- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Виктор Медведчук добился своего
12 июля Верховная Рада приняла новую редакцию Закона о выборах народных депутатов, в котором сохранена пропорция выборов 75% депутатов по партийным спискам и 25% — по мажоритарным округам. Довольно резкие высказывания Президента в адрес такой системы мало у кого вызывают сомнения в ветировании и этой редакции закона. Таким образом, решение "избирательного вопроса" переносится на осень, что устраивает большинство влиятельных политических сил
НА ПЕРВЫЙ взгляд, решение о сохранении пропорций 75% на 25%, неоднократно раскритикованное Главой страны, на первый взгляд выглядит довольно неординарным. Ведь еще накануне голосования по новому Закону о выборах ничто не предвещало о развитии событий именно по такому сценарию. За день до голосования многие депутаты скептически относились к возможности преодоления вето Президента и говорили о том, что выборы пройдут по системе 50/50, на которой настаивал Л. Кучма. Кроме того, депутатов интересовал не только вопрос пропорций, но и принятие норм, максимально уменьшающих влияние административного ресурса на ход избирательной кампании. В этом плане заветированный закон не вызывал особых замечаний у большинства депутатов. Не возражал и председатель Центризбиркома Михаил Рябец, который назвал его лучшим за всю историю независимой Украины. По словам Рябца, вето Президента вызвано вопросами политического характера, в то время как комиссию волнуют лишь вопросы четкого законодательного регулирования правил проведения выборов.
В заветированном законе, кроме пропорции 75/25, было несколько принципиально новых моментов. Согласно ему, избирательный фонд партии или блока партий должен формироваться за счет средств самой партии и добровольных взносов физических лиц. А кандидаты в депутаты, пожелавшие балотироваться по "мажоритарке", могут пополнять свои финансовые избирательные ресурсы из своего кармана, а также добровольных взносов физических лиц. При этом избирательный фонд партии или блока не должен превышать 150 тыс. необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (сейчас 17 грн.), а кандидата в депутаты — не более 10 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан.
Особо следует выделить положение о праве партий формировать избирательные комиссии. По закону 1997 г. комиссии создавались решением советов соответствующего уровня по представлению председателей этих советов или городских/сельских председателей. На практике это часто приводило к тому, что именно местные чиновники играли заметную роль в ходе выборов, поскольку они имели значительное влияние на решение вопросов о том, кто будет организовывать процесс выборов и следить за их прохождением. А это — ни много ни мало — вопросы регистрации кандидатов в депутаты, подсчет голосов, определение победителя, рассмотрение жалоб и т.п. Невольно на ум приходит фраза классика о том, что у нас не столь важно как голосуют, важнее как подсчитывают.
В общем-то, принятый закон депутатам понравился. Поэтому во избежание выборов "постаринке" и во имя сохранения понравившихся им законодательных новшеств, депутаты готовы были даже пожертвовать цифрами — изменить избирательные пропорции на предложенные Президентом.И здесь заинтриговал всех первый вице-спикер Виктор Медведчук, который за три дня до голосования по Закону о выборах заявил, что "есть основания полагать, что преодоление вето Президента на Закон о выборах народных депутатов является реальным". Это заявление разогрело большой интерес к голосованию в Верховной Раде в последний "голосовательный" день перед парламентскими каникулами.
Сперва депутаты попробовали преодолеть президентское вето на принятый ими новый избирательный закон от 7 июня. Но для необходимого результата в 300 "за" депутатам не хватило всего 48 голосов. Примечательно, что против проголосовали некоторые депутаты из центристских фракций, которые еще накануне готовы были проголосовать за пропорцию половина на половину. После такой неудачи народные избранники, казалось бы, должны были уверенно проголосовать за предложенные Президентом пропорции 50/50 и сохранить при этом выгодные им процедурные новшества нового избирательного закона. Однако тут депутаты проявили всю неординарность политической мысли — Верховная Рада оставила в силе свое прежнее решение, согласно которому три четверти парламента избираются по партийным спискам. За принятие этого решения проголосовали 274 депутата при необходимых 226. При этом Закон о выборах считается принятым в новой редакции, поскольку депутаты согласились с одним замечанием Президента (к слову, не самым принципиальным из всех 12) — отменили денежный залог при регистрации участников избирательной кампании. Вместе с тем, они отклонили предложение Президента сократить избирательную кампанию с 180 дней до 90, а также ограничить право партий формировать избирательные комиссии.
На сегодняшний день мало кто сомневается в отказе Президента подписать нынешнюю редакцию закона. Не могли не знать этого и депутаты. И здесь рискнем предположить одну из возможных версий такого на первый взгляд непонятного решения депутатов. Ведь по большому счету, именно такое решение выгодно многим политическим силам. После возможного наложения Президентом вето на этот закон времени на новые законодательные эксперименты практически не останется. Депутаты пойдут в отпуска и вернутся к законодательной деятельности только в сентябре. А тогда уже официально начнется избирательная кампания, поскольку положение о 180-дневном избирательном марафоне никто не отменял. Поэтому шансы на проведение выборов по пропорции 50/50 резко увеличиваются. Кроме того, 180 дней — это далеко не то, что 90. За это время и раскрутиться не очень раскрученным можно, и финансово оздоровиться тоже можно, да и информационно подготовиться как следует будет легче.
