Закон о роскоши: благими намерениями...

Александр Кардаков о готовности платить налог на богатство, необходимости принятия закона об IТ и надвигающейся "грозе"

Не так давно правительство инициировало введение налога на богатство. С изрядной долей скепсиса в отношении попыток решить проблемы государства "за счет богатых", беру калькулятор. Право на роскошь обладать жилым домом площадью, например, 700 кв. м, обойдется счастливому владельцу в 15 876 грн./год (2% х 1134 грн. х 700). В общем, для богатого человека это цифры не принципиальные. Тем более авторы утверждают, что смогут собрать 800 млн. грн., а деньги направить в Пенсионный фонд. Моя лепта меня не разорит. Как говорится, с миру по нитке и, возможно, подпитка для бюджета Пенсионного фонда действительно будет существенной.

Тем более что сейчас это мировой тренд. Даже Уоррен Баффет предлагает увеличить налогообложение доходов самых богатых американцев. Аналогичные обращения подписывают представители французского бизнеса.

В этой ситуации важно, чтобы закон о роскоши не постигла судьба большинства толковых идей, которые в процессе прохождения этапов согласования претерпевали существенные изменения. К таковым можно отнести закон о криминальной ответственности за экономические преступления. Александра Павленко, один из авторов проекта, рассказывала, что от закона, предложенного 1,5 года назад, сегодня осталось разве что название и 2-3 пункта.

С аналогичными трудностями приходится сталкиваться мне лично в процессе работы над законопроектами по IТ-индустрии. Предложения, разработанные участниками рынка, прошли очень длительный этап согласования в министерствах и только благодаря поддержке г-на Азарова, Тигипко и ряда депутатов будут наконец-то поданы на рассмотрение в первом слушании.

В то время как наши компании каждый день проигрывают конкурентам во всем мире и уже устали повторять, что если Украина хочет сохранить эту отрасль, ей — отрасли — крайне необходимо создать базовые условия, соответствующие мировым. Эти условия включают налоговые льготы по НДС, налогу на прибыль и единому социальному взносу. Такие меры помогут детенизировать и фактически спасти отрасль в Украине, от чего поступления в бюджет только вырастут.

Возвращаясь к налогу на богатство. Я готов отдавать часть своих денег тем, кто себе их заработать уже не может — пенсионерам. Более того, я почти уверен, что из пенсионной кассы они никуда, кроме как на выплату пенсий, не пойдут: капитальные расходы Пенсионного фонда ничтожно малы по сравнению с общим бюджетом. Но я также глубоко уверен, что наполнение бюджета фонда за счет налогов на богатых может быть только временной мерой. Основой для стабильных пенсионных выплат, как и для повышения социальных стандартов и создания новых рабочих мест, должна стать конкурентоспособная и устойчивая экономика.

К сожалению, сегодня приходится констатировать, что ни благоприятного инвестиционного климата, ни простой и понятной налоговой и таможенной системы, которые бы сделали проще жизнь предпринимателей, в Украине нет. Как нет и времени. В воздухе пахнет грозой. А вопрос быстрого реагирования и реформ — это уже вопрос выживания целого государства.