- Категория
- Образование
- Дата публикации
10 обязательных навыков бета-лидера
Идея, что лучшие предприниматели получаются из альфа-лидеров — агрессивных, ориентированных на результат людей, которые придерживаются модели контроля и жесткой иерархии — все чаще подвергается сомнению. Принципы лидерства меняются. Практика показывает, что все больше успешных компаний вырастают из стартапов с бета-культурой, где ценятся сотрудничество, курирование и общение, пишет венчурный инвестор Мартин Цвиллинг на сайте Entrepreneur.com.
Об этом свидетельствуют так называемые новые гиганты — Facebook, Twitter. Так, стоимость акций Twitter в рамках первичного публичного предложения (IPO) была определена на уровне $26 за ценную бумагу, общая капитализация сервиса микроблогов оценена примерно в $14,2 млрд. Венчурные инвесторы считают, что после успеха Twitter на фондовой бирже немало других компаний могут ускорить свои планы относительно IPO. Называют Box, создавшую облачную службу обмена файлами, Square, занимающуюся платежами и основанную соучредителем Twitter Джеком Дорси, и Airbnb, онлайн-площадку для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья.
Новая горизонтальная культура набирает обороты за счет поколения Y, склонного сбиваться в "стаи", считают эксперты. Но, отмечают они, дело не только в этом. Беты ― это часть более широких культурных изменений, связанных с развитием интернета, где важны сообщества, мгновенные способы общения и сотрудничество, пишет Дана Арди в своей новой книге "The Fall of the Alphas".
В свою очередь Мартин Цвил уверен, что взрывной рост Facebook, Wikipedia или Twitter не мог бы произойти в культуре, где доминируют альфы. И называет те черты, которые следует развивать менеджерам, чтобы преуспеть в будущем — черты, свойственные бета-лидеру.
1. Распрощайтесь с приказно-контрольной моделью
Сегодня побеждают компании с горизонтальной, а не вертикальной структурой. Каждый сотрудник организации ощущает, что он ― часть чего-то большого, что изменит будущее. И каждый желает создавать передовые технологии.
2. Практикуйтесь в эго-менеджменте
Изучайте собственные пристрастия и сосредотачивайтесь на настоящем с оглядкой на будущее. Вам следует управлять "эго" сотрудников и вознаграждать их за совместную работу. Решительное лидерство будет востребовано всегда, особенно в кризисы, поэтому речи о полной демократии не идет.
3. Провоцируйте инновации
Бета-лидеры считают, что у сотрудников должна быть возможность менять ситуацию в компании к лучшему ― это значит влиять на ключевые решения и делиться своими соображениями друг с другом. Воодушевляйте сотрудников на полную самоотдачу, чтобы вся команда и организация победили в конкурентной гонке.
4. Делайте упор на сотрудничество и совместную работу
Вместо втыкания ножей друг в друга бета-компании процветают, выстраивая успешные сообщества с едиными ценностями. Участники команды имеют право и всячески поощряются за проявление себя. Лучшие команды подбираются с учетом взаимодействия на психологическом уровне. В такой системе каждый успешнее в группе, чем по отдельности.
5. Создайте общую культуру
Лидерство ― это текучая и гибкая среда. Целостность и характер тут крайне важны. Все участники команды знают культуру. Каждый разделяет взгляды культуры. Каждый осознает энтузиазм и тонкости. Ваш итоговый результат должен больше напоминать симфонический оркестр, чем бегущую в атаку армию.
6. Будьте готовы к смене ролей и обязанностей еженедельно, ежедневно и ежечасно
Одна из главных ошибок предпринимателей ― медлительность. Рынки и потребители меняются быстро. Сейчас в фокусе социальность, глобальность и экологическая ответственность. В иерархической системе сложно скорректировать позиции и перераспределить роли. Бета справляются с этим гораздо лучше.
7. Настройтесь доверять и сочувствовать
Психологическая вовлеченность между руководством и сотрудниками, весьма вероятно, ― одна из важнейших черт успешных компаний. Если кто-то не подходит культуре компании или не справляется с работой, принимайте решение быстро, но с сочувствием.
8. Призывайте сотрудников вносить свой вклад
Чем больше возможностей у каждого сотрудника реализовать свой потенциал внутри компании, тем успешнее бизнес. Успешные культуры воодушевляют участников команды освежать свой профессиональный инструментарий, сохранять гибкость и оставаться "в струе" бизнеса.
9. Сохраняйте разнообразие
Предприниматели строят команды, а не заполняют позиции. Наем кандидатов из брендовых университетов не гарантирует успех компании, а может и вовсе навредить. Не ждите идеального человека. Нанимайте, ориентируясь на опыт и потенциал.
10. Не каждый должен быть суперзвездой
Суперзвезды не дают пасы, они забивают голы. Не каждый хочет карабкаться вверх по карьерной лестнице. И это отличный повод двигаться вдоль. Станьте покровителем для сотрудников ― адаптационные тренинги и обучение, как пользоваться инструментарием компании, весьма важны и полезны. Уделите время тому, чтобы слушать команду, и дайте им то, что нужно для их успеха.
Опытные предприниматели и руководители по всему миру пришли к понимаю, что лидерство через влияние и сотрудничество намного эффективнее, чем через страх, власть и соревновательность. Такой подход быстро становится новой парадигмой для успеха в сложных условиях современного рынка.