что их "разводят".

Вообще такое отношение характерно для всей экономики, особенно для ее государственного сектора. О "заработать" речь просто не идет, главное — засечь все, что плохо лежит, стоит и т.д. и скоммуниздить в свою частную собственность.

Собственно, за год сложилось впечатление полного отсутствия экономики Украины как целостной системы. Где-то происходят какие-то процессы, которые "никто", (т.е. очень много кто), контролирует, и в результате получаем рост производства дырок от бубликов. Причем интересная тенденция: по официальным прогнозам, рост ВВП в 1998 г. должен был составить 0,5%. Реально же он упал где-то на 2%. На следующий год прогнозируется рост 1%...

Политика

По итогам года политическую жизнь страны даже кризисом обозвать нельзя. Скорее, оценка тянет на политическую несостоятельность. Весь год страна, в том числе и политические избранники, пребывали в состоянии выборов. Как оказалось, оно аналогично состоянию праздника: сначала ты на него настраиваешься, а потом длительное время "отходишь". Трудно объяснить чем-то, кроме бодуна, явное нежелание депутатов принимать действительно важные экономические или социальные законы и творить вместо них "шедевры" типа "функционирование транспорта в военное время" или "номинальное повышение минимальной заработной платы". Кроме этого, не успев отойти от своих выборов, депутаты тут же впали в счастливое ожидание "праздника" выборов Президента.

В целом и сама эпопея избрания парламента не принесла чувства глубокого удовлетворения. Все-таки перед выборами надеялись получить дееспособную Верховную Раду, с большинством, способным брать на себя ответственность за принимаемые решения. Ожидания оправдались — имеем "клуб по интересам" с явным желанием отойти в "светлое прошлое". При этом некоторые скопления депутатов настолько самодостаточны, что имеют даже свое правительство (теневое). Можно идти еще дальше и сформировать "теневую" судебную власть с "теневыми" судебными исполнителями и "теневой" милицией.

И вообще наш парламент — явление интернациональное. В 1998 г. волеизъявителем народа Украины стал даже гражданин Панамы. У нас этот факт восприняли спокойно, а вот консервативные швейцарцы почему-то не поняли.

Единственным позитивным моментом в работе парламента стало то, что в 1998 г. депутаты так и не сыграли в свою любимую интерактивную игру "Разгони правительство". Видимо, неудовлетворенные амбиции и подтолкнули народных избранников уже в 1999 г. к ликвидации института Президента.

Самого же Президента весь год на политической арене слышно практически не было. Из глобальных впечатлений можно только припомнить, что в марте прошлого года он в первый (и единственный! раз!) похвалил правительство за проделанную работу. Ну и, естественно, занимался своими повседневными обязанностями — боролся с парламентом. Последний отвечал той же монетой.

Исполнительная власть вообще запомнилась за год практически только выколачиванием денег из международных финансовых организаций и отечественных должников. Личной победой на политическом Олимпе нашего премьера, как Президента Федерации футбола Украины, можно считать победу украинской сборной над командой России.

Внешнеполитическое ведомство таки добилось признания Россией Украины посредством подписания "большого" договора. Кроме этого, нас так и не выгнали из Совета Европы. А вот Павку Лазаренко защитить так и не смогли (или не захотели).

Большинство же органов исполнительной власти в памяти народной следа не оставили.

Андеграунд

Андеграунд — это об отечественном бизнесе. Именно там он и находится, в подполье. Теневая экономика, по приблизительным подсчетам, производит столько же, сколько и официальная, а может, даже и больше. Причем на все попытки власти вывести бизнес из тени (с одновременным ужесточением условий ведения легального предпринимательства) он реагирует еще большим уходом в подполье.

Тем, кто легально решил вести свое дело, также не позавидуешь. Если "подпольщики" наносят свои удары исподтишка, то правильные бизнесмены находятся на первой линии фронта борьбы с исполнительной властью. Причем война идет настоящая, с потерями. Особо отличившихся Президент даже медалями награждает — за храбрость/наглость (ненужное зачеркнуть) ведения бизнеса в этой стране.

Романтики от предпринимательства в 1998 г. окончательно убедились, что государство выигрывает всегда. Даже если бизнесмены хорошо знают правила игры и надеются на победу, то они, обычно, меняются, естественно, не в пользу субъектов предпринимательства.

Вообще прибыльность и удачливость отечественного бизнеса здорово коррелируют с причастностью к государственным ресурсам. При этом ресурсы могут быть любыми, начиная от человеческих, в виде высокопоставленного покровителя, и заканчивая стратегическими — т.е. нефть, газ, бензин, спирт. Самый оптимальный вариант, когда присутствуют обе составляющие.

Режим наибольшего способствования развитию также получают исключительно госструктуры и иже с ними. Например, возьмем СП "АвтоЗАЗ-ДЕУ". И оградили от конкурентов, запретив ввоз подержанных автомобилей и подняв ввозные сборы для остальных, и льготы по прибыли предоставили. А "Таврия-Нова" так и не стала всенародным автомобилем. Кстати, по-португальски "no va" — "не ездит".

И вообще, если в мире самым рентабельным бизнесом вот уж который год считается римская католическая церковь, у нас пальму первенства стопроцентно держит чиновничий бизнес. Рентабельность бешеная: затрат фактически нет, реально выполняешь только свою работу (кстати, оплачиваемую государством), а гонорары... Причем коррупция в госструктурах достигла уже глобальных масштабов. Взяточничество поставлено на поток в налоговой администрации, на таможне, в Госстандарте, в обществе защиты потребителей и т.д.

Но в целом можно констатировать, что еще не перевелись бизнесмены на земле украинской. К тому же говорят, что наши менеджеры достаточно хорошо котируются за рубежом. Поскольку то, что для западных бизнесменов называется работой в ситуации повышенного стресса, для наших является нормальными условиями предпринимательской деятельности.

В общем, к радости от того, что 1998-й наконец-то закончен, примешивается горечь обиды за, в принципе, бесцельно прожитый год (в масштабах страны). Самое обидное заключается даже не в том, что прошлый год был хуже, чем, допустим, 1997-й, а в том, что не верится, что в нынешнем году будет лучше. Ситуация похожая — на носу опять выборы. Вот только входим мы в 1999 год с куда худшими условиями, чем в прошлый. Один мой знакомый ощущения от прошедшего года охарактеризовал одним коротким, но очень емким словом, красной нитью проходившим через весь вышеизложенный материал. А чтобы немного добавить оптимизма, хочется пожелать читателям, чтобы нынешний 1999 год все-таки был лучшим, чем предыдущий, но хуже, чем 2000 год.

o o o o