- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Весенне-ценовые всходы
С началом весенне-полевых работ цены на горючее резко возрастут. Чтобы посевная прошла успешно, а цены на ГСМ остались доступными, эксперты призывают уже сегодня закупать горючее для сельхозпроизводителей
Нынешней зимой на рынке нефтепродуктов сложилась уникальная ситуация. Мировые цены на нефть с августа по январь подорожали почти на четверть, а стоимость оптовых партий нефтепродуктов в Украине за это время снизилась на такую же величину. Более того, несмотря на то, что российс-кая нефть в Прибалтику, Белоруссию и страны Центральной Европы поставляется без уплаты НДС (или на 20% дешевле, чем в Украину), на отечественных автозаправочных станциях бензин и солярка стоит в среднем на 5 — 30% дешевле, чем у наших европейских соседей.
Если учесть, что, по прогнозам экспертов агентства Bloomberg, к весне мировые цены имеют все шансы возрасти еще на 20%, становится очевидным дисбаланс цен между сырьем, поставляемым в Украину, и стоимостью производимых в стране нефтепродуктов. Причем подорожание ГСМ из-за внешних причин может усугубиться исключительно внутренними попытками "ручного управления" нефтерынком.
В частности, Министерство аграрной политики намерено способствовать обеспечению аграриев нефтепродуктами под весенний сев 2004 года, устанавливая граничные цены на солярку, и начало вести диалог с нефтеперерабатывающими компаниями по разработке механизма поставок топлива.
В то же время практика работы нефтерынка осенью 2003 года показала, что не все методы, применяемые Министерством топлива и энергетики, дееспособны. Так, начальник управления ХК "Лукойл-Украина" Леонид Косинчук считает, что "введение госрегулирования на рынке ГСМ не принесло порядка, а наоборот — прибавило проблем и операторам рынка, и его субъектам. Таможня, например, вообще запрещала всякий вывоз нефтепродуктов, что привело к затовариванию рынка". Неэффективной оказалась и система распределения горючего между агрофирмами. "Из всего количества поданных облгосадминистрациями заявок на обеспечение соляркой реальных договоров на отгрузку дизельного топлива было заключено только 47%. При этом оплата многими предприятиями производилась неритмично, а большая часть сельхозпроизводителей оказалась неплатежеспособной. Кроме этого, в подаваемых облгосадминистрациями заявках не были учтены финансовое состояние сельхозпроизводителей и их реальная потребность в дизельном топливе", — отмечают в пресс-службе АО "Укртатнафта".
Время начинать диалог
Эксперты "Укрнефтехимпереработки" считают, что Украине давно надо применить мировой опыт регулирования рынка нефтепродуктов. Правительства государств — крупных потребителей нефти и горючего — создали банк, который занимается закупкой сырья или нефтепродуктов, когда на рынке наблюдается преобладание предложения над спросом и устанавливаются низкие цены, и реализацией, когда спрос превышает предложение и цены растут. Этот рыночный механизм регулирования позволяет уйти от "ручного" управления рынком нефтепродуктов и поддерживать производителей, не давая ценам упасть, что отвечает, в частности, и стабилизации выплат налогов, и интересам потребителей — чтобы цены не поднимались до сверхвысокого уровня. Причем в Украине раньше подобная практика частично использовалась, когда солярку и бензин закупал государственный резерв. Но тогда применялись "добровольно-принудительные" меры: НПЗ заставляли поставлять горючее в госрезерв. Сегодня большая часть нефтеперерабатывающих заводов находится в частных руках, поэтому "командно-административный" метод целесообразно заменить на рыночный — НПЗ продают горючее, а госрезерв его закупает. "Правительству важно купить как можно больше дизельного топлива по дешевым ценам, существующим сегодня на рынке. Благодаря этому ему удастся обеспечить посевную и создать определенные запасы топлива, которые, возможно, в случае роста стоимости солярки, в большом объеме направить на рынок и тем самым сбить цену. Тем более что в Украине существует и работает госрезерв", — считает народный депутат Украины Владимир Демехин.Причем и государство, и производители к такому взаимодействию готовы. Поэтому, по мнению В. Демехина, "правительству и нефтяникам необходимо сесть за стол переговоров и выработать механизм такого сотрудничества, чтобы работа на нефтерынке в канун посевной была цивилизованной и прозрачной". Эксперты FKG Ukraine предсказывают два варианта поведения цен весной. Если правительству и нефтяникам удастся договориться, то подорожание горючего не превысит 20%. Если нет — есть все шансы роста цен на 35 — 40% и снижения объема переработки нефти и продаж, как это было осенью 2003 года.
Экологические особенности
Впрочем, озадачивались в прошлом месяце нефтяники не только предстоящей посевной, но и сугубо технологическими вопросами своей деятельности. А именно — экологическими проблемами в программах развития бизнеса. Компании, работающие на рынке нефтепродуктов, уже потратили на экологические проекты в нефтепереработке в 2003 году более $10 млн. Одним из важных событий января можно считать завершение на Лисичанском НПЗ экологических мероприятий стоимостью свыше 10 млн. грн. "Мы внедряем (на Лисичанском НПЗ) программу по снижению выбросов серы. Кроме того, планируем включить экологические аспекты в наш мастер-план", — сказал во время последнего посещения "ЛИНИКа" исполнительный вице-президент, руководитель блока маркетинга, продаж и переработки компании "ТНК-ВР" Энтони Консидайн. В начале февраля на ЛиНОСе без снижения объемов переработки приступили к установке двух понтонов американской компании UltraFloat, которые были куплены в октябре прошлого года. Оборудование устанавливается в цехе по хранению и приготовлению сжиженных углеводородов и спецпродуктов с целью свести процент испарения нефтепродуктов до минимума и уменьшить количество ремонтов, проводимых на топливных резервуарах. Таким образом, инвестиции, направляемые на НПЗ, преследуют цель не только развития производственных линий, но и укрепления экологической безопасности производства. "Экологическая ситуация на Лисичанском НПЗ полнос-тью благополучная. Для разрешения накопившихся проблем выполняем экологическую программу, ведь за десять лет простоя на ЛиНОСе появилось много проблем. Самое важное, что "ТНК-ВР" стремится инвестировать средства в экологическое развитие завода", — сказал главный эколог Лисичанского НПЗ Виктор Ухов. Работают над реконструкцией своих предприятий и другие заводы. На "ЛУКОЙЛ-Одесском НПЗ" до 1 марта планируется ввести в эксплуатацию три объекта: печь, теплообменник "Пакинокс", а на блоке подготовки сырья поменяют внутреннее устройство колонны. Такая масштабная реконструкция во время капремонта завода никогда раньше не проводилась. АО "Укртатнафта" посетила делегация южнокорейской компании LG International Corp. Как сообщила пресс-служба "Укртатнафты", в ходе проведенных встреч и переговоров специалисты LG ознакомились с технологическими и природоохранными объектами завода, на основании чего будет разработано ТЭО и предложена обобщенная программа модернизации предприятия. Забота об экологии не могла не отразиться на оценке деятельности компаний со стороны госорганов. Как сообщил главный санитарный врач Лисичанска Анатолий Мельников, "вопросы охраны окружающей среды находятся на Лисичанском НПЗ на должном уровне".
Комментарий
Филипп Карпенко, директор департамента переработки ООО "ТД "ТНК-Украина":
— Лисичанский завод — самый "молодой" из украинских, ему чуть больше 25 лет. Все достижения науки и техники в области экологии, которые существовали на момент его строительства, на нем внедрены. Чего нельзя сказать ни об одном другом украинском нефтеперерабатывающем предприятии. Кроме того, пуск первой очереди установки по производству серы, которая до прихода ТНК не работала, позволил резко сократить сброс в атмосферу сернистых соединений и увеличить выпуск товарной серы. Сернистые соединения очень агрессивны, их наличие в воздухе начинаешь ощущать, приехав на любое нефтехимическое предприятие. Инвестор исходит из того, что обеспечение экологической и промышленной безопасности, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду является неотъемлемой составляющей эффективной производственной деятельности предприятия. Подводя итог проведенной работе, хочу подчеркнуть, что позитивного результата можно добиться только при взвешенном, основанном на глубоких научных исследованиях подходе к решению экологических проблем в сочетании с четким планированием этапов выполняемых мероприятий, определением их приоритетов и направленности. Заинтересованность государства в экологическом перевооружении НПЗ, безусловно, существует. Однако его действия по экономическому стимулированию данного направления могли бы и должны быть, на наш взгляд, более активными. Все наши экологические программы направлены в данный момент на то, чтобы предприятие могло выдерживать нормативы по выбросам, которые постоянно ужесточаются. Мы понимаем, что через два — три года требования будут иными, и потому стараемся действовать на опережение. Безусловно, мы считаем, что государство могло бы проводить более активную политику по поддержке инвестиций в экологические программы.