НБУ курс:

USD

41,84

-0,00

EUR

43,51

-0,00

Наличный курс:

USD

42,30

42,25

EUR

44,30

44,10

Воздастся по делам

Новое правительство Украины уверено, что Международный валютный фонд возобновит сотрудничество с нашей страной в самом ближайшем будущем. Для этого нужно всего-ничего — выполнить ряд рекомендаций, разработанных в Вашингтоне

Новое правительство Украины уверено, что Международный валютный фонд возобновит сотрудничество с нашей страной в самом ближайшем будущем. Для этого нужно всего-ничего — выполнить ряд рекомендаций, разработанных в Вашингтоне. На этой неделе миссия МВФ планирует прибыть к нам. Правительство тем временем готовится — дела делает

МВФ по итогам состоявшегося в декабре визита миссии в Киев разработал первоочередные меры, которые украинскому правительству необходимо предпринять для возобновления сотрудничества с МВФ по программе расширенного финансирования. В первую очередь необходимо принять бюджет на этот год с профицитом. Причем, он должен базироваться на реалистичных оценках фактически собранных доходов с дальнейшей выработкой министерствами-распорядителями бюджетных средств политики в отношении расходов. Чтобы в 2000 г. средства расходовались в пределах бюджетных назначений без накопления новых просроченных задолженностей.

Поскольку новое правительство практически сформировано, причем в большей мере так, как его видел Виктор Ющенко, а "ответственное большинство" в парламенте окончательно не проклюнулось — можно ожидать, что бюджет будет пробным камнем, который либо станет последним, брошенным в парламент этого созыва, либо спасательным кругом, благодаря которому депутаты спокойно доживут до новых выборов.

Что касается требования МВФ относительно сбалансированности бюджетных доходов и расходов, то новое правительство уже запретило всем распорядителям бюджетных средств накапливать новые долги. Не секрет, что распорядители бюджетных средств зачастую тратили те деньги, которые им из бюджета еще не были выделены, надеясь на будущие поступления. Деньги в достаточном количестве не выделялись, в результате накапливалась кредиторская задолженность. Бюджетные подрядчики в свою очередь, имея дебиторами бюджетные организации считали своим долгом не платить налоги до погашения этой задолженности. Что приводило к недоимке в бюджете. Следующим шагом в этом направлении должно стать погашение уже существующих просроченных долгов, в том числе и по социальным выплатам. Это также является требованием МВФ.

Логично, что существующие взаимозачетные схемы с использованием казначейских векселей или без оных также должны кануть в Лету. В частности, МВФ настаивает на том, чтобы были приняты меры, позволяющие резко сократить (или аннулировать) количество операций взаимозачетов и операций с векселями, осуществляемых центральным и местными бюджетами в 2000 году. Этот барьер к заветным деньгам наше правительство также начало преодолевать. В конце прошлого года своим Указом Президент ликвидировал специализированное госучреждение "Укрспецфин", главной и единственной задачей которого было обеспечивать пресловутые взаимозачеты между бюджетом и предпринимателями. Это уже во многом разрушило накатанные схемы ухода от уплаты налогов путем всевозможных зачетных схем.

Кроме того, в канун Нового года премьер-министр своим распоряжением запретил Министерству финансов и Государственной налоговой администрации рассматривать обращения министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти, отдельных предприятий о проведении взаимозачетов и компенсаций по задолженности по налогам и сборам в бюджет.

Другим распоряжением Виктор Ющенко установил, что Кабмин не рассматривает обращения министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти, отдельных предприятий о предоставлении дополнительных льгот, в том числе по таможенному оформлению ввозимых товаров, списании задолженности по налогам и сборам, отсрочке платежей в бюджет и продлению срока возврата бюджетных займов. Кстати, по данным ГНА на начало декабря недоимка по платежам в бюджет составила 11,821 млрд. грн., увеличившись с начала года на 2,1 млрд. грн. или на 22%. Правда, около 7 млрд. грн. или 60% общей суммы недоимки составляет пеня и штрафы.

Эти первые шаги правительства — путь к выполнению еще одной рекомендации МВФ, а именно — реформы налоговой системы. Пока что в правительстве не говорят о возможности широкомасштабной реформы в рамках принятия и введения Налогового Кодекса. Правительство собирается вместе с проектом бюджета подать пакет, состоящий из десятка документов: "Бюджет, который мы подаем, уже сегодня выплывает с 10 законопроектами, которые необходимо принимать в его рамках", — сказал премьер. И добавил: "Когда начали 7 дней назад работать над бюджетом, проблемы, которые возникли, оценивались в 6,3 млрд. Поэтому, желая добра Верховной Раде, мы не хотели подавать такой подарок в парламент. Проблема вышла гораздо сложнее, чем она представлялась 10 дней назад", — сказал он. Естественно, что налоговую реформу в рамках нынешнего бюджетного года правительство провести не успеет, оно может лишь подготовиться к этому.

Точка опоры для МВФ

Следующий блок требований МВФ касается совершенно конкретных проблем. В том числе и повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 100% от их себестоимости (Конституционный суд в канун Нового года приступил к рассмотрению этого дела). Кроме того, международные финансисты советуют нам перераспределить через бюджет 1 млрд. грн. для финансирования реструктуризации угольного сектора экономики. Прежде всего деньги необходимо направить на мероприятия, связанные с закрытием нерентабельных шахт и трудоустройством высвободившихся работников. По-видимому готовность правительства выполнить эту рекомендацию мы оценим после внесения бюджета в Верховную Раду. Такие рекомендации, как окончательная приватизация зернохранилищ, отмена системы картотеки-2, внедрение в 2000 году единого казначейского счета, к середине года закрытие ряда крупных предприятий-банкротов в контексте нового закона о банкротстве, проведение аудита деятельности компании "Нефтегаз" не требуют особой политической воли или согласования с парламентом. По большому счету, они могли бы быть реализованы любой правительственной командой при наличии желания. А этого у нынешнего Кабинета Министров пока что хоть отбавляй.

Первый вице-премьер-министр Юрий Ехануров отвечает в правительстве за экономику, бюджет и реформы: "Я не сомневаюсь в том, что нам возобновят кредитование по программе EFF. Думаю, что все в мире должны понять, и в первую очередь наши люди, что пришло правительство другой формации, с другими подходами, и мы хотим таких изменений в Украине, которые бы позволили рассчитывать в будущем на эффективную экономику"

Чего не скажешь о другом блоке рекомендаций — приватизационном и сельскохозяйственном. Первый вице-премьер Юрий Ехануров, комментируя возможность предоставления нам очередных кредитов по программе EFF отметил, что всего насчитывается 69 предварительных мер, которые необходимо выполнить для возобновления финансирования. Но наиболее "принципиальные" из них связаны прежде всего с бюджетом, поступлениями от приватизации, структурной и другими реформами. Наибольшее понимание того, что приватизация является одним из приоритетов в нашем сотрудничестве с МВФ выказал Президент. Издав в конце года Указ, определяющий стратегию и тактику приватизации на 2 года вперед (подробности Указа комментирует начальник экономического управления Администрации Президента Евгений Григоренко, стр. 7). Поскольку сейчас указы по экономическим вопросам прямого действия не имеют, именно правительству придется проводить через Верховную Раду такие вопросы, как приватизация "Укртелекома" и энергокомпаний, а также существенное сокращение списка предприятий, не подлежащих приватизации. Те же проблемы придется решать и в плане земельной реформы. Леонид Кучма своим Указом лишь инициировал существующие проблемы, как бы обнажив их. Теперь необходимо через парламент провести законопроекты, которые окончательно урегулируют и нормализуют земельные проблемы, в том числе и новый Земельный Кодекс, долги КСП перед государством и предпринимателями. То, что сделать это будет очень сложно — ощущается уже сейчас. Аграрные лоббисты требуют, чтобы в бюджете были выделены средства (около 2 млрд. грн.) на закупку зерна в Госрезерв. Что по сути означало бы возврат к государственному заказу и еще большей зарегулированности отношений на селе.

Тогда как в рекомендациях МВФ содержится не только норма по приватизации земли, но и совершенно конкретные меры по дальнейшей либерализации аграрного сектора. В том числе и постепенное отстранение правительства и квази-правительственных агентств, задействованных в снабжении средствами аграрного сектора, от этого процесса в двухлетний срок, начиная с этого сезона. Кроме того, МВФ продолжает настаивать на отмене экспортных налогов (пошлин) и ограничений и запрете вводить какие-либо новые. Обеспечить экспорт продукции, проданной через товарную биржу, без дополнительного документального оформления. В первую очередь это касается отмены недавно введенной 23%-ной пошлины на экспорт семян подсолнечника. Тем более, что этот эксперимент окончательно провалился — вместо того, чтобы заработать на взимании экспортной пошлины государство потеряло на несколько лет вперед наиболее рентабельную отрасль сельского хозяйства. Семена практически не вывозятся, на внутреннем рынке цены падают даже на готовый продукт — масло. То же касается и экспорта зерна — буквально недавно были приняты решения об отмене возмещения НДС при вывозе зерна. Поскольку все эти изменения оформлены законодательно, то правительству опять предстоит выходить с инициативой в парламент, чтобы выполнить условия МВФ.

На закуску остается административная реформа — о которой в нашей стране все слышали, но никто не видел. Поэтому не знают, что это такое. Виктор Ющенко уже заявил, что в стенах его ведомства практически родился новый закон о Кабинете Министров. Судя по изменениям структуры правительственного аппарата, можно ожидать быстрого реформирования центральных органов исполнительной власти. Однако главным идеологом реформы в рамках всей страны стал глава Администрации Президента Владимир Литвин. А ему сначала предстоит "по-живому" реформировать саму администрацию, что воспринимается многими сотрудниками весьма "болезненно". На местный уровень руки еще не скоро дойдут. Тогда как большинство проблем управления начинается именно с местного уровня, если конечно говорить об административной реформе не как самоцели, а как о процессе, который в конечном итоге даст возможность каждому украинцу почувствовать себя гражданином демократического государства.

Основные рекомендации МВФ Кабинету Министров

- Принять реалистический бюджет на 2000 год с профицитом.

- Резко сократить (или аннулировать) количество взаимозачетов и операций с векселями.

- Реформа налоговой системы.

- Перераспределить 1 млрд. грн. на реструктуризацию угольного сектора.

- Повысить коммунальные тарифы до 100% их себестоимости.

- Начать широкомасштабную административную реформу.

- Отменить все экспортные налоги и ограничения и запретить вводить какие-либо новые экспортные налоги и ограничения.

- Внедрить новые меры по развитию приватизации, аренды и продажи земли.

- Продавать газ, получаемый как плату за транзит. Осуществить аудит деятельности "Нефтегаза".

- Принять изменения и дополнения к закону о Национальном банке Украины для обеспечения независимости монетарной и курсовой политики.

- Отменить систему картотеки-2.

- В течение 2000 года внедрить единый казначейский счет.

- Принять закон о Программе приватизации.

- Дерегуляция

- Принять закон о статистике в соответствии с рекомендациями Статистического департамента МВФ