Вечный двигатель капитала

Риск и доходность, налоговая среда, политическая стабильность и репатриация прибыли как ключевые составляющие эффективного инвестирования — точка зрения Игоря Прасолова, одного из наиболее успешных топ-менеджеров страны, ставшего парламентарием

Риск и доходность, налоговая среда, политическая стабильность и репатриация прибыли как ключевые составляющие эффективного инвестирования — точка зрения Игоря Прасолова, одного из наиболее успешных топ-менеджеров страны, ставшего парламентарием

В 1994 году группа украинских экономистов в Вашингтоне, в которую входил и наш собеседник, участ-вовала в обсуждении стимулов для вложения капитала в ту или иную страну. Оказалось, для любого инвестора — будь он представлен небольшой компанией или крупным инвестиционным фондом — необходимо соблюдение нескольких ключевых принципов: оптимального сочетания риска и доходности, благоприятной налоговой среды, политической стабильности и возможности репатриации прибыли.

В те времена растущий объем иностранных инвестиций, выходящих на развивающиеся рынки, тогда был вызван прежде всего глобальным экономическим подъемом, начавшимся в 1992-1993 гг. Более того, поризошло крушение социалистического блока, открытие фондовых рынков стран Восточной Европы и государств бывшего СССР для зарубежных инвесторов. Во многом благодаря иностранным инвестициям немало стран с переходной экономикой смогли занять достойное место в мировой системе разделения труда. Украина подобным успехом пока похвастаться не может. Несмотря на то что динамика инвестиций — и иностранных в том числе — позитивна, экономика все еще задыхается от отсутствия капитала.

За 12 лет Игорь Прасолов успел увидеть изнутри как бизнес портфельных инвестиций (возглавляя инвестиционную компанию "Керамет Инвест"), так и работу производственного сектора. Именно он руководил одной из крупнейших бизнес-структур Украины — корпорацией "Систем Кэпитал Менеджмент" — в период ее становления.

Насколько совместимы два мира — инвестиций в акции и стратегических капиталовложений, и возможно ли продуктивное взаимодействие иностранных и отечественных инвесторов в рамках экономики — об этом как раз мы и будем говорить с народным депутатом Украины Игорем Николоевичем Прасоловым.

Почему так произошло, что до нынешнего года мы так и не стали подходящей для внешнего инвестирования страной, и может ли измениться ситуация с началом работы нового состава депутатского корпуса?

– По данным Госкомстата на 1 июля 2006 года, объем прямых иностранных инвестиций в Украину составил более $18 млрд. Это меньше $400 на человека с 1994 года. В нашу страну так мало инвестируется именно потому, что принципы, указанные вами выше, не соблюдаются. В Украине нет эффективного рынка капитала.

Можно ли изменить ситуацию? Конечно, можно. Много в этом вопросе зависит от политиков, от работы нового депутатского корпуса. Очень важно, что новый парламент разумнее, цивилизованнее балансирует интересы различных общественных групп. Теперь нужно, чтобы это стало системой.

Законы переходных периодов неумолимы: чтобы перейти на режим экономического роста, необходимо пройти тяжелый период кризиса и структурной ломки экономики. Инвестиционная сфера из-за высокого риска долгосрочных вложений остается малопривлекательной для банковского капитала и иностранных инвесторов. Что нужно сделать для преломления этой тенденции?

– Проблема инвестирования в производство стоит остро и будет стоять остро, как, между прочим, в любой стране с развивающейся экономикой. Радует то, что в этом вопросе в Украине произошел крупный сдвиг. Вслед за капиталовложениями отечественных бизнесменов пришли деньги и иностранных инвесторов.

Нам действительно нужно преодолеть еще много барьеров в экономике, но прежде необходимо изменить общественное сознание. И основным локомотивом в этом процессе должны быть лидеры нации. Они должны инициировать качественный скачок в Украине. Весь вопрос в мощности и скорости движения.

В ближайший год в украинскую экономику нужно привлечь минимум $22-24 млрд. капитальных инвестиций

Игорь Николаевич, не является ли для вас спорным мнение, что в нашей отечественной экономике произошел мало кем замеченный, если можно так выразиться, финансовый "перекос": не прибыль, а увеличение издержек, "накручивание" расходов стали фактором накопления украинского капитала как внутри государства, так и за его пределами. Вывезенный из страны капитал — это ведь увеличенные издержки в самой Украине, это реакция на иррациональность налоговой политики. Поэтому уже с позиций законодателя и имея огромный предпринимательский опыт, скажите, какие еще существуют особенности украинского рынка капиталов?

– В период так называемого первоначального накопления украинского капитала, извините за тавтологию, накапливал капитал кто как мог.

Зарубежных инвесторов не интересует, как вывозился в 90-е годы капитал из Украины. Их интересует, что может случиться с их капиталом, если они займутся бизнесом или станут портфельным инвестором в сегодняшней Украине.

Теперь дальше. Особенность украинского рынка капиталов заключается в его неразвитости. Причем развитие денежного рынка у нас значительно опережает развитие рынка ценных бумаг. Какой-то украинской специфики этого рынка я не вижу. Мы не определились точно, какой фондовый рынок нам нужен.

Более того, необходимо выработать ясную, четкую стратегию развития нашей страны: куда идти, зачем, когда и как мы туда придем. Государство должно направить экономические интересы бизнесменов в русло экономического прогресса страны. Все это поднимет имидж Украины. Тогда Украина будет одним из лидеров мира. Главное в том, что с потенциалом и духом наших людей можно построить высокоразвитое государство.

В прошлом году состоялись громкие покупки иностранными инвесторами наших крупнейших предприятий в металлургической отрасли и в банковской сфере. Но по сей день не утихают споры экспертов, политиков: чего же больше — позитивного или негативного — мы получили от этих сделок? Усилились или наоборот ослабли наши позиции на мировых рынках? К слову, участвуя в апреле этого года в работе Пражского экономического конгресса, я отметил высказанную далеко не одним участником мысль о том, что в нынешнее время, в том числе и в связи с расширением деятельности транснациональных компаний, все большее значение приобретают экономические, а не политические границы...

– Завоевание нашими компаниями зарубежных рынков товаров и услуг нужно приветствовать и поощрять. Однако вывоз капитала — вот важное качество передовой национальной экономики. Вывоз капитала есть тогда, когда в стране существует его избыток. К этому мы должны стремиться. А сегодняшняя ситуация — $218 млн. украинских прямых инвестиций за границей — понятно, никуда не годится.

Что касается иностранных инвесторов, то в их приходе, конечно, больше позитивного. Но не надо думать, что они будут снижать цены на товары и услуги как бескорыстные люди. Какую протекционистскую политику проводить? Это вопрос отдельного разговора. Свои конкретные экономические взгляды я пока высказывать не буду.

Бесспорно лишь одно: только национальный бизнес и жители страны — самые заинтересованные люди в прогрессе своего государства.

В отношении границ скажу, что политические границы могут обрубить любую экономическую экспансию. Головокружение от глобализации экономики когда-то пройдет. Ибо главное — в другом.

Игорь Николаевич, бывая в деловых зарубежных поездках, не было ли мысли, что существуют проблемы из-за подачи негативной информации относительно Украины? С точки зрения законодателя, что в этом направлении можно сделать?

– Мнение о стране формируется на основе реальных политических и экономических фактов. И когда есть постоянная негативная информация, скорее всего, что-то у нас действительно не так (откровенную клевету в расчет не берем). Хотя слышать плохое о своей стране не хочется.

Мне очень близки слова из песни "Родина. Пусть кричат уродина, а она мне нравится, хоть и не красавица". Пока не красавица. Мы, жители этой страны, должны раскрыть, показать и возвеличить ее красоту.

Теперь о роли законодателей. О стране, кроме всего прочего, судят по тому, какие законы в ней есть и как они действуют, т. е. соблюдаются. Поэтому роль законодателя значительна.

Попутно скажу, что принятие нормативных актов без учета объективных экономических законов, действующих в стране, недопустимо. Просто законы не будут работать, что только увеличит хаос и нанесет вред экономическому прогрессу.

В СМИ нередко обнаруживаю неточности и неверные акценты в отношении определения и характеристики поведения различных зарубежных инвесторов — от спекулятивных до долгосрочных. Особенно из-за этого "страдают" венчурные и портфельные инвесторы. Спектр их деятельности расширяется в Украине. И все же преобладание каких средств будет наблюдаться в ближайшее время? Будут ли усиливаться тенденции на либерализацию правил доступа нерезидентов?

– Ответить на эти вопросы можно лишь исходя из стратегии Украины. Думаю, что в документе "Реализация стратегии украинского государства" обязательно будет написано, зачем и когда нам нужны деньги нерезидентов, в каком объеме и в каком виде. План реализации стратегии также должен будет установить направления капиталовложений.

В ближайший год в украинскую экономику нужно получить минимум $22-24 млрд. капитальных инвестиций, чтобы сделать из Украины более конкуренто-способное и влиятельное государство.

В заключение хочу сказать, что крайне важно качество поступков экономических субъектов страны. От них и от желания лидеров страны зависит качество нашего пути.

Биографическая справка

Прасолов Игорь Николаевич. Родился 4 февраля 1962 года в г. Песчаный Мурманской области в России. С 1979 года по 1980 год — работал электрослесарем на Новочеркасской ГРЭС. С 1980 года по 1982 год — срочная воинская служба. Закончил Ростовский государственный университет им. Суслова по специальности "Политическая экономия". В 1987-1993 годах — ассистент и аспирант кафедры политэкономии естественных и гуманитарных специальностей Донецкого государственного университета. С 1993 года по 2000 год работал Генеральным директором ЗАО "Инвестиционная Компания "Керамет Инвест". В 2000-2005 годах — Генеральный директор ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент". С 25 мая 2006 года — Народный депутат Украины V созыва. Член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, заместитель Руководителя Постоянной делегации Верховной Рады Украины в Парламентской ассамблее Организаций Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС).