НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

УТВЕРЖДЕН БЮДЖЕТ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

В прошлый четверг Верховная Рада приняла в первом чтении проект бюджета на 2000 год. Своим постановлением парламент одобрил выводы и предложения бюджетного комитета Верховной Рады к законопроекту и направил их в Кабинет Министров для подготовки документа

В прошлый четверг Верховная Рада приняла в первом чтении проект бюджета на 2000 год. Своим постановлением парламент одобрил выводы и предложения бюджетного комитета Верховной Рады к законопроекту и направил их в Кабинет Министров для подготовки документа ко второму чтению. Впрочем, из постановления был исключен пункт, предписывающий правительству полностью учесть все поправки и дополнения, поданные комитетом

Галина ПанЧенко

В первом чтении принят бездефицитный бюджет с объемами доходов и расходов, равными 40,75 млрд. грн. Именно такие исходные параметры бюджета были озвучены главой бюджетного комитета Юлией Тимошенко. Она считает, что принятие решения — это огромная победа комитета, да и ее личная.

По словам Юлии Владимировны, они с министром финансов все-таки пришли к общим параметрам по всем бюджетным пунктам доходной его части. В частности, Минфин согласился с зачислением средств Фонда социального страхования в доходную часть бюджета в сумме 1,3 млрд. грн. Еще на 1,5 млрд. грн. удалось увеличить умозрительные доходы бюджета"2000 за счет поступлений от управления государственными корпоративными правами. И с этой цифрой Минфин согласился. Помнится, в правительственном проекте она была гораздо скромнее — что-то около 40 млн. грн. При этом, по словам Ю. Тимошенко, правительство признало возможным отказаться в будущем году от централизации амортотчислений (20%) в государственном бюджете.

Второй блок вопросов касался возможности зачисления в доходную часть бюджета доходов от переоценки в гривни валютных резервов Национального банка вследствие девальвации. Первоначально предлагалось 1,5 млрд. грн. занести в доходы бюджета. После консультаций с Минфином и Нацбанком, по словам Ю. Тимошенко, Минфин методологически признал, что данные доходы являются доходами государства, но поскольку они могут быть занесены в бюджет только по статье финансирования дефицита бюджета, а бюджет в этом году решено принимать бездефицитным, было принято решение отобразить эту сумму (увеличив до 1,7 млрд. грн.) в законопроекте о госбюджете"2000 отдельной статьей. При этом определено, что вся эта сумма будет направляться на погашение основной суммы государственного внешнего долга. Впрочем, присутствовавший на заседании Верховной Рады глава НБУ Виктор Ющенко высказался категорически против внесения в бюджет доходов от переоценки валютных резервов, объяснив, что реально эти доходы можно получить лишь в результате продажи резервов и никак иначе. Также не вошли в доходную часть бюджета планируемые Юлией Тимошенко 1,6 млрд. грн. от снятия льгот по НДС с предприятий, которые завозят иностранную продукцию. Другими словами, снятие льгот с пресловутых СП. И последняя внушительная статья не внушающих доверия доходов, на внесении которых в доходную часть бюджетному комитету удалось настоять, — около 11 млрд. грн. энергетических субвенций, за счет которых бюджетный комитет предлагал профинансировать путем взаимозачетов социальные выплаты, а также устранить дефициты местных бюджетов. Одним словом, сугубо ирреальные доходы, которые служат для бюджетных взаимозачетов в энергетической сфере. В итоге доходная часть госбюджета установлена в сумме 40,75 млрд. грн., что на 1,408 млрд. грн. меньше, чем предлагал бюджетный комитет на процедуре первого чтения.

Впрочем, судя из последующих заявлений министра финансов и чиновников рангом пониже, ко второму чтению правительство вполне может реанимировать свой проект, в котором доходная часть составляла 27,1 млрд. грн., расходы — 26,5 млрд. грн., профицит — 554,5 млн. грн. Скорее всего чиновники ко второму чтению подадут бездефицитный бюджет, чтобы не дразнить депутатов "профицитом" и отдельно впишут 11 млрд. грн. энергетических субвенций. Это подтверждается заявлением министра финансов во время принятия бюджета в первом чтении. В частности, он сказал, что в процессе подготовки госбюджета ко второму чтению могут быть внесены "существенные изменения".

Косвенным подтверждением того, что ко второму чтению бюджет станет "совсем другим", является то, что на его доработку Игорь Митюков рассчитывает потратить почти месяц и подать в Верховную Раду не ранее 10 декабря. Кроме того, на следующий день начальник главного бюджетного управления Министерства финансов Анатолий Максюта заявил, что проект государственного бюджета Украины на 2000 год, подготовленный ко второму чтению, вряд ли будет близок к тому, который приняла в первом чтении Верховная Рада: "Мы не уверены в реальности большинства показателей и в том, что они подтверждены законодательно и могут быть реализованы в 2000 году". По его словам, базовым уровнем доходов при доработке бюджета во втором чтении может быть тот, который был определен правительством. В то же время, отметил представитель Минфина, если в период между первым и вторым чтением Верховная Рада примет законопроекты, поданные Кабмином, а также утвердит законодательно предложения бюджетного комитета, которые могут привести к реальному увеличению доходов, Минфин готов их учесть. В частности, это касается централизации 50% прибыли госпредприятий, отмены налоговых льгот СП и другие предложений, требующих изменения законодательства.

Похоже, Юлия Владимировна сама не очень верит в то, что проект, принятый в четверг, будет хотя бы принят за основу при подготовке его ко второму чтению. У нее есть личный опыт прошлого года, когда она до последнего храбро отстаивала свои, достаточно отличные от правительственных, показатели бюджета. А в результате ею воспользовались лишь для того, чтобы заставить депутатов принять кабминовский вариант бюджета вовремя.