Спорный "Бабий Яр. Контекст" Лозницы претендует на европейский "Оскар"

Спорный "Бабий Яр. Контекст" Лозницы претендует на европейский "Оскар"
Документальный фильм Сергея Лозницы "Бабий Яр. Контекст", получивший награду Каннского кинофестиваля и вызвавший горячие споры в Украине, отобран в лонг-лист кинопремии European Film Awards, которую называют "европейским "Оскаром"

Документальный фильм"Бабий Яр. Контекст" режиссера Сергея Лозницы отобран для участия в European Film Awards — престижной кинопремии, которую называют "европейским "Оскаром". 

Организатор премии Европейская киноакадемия объявила 40 игровых и 15 документальных фильмов, вошедших в лонг-лист.

Фильм Сергея Лозницы будет бороться за победу в номинации документальных фильмов с такими лентам, как "Все включено"  Волкана Уче (Бельгия, Нидерланды, Франция),  "Горбачев. Рай" Виталия Манского (Латвия, Чехия), "Мы" Элиса Диопа (Франция), "Другая сторона реки" Антонии Килианы (Германия, Финляндия) и др.

Премьера фильма "Бабий Яр. Контекст" в Украине состоится 5 октября в Киеве и будет приурочена к 80-й годовщине трагедии Бабьего Яра.   Планируются специальные показы и обсуждения фильма в других городах, но  детальнее про это пока не сообщается. 

Документальный фильм "Бабий Яр. Контекст" снят нидерландской компанией ATOMS & VOID по заказу Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр". Лента основана на архивных материалах и рассказывает о событиях, которые привели к убийству 33 771 еврея в оккупированном нацистами Киеве 29-30 сентября 1941 года, а также о последствиях этой трагедии.

Фильм состоит из 20-25 эпизодов, смонтированных из архивного материала, снятого в период с 1941-го, начиная с вторжения нацистов на территорию СССР, по 1966 год, когда был организован первый архитектурный конкурс на проект мемориала в Бабьем Яру. 

На Каннском кинофестивале фильм получил специальную премию "Золотой глаз".

По словам режиссера ленты Сергея Лозницы, он попытался реконструировать исторический контекст жизни в оккупированном нацистами Киеве.

"Некоторые кадры были похоронены в архивах десятилетиями, их никто никогда не видел", — говорит Лозница. Одним из таких эпизодов является подрыв Крещатика в сентябре 1941 года. Перед отступлением советской армии из Киева НКВД заминировал центральную улицу Киева взрывчаткой с дистанционным управлением. Взрывчатку сдетонировали через несколько дней после того, как нацисты захватили город. "Были жертвы среди гражданского населения, тысячи людей остались без крова. В Советском Союзе, который установил бомбы, не рассматривали человеческие жертвы и массовые уничтожения как фактор, на который стоит обращать внимание в военном планировании", — отметил режиссер.

"Как для фильма, в названии которого есть слово "контекст", контекста как раз недостаточно, — считает кинокритик Алексей Тарасов.  — Нигде не объясняется, почему Львов приветствовал гитлеровские войска: украинские националистические силы надеялись получить государственность в рамках фашистской Германии. "Бабий Яр. Контекст" вызовет ожесточенные дискуссии после своей премьеры в Украине или, как принято сейчас говорить, адский срач".

По мнению кинокритика, конкретно в этой картине режиссер переоценивает знания зрителей о событиях в период с 1941 по 1943 год.

Георгий Касьянов, заведующий отделом новейшей истории и политики Института истории Украины НАН Украины, напротив, видит в фильме"насыщенность образами, идеями и, разумеется, контекстами". Но также отмечает, что "справиться со всеми темами фильма и способом их подачи трудно даже подготовленному зрителю".  Для него это кино — не о прошлом, оно — о настоящем. Все  темы и контексты фильма  актуальны и сейчас, считает историк.

Сам же Лозница, предупреждает, что не стоит смотреть на этот фильм глазами сегодняшнего дня.

"Всему тому, что вы увидели в картине, есть причины, — сказал режиссер в интервью телеканалу "Суспільне".  —  Потому как существуют предметы, которые стали символами. И если вы сейчас с точки зрения сегодняшней символики, мифологии смотрите на то, что происходило в 41-ом году, то это может вызвать когнитивный диссонанс. Я думаю, что на историю того времени нужно смотреть глазами того времени", — сказал Лозница.  

А по тем вопросам, которые  фильм вызовет у зрителей, режиссер рекомендует обратиться к книгам, в том числе к "Реконструкции наций" Тимати Снайдера, в которой автор рассматривает вопросы коллаборационизма. "Там в восьмой главе есть история этнических чисток, украинцев в частности. Он подробно написал, что происходило и почему", —  сказал Лозница.

Современный контекст появления ленты "Бабий Яр. Контекст" не менее сложный, чем те темы, которые затронуты в фильме, отмечает историк Георгий Касьянов.  "Фильм снят по заказу мемориального центра Холокоста "Бабий Яр" (МЦБЯ), деятельность которого в последние годы уже неизменно сопровождается политическими и идеологическими манипуляциями, медийными атаками, борьбой амбиций отдельных лиц и групп интересов, борьбой, в которой теряется все — сама идея чествования памяти жертв, здравый смысл и сама память. В связи с этим уже первые реакции показывают, что в Украине обсуждение фильма будет, мягко говоря, непростым, даже просто потому, что фильм заказан "неправильным" учреждением", — считает Касьянов.

  • European Film Awards– награда за выдающиеся достижения в европейском кинематографе, которая вручается Европейской киноакадемией с 1988 года. По замыслу основателей, она должна конкурировать с ​​"Оскаром" как главная кинематографическая премия Объединенной Европы. 
  • На сегодня Европейская киноакадемия объявила неполный перечень фильмов, которые в этом году получат право бороться за European Film Awards. Другие ленты назовут в сентябре. Объявление лонг-листа в два этапа связано с локдауном и переносом ряда кинофестивалей из-за пандемии. Но уже сейчас понятно, что на главную кинопремию европейского континента претендует рекордное количество фильмов.
  • Шорт-лист номинантов объявят 9 ноября на Европейском кинофестивале в Севилье. Его сформирует коллегия из более чем 4 тысяч членов академии. Победителей объявят в Берлине 11 декабря 2021 года.