НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Вступил в силу новый Бюджетный кодекс

Президент Леонид Кучма 12 июля подписал Бюджетный кодекс, принятый тремя неделями ранее Верховной Радой. Процесс принятия кодекса длился с мая 1999 года, когда он был принят в первом чтении. В третьем чтении парламент принял кодекс 22 марта этого года. А

Президент Леонид Кучма 12 июля подписал Бюджетный кодекс, принятый тремя неделями ранее Верховной Радой. Процесс принятия кодекса длился с мая 1999 года, когда он был принят в первом чтении. В третьем чтении парламент принял кодекс 22 марта этого года. А в июне депутаты приняли этот документ, учитывая ряд поправок, внесенных Президентом

БОЛЕЕ чем двухлетняя эпопея принятия Бюджетного кодекса практически завершена. С од­ним "Но". Президент, подписы­вая кодекс, отсрочил введение ряда норм, в нем заложенных.

В частности, по сообще­нию Корреспондент.net, новый порядок привлечения займов местными властями, раздел доходов и расходов между го­сударственным и местными бюджетами, перевод послед­них на казначейское обслужи­вание, разрешение передачи расходов между бюджетами, порядок межбюджетных плате­жей и порядок отчета о выпол­нении бюджета вступят в силу с 1 января следующего года.

На принятии этого доку­мента постоянно настаивал МВФ — это одно из условий МВФ для продолжения креди­тования Украины. Символично, что в четверг Президент под­писывает кодекс, а в пятницу Игорь Митюков подписывает договор о реструктуризации долга Украины перед страна­ми-участницами Парижского клуба кредиторов.

Дополненный, а точнее, измененный вариант Бюджет­ного кодекса принят депутата­ми с учетом практически всех предложений Президента Ук­раины. Депутаты изъяли из текста закона норму, согласно которой в состав доходов бюд­жета Крыма входят все налоги и сборы, которые собираются на территории автономии, за исключением местных. Парла­мент согласился и с тем, что внешний контроль и аудит фи­нансовой и хозяйственной де­ятельности бюджетных учреж­дений осуществляются Счет­ной палатой в части контроля за использованием средств госбюджета, Главным кон­трольно-ревизионным управ­лением в соответствии с его полномочиями, определенны­ми законом. А контроль за проведением тайных расходов осуществляется Счетной пала­той и Минфином в порядке, оп­ределенном Верховной Радой.

Норма, которая разрешала Крыму оставлять себе все собранные в автономии налоги, была одной из причин ветирования Президентом Бюджет­ного кодекса в июне. Согласно новой редакции, налоги, соби­раемые в Крыму, будут посту­пать в Государственный бюд­жет Украины.

Эксперты считают, что ос­новными достижениями ново­го кодекса являются перевод местных бюджетов на обслу­живание Государственного казначейства, единые правила составления бюджетов и их па­раллельное планирование. Еще один положительный мо­мент, по мнению Виктора Скаршевского, эксперта Ук­раинского центра политичес­ких и экономических исследо­ваний имени А. Разумкова, за­ключается в том, что бюджет формируется с учетом интере­сов районов, городов, то есть самой мелкой бюджетной еди­ницы. Местные власти теперь смогут планировать свою дея­тельность, чего раньше не мог­ли делать, поскольку не знали, на какие финансы могли рас­считывать.

С другой стороны,скорее всего, правительству придет­ся преодолевать серьезное противостояние руководите­лей регионов, в которых со­средоточены мощные ресур­сы именно на областном уровне. Руководители, на­пример, Донецкой, Днепро­петровской областей, по мнению Виктора Скаршевского, будут тормозить этот процесс из-за боязни поте­рять влияние на финансовые ресурсы региона.

И еще один немаловаж­ный момент — принятый Бюд­жетный кодекс до конца не регламентирует отношения бюджетов разных уровней. Депутаты решили, что меж­бюджетные взаимоотноше­ния будут окончательно уре­гулированы в новом кодексе о местном самоуправлении. Когда его примут — неизвест­но. Так что как у депутатов, так и у всех остальных прича­стных к Бюджетному кодексу сторон есть еще время для выработки предложений.