Комментарии
Борис БЕСПАЛЫЙ, "Реформы-Конгресс"
ШАНСОВ на преодоление Радой вето Президента по принятому новому закону "О выборах народных депутатов" практически нет. Главное a чтобы мы приняли более детальный, более процедурно выписанный закон, с усилением в нем эльементов контроля. Надеюсь, это будет сделано. Наверное, в заветированный закон будет внесено изменение о закреплении пропорции 50% на 50%, моменты могут быть сохранены, поскольку, с точки зрения процедурных вопросов, закон довольно хорош. Важным моментом является также вопрос правильного исполнения закона и недопущения злоупотреблений властью. В принятом законе учтены многие предложения Центральной избирательной комиссии. В первую очередь это касается технологии голосования, контроля за прохождением выборов, формирования избиратель комиссий. Главное, чтобы этот закон был детально выписан, поскольку только такой закон будет служить интересам граждан. Любая излишняя нормативная краткость, граничащая с двусмысленностью, сыграет на руку чиновникам. Важным представляется решение вопроса о сохранении старых избирательных округов, кроме, конечно, тех случаев, когда это сделать физически невозможно, например, в случае резкого измене количества избирателей в округе. Депутаты должны иметь возможность отчитаться перед своими избирателями за проделанную работу. Кто работал хорошо, тот рискнет еще раз баллотироваться в своем округе, но также не допустить "кромсания" округов неугодных кому-то депутатов с целью недопущения их в парламент.
Михаил БРОДСКИЙ, "Яблоко"
НОВЫЙ избирательный закон, который был недавно принят депутатами, по сути является очень хорошим документом. Главное его достоинство в том, что он довольно сильно бьет по административной системе, а также существенно ограничивает право судов отменять волеизъявление избирателей. Все мы прекрасно помним такие случаи по прошлым избирательным кампаниям. Решение же вопроса о пропорциях мандатов от мажоритарных округов и по партийных списках напоминает мне разговор глухого со слепым. Лично я выступал за проведение встречи депутатов с Президентом по этому вопросу. Мне кажется, что мы должны сесть за круглый стол и постараться найти компромиссное решение. Возможно, депутаты согласились бы принять замечания Президента взамен на его согласие по другим вопросам, например, относительно Закона о местных выборах. Только компромиссом можно решить наиболее сложные вопросы и власть просто обязана искать компромиссные решения.
К сожалению, сейчас у нас можно говорить о том, что кто-то хочет показать всем "кто есть кто в доме", а также — чего стоит парламент. Лично я уверен, что парламент — это серьезный государственный институт,
Леонид КРАВЧУК, СДПУ(о)
Я ОТНОШУ себя к сторонникам пропорционной системы выборов. Только такая система может привести к формированию структурированного парламента, который будет одним из атрибутов наличии демократии в Украине. Однако сегодня общее политическая элита, а также большинство партий исключением разве что Коммунистической партии, СДПУ(о) и, может, еще нескольких других) не готовы к такому повороту событий. Это я ощущаю во время общения с людьми в округах. Люди хотят видеть конкретную личность, на помощь которой они могут рассчитывать:
Мы, социал-демократы и другие депутаты, брав курс на создание пропорциональной системы, решили сделать еще один шаг в этом направлении — вместо пропорций 50% на 50% закрепить в новом избирательном законе пропорции 75% на 25% или 70% на 30% Однако мне кажется, что времени на принятие новых пропорций в избирательном законе уже нет. Даже в случае преодоления вето, у Президента остается право обратиться в Конституционный суд для принятия решения по поводу ограничения или не ограничения прав избирателей не уверен в том, что Конституционный суд решит, что этот закон не ограничивает права избирателей. Тогда мы можем оказаться в деликатном правовом положении уже в самом преддверии выборов. Поэтому сейчас нужно усилить статьи относительно контрольных полномочий комиссий и партий. И вообще, все изменения должны приниматься, исходя из тезиса об усилении контроля и гарантировании демократического процесса прохождения выборов.
Александр ЛАВРИНОВИЧ, УНР
МНЕ КАЖЕТСЯ, что действующая пропорциональная система с пропорциями 50% на 50% будет сохранена, и именно по такой модели состоятся выборы в марте 2002 г. Процедурные же моменты, которые впервые были применены в 1998 г., будут уточнены и откорректированы, учитывая опыт, который мы приобрели после последних выборов. Думаю, что этот закон, с сохраненным соотношением 50% на 50%, не вызовет принципиальных замечаний у Президента, которые могли бы стать поводом для наложения повторного вето. Считаю, что если уж мы решили сохранить смешанную систему выборов, то должны применять единственно правильное и научно обоснованное для такой системы соотношение — 50% на 50% и не использовать при этом инвалидные схемы. Однако я не уверен в том, что смешанная система может постоянно действовать в Украине. Возможно, даже более актуальной является пропорциональная система, однако не в таком примитивном варианте, как она предлагалась на рассмотрение парламента и была отклонена. По моему убеждению, пропорциональная система должна обязательно предусматривать децентрализацию без единого общегосударственного округа, который может существовать только в качестве компенсационного. Кроме того, списки обязательно должны быть открытыми. Это означает, что граждане будут иметь право голосовать не только за партию, но смогут определять, кто из предложенных партийных представителей должен стать членом парламента.