Создаем новые форматы, учитывая потребности зрителя и бизнеса: Елена Канишевская, Теле Про

Елена Канишевская, директор продакшна "Теле Про" и креативный продюсер телеканала "Украина", о ситуации в сериальном производстве — для проекта "Знято в Україні", организованного delo.ua в партнерстве с Медиа Группой Украина

Директор продакшна "Теле Про" и креативный продюсер телеканала "Украина" Елена Канишевская для проекта "Знято в Україні", организованного delo.ua в партнерстве с Медиа Группой Украина, о ситуации  в сериальном производстве, наиболее востребованных в оффлайне форматах, разнице в женском и мужском телесмотрении и рисках выгорания команды на проектах в 200 серий.

Елена, ваша оценка того, что сейчас происходит в производстве сериалов — насколько существенно увеличились объемы производства? Какие форматы на пике востребованности?

То, что сейчас происходит в сериальном телепроизводстве в Украине, на мой взгляд, очень круто — это активная разработка оригинальных форматов и адаптация купленных форматов в собственