НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Вариант сотрудничества с Россией является наиболее выгодным

О ситуации в ядерной промышленности Украины рассказывает директор департамента ядерной энергетики Министерства топлива и энергетики Георгий КОПЧИНСКИЙ

О ситуации в ядерной промышленности Украины рассказывает директор департамента ядерной энергетики Министерства топлива и энергетики Георгий КОПЧИНСКИЙ

НА КАКИЕ основные этапы можно разбить ядерный топливный цикл?

— Вообще. понятия ядерный топливный цикл нет, есть понятие ядерный топливный энергетический комплекс, однако эти два термина часто отождествляются. Речь идет о системе предприятий, которые используют для получения электроэнергии ядерное топливо в виде урана, тория, плутония и других делящихся изотопов. Если говорить конкретно, то в ЯТЦ входят предприятия по добыче урановых руд, предприятия по извлечению из этих руд химических соединений, содержащих уран, и обогащению по изотопам урана U235, который используется на АЭС.
Из обогащенного урана изготавливают топливные сборки, после чего используют их для производства электроэнергии на АЭС. Далее отработанное ядерное топливо перерабатывают, выделяют из него для дальнейшей утилизации радиоактивные осколки. При этом также выделяются "полезные" изотопы, которые находят широкое применение в различных отраслях.

Какие элементы ЯТЦ есть в Украине?

Украина давно использует элементы ядерного топливного цикла — предприятия по добыче и переработке урановых руд (Восточный ГОК), циркониевое производство. С другой стороны, у нас нет некоторых серьезных элементов ЯТЦ. Во-первых, в Украине не производится изотопное обогащение урана. Это очень энергоемкое и капиталоемкое производство, ведь в урановой руде содержится менее 1% урана U235. Сегодня мы не располагаем возможностями для организации такого производства, нужны миллиарды долларов. С другой стороны, в организации такого производства нет особой необходимости. Обогащать уран можно в России, Франции или Великобритании. Вопрос о создании предприятий по обогащению урана для Украины сегодня не актуален.

Другим не менее важным элемен­том является переработка отработан­ного топлива. В странах, которые име­ют ядерное оружие, такое производст­во есть, но большинство из них пришло к выводу, что заниматься переработкой ОЯТ сегодня экономически нецелесо­образно. Поэтому практически во всех странах ОЯТ хранят в специальных хра­нилищах, откладывая переработку до лучших времен. В небольших объемах ОЯТ перерабатывается во Франции, России, Англии.

Несколько некорректно говорить о "создании" ЯТЦ в Украине. Сегодня речь должна идти о расширении ядер­ного топливного цикла. В первую оче­редь нужно укреплять уранодобывающую промышленность, сегодня мы обеспечиваем АЭС своим ураном при­мерно на 30%, а могли бы и на 100%. Правительство приняло решение о со­оружении новых рудников на базе Новоконстантиновского месторождения. Проект утвержден на правительствен­ном уровне, и сейчас идет поиск денег для финансирования рудника.

Украина также может полностью обеспечивать себя цирконием, кото­рый используется для изготовления топливных кассет. Существует специ­альная программа создания ядерного топливного цикла в Украине, где преду­смотрены меры по увеличению добычи урана и производству циркония. Одна­ко ядерная энергетика сегодня не мо­жет похвалиться стабильным финансо­вым положением, что препятствует ре­ализации этой программы.

Впервые программа начала обсуж­даться в 1996 году, а первое чтение по­следней редакции состоялось в марте этого года на специальном совещании в Кабмине.

Сколько нужно инвестировать в Восточный ГОК, для того чтобы увеличить добычу урана согласно программе?

— Вообще, эти данные не подлежат широкой огласке, точные цифры я назвать не могу, но до 2010 года требуются капитальные вложения порядка 1 млрд. гривен. Согласно программе создания ядерного топливного цикла в Украине, до 2010 года мы должны выйти на полное самообеспечение ураном и цирконием.

Насколько конкурентоспособен Восточный ГОК в плане себестоимости урановой руды?

— Вопрос сложный, он связан с общей конъюнктурой на мировом урановом рынке, а она сегодня не очень благоприятна для Восточного ГОКа. Амбициозные планы по развитию атомной энергетики в мире после Чернобыльской аварии существенно сократились, спрос на уран снизился. Себестоимость получения урана на Восточном ГОКе на фоне производств на территории бывшего СССР не самая худшая, но, к сожалению, и не лучшая. На пост­советском пространстве есть страны, где себестоимость урана ниже. Сего­дня проблема поиска методов и воз­можностей снижения себестоимости добычи и первичной переработки ура­новых руд стоит очень серьезно.

А где будет происходить обогащение?

— Обогащение будет происходить в стране, которая нам предложит наиболее приемлемые экономические показатели по этим услугам. Естественно, решение будет приниматься с учетом сегодняшних связей и общеполитической ситуации.

То есть в долгосрочной перспективе Украина будет использовать только уран собственной добычи, но обогащаться он будет за рубежом?

— Конечно, вместо того, чтобы платить валюту за 70% наших потребностей в уране, мы перейдем на самообеспечение. Кроме этого, стратегическим направлением является совместное украинско-российско-казахское предприятие по производству топливных кассет. Каждая страна будет делать свой вклад, что позволит интегрировать потенциал трех стран и снизить общие затраты Украины по обеспечению АЭС топливом.

Как обстоят дела с захоронением отходов?

— Радиоактивные отходы включают отработанное ядерное топливо, причем стоит помнить, что это еще и сырье, которое будет использовано в будущем. Кроме этого, в процессе работы атомных станций получаются другие радиоактивные отходы. Сегодня все отходы нашей ядерной промышленности хранятся безопасно. Отработанное топливо Чернобыльской станции находится в расположенном рядом хранилище. За счет средств ЕБРР сейчас там сооружается еще одно современное хранилище. Хранение отработанных топливных кассет остальных четырех станций осуществляется в России на договорной основе. Мы работа­ем над созданием собственной инфра­структуры хранения ОЯТ. Согласно от­четам, создание такой инфраструктуры в конечном итоге позволит сократить затраты на порядок, кроме этого, нам не придется рассчитываться валютой. Сегодня в опытной эксплуатации нахо­дится хранилище на Запорожской АЭС, при его сооружении использовались американские технологии. Мы плани­руем создать такие хранилища на пло­щадках всех украинских станций.

"Энергоатом" покупает у Восточного ГОКа уран по $42 и продает россиянам по $18. Как обстоит ситуация с решением этой проблемы?

— Такая проблема действительно существует, хотя при этом называют разные цифры. Разница между стоимостью покупки урана у Восточного ГОКа и ценой последующей реализации его России различна. Как я уже говорил, мы работаем над снижением себестоимости добычи урана. Кроме этого, существует принципиальная договоренность с Россией о переходе на давальческую схему обеспечения при­родным ураном производства топлив­ных сборок для наших АЭС. Мы плани­руем перейти на такой механизм рас­четов до конца года. Увеличение себе­стоимости производства электроэнер­гии на АЭС должно быть учтено тари­фом. Сегодняшний тариф был установ­лен три года назад и явно не соответст­вует реальным затратам на производ­ство.

Вариант сотрудничества, который сегодня предлагает нам Россия, является наиболее выгодной альтернативой?

—С точки зрения экономической эффективности обеспечения ядерным топливом украинских АЭС, российский вариант является наиболее выгодным. Сегодня мы не можем без существенного увеличения расходов на закупку топливных кассет выйти на западный рынок. Тем не менее, мы работаем над решением проблемы положения России как монопольного поставщика. В мировой практике принято, чтобы ядерная энергетика страны имела несколько источников или несколько возможностей для поставки топливных сборок в силу политических и экономических причин. С помощью правительства США осуществляется проект, где мы совместно с американской фирмой
Westinghouse работаем над созданием опытных топливных сборок.

Возможен ли экспорт украинского урана?

— Сегодня ядерная энергетика очень бурно развивается в Юго-Восточной Азии. Становится очевидным, что без ядерной энергетики проблемы земной цивилизации решить не удастся. Медленно, все еще находясь под влиянием синдрома чернобыльской аварии, общественное мнение меняется. Такая известная международная организация, как Римский клуб, давно уже пришла к выводу, что, несмотря на последствия чернобыльской аварии, ядерная энергетика имеет ряд существенных преимуществ.

Экспорт урана на данный момент не актуален. Конъюнктура мирового рынка сегодня такова, что появляться там с нашим ураном в ближайшее вре­мя абсолютно бесполезно. Однако с учетом того, что ядерная энергетика будет развиваться, ценовая ситуация изменится. Тогда нам будет экономи­чески выгодно использовать собствен­ный уран. Его использование выгодно и сегодня, ведь за импортный нужно пла­тить валютой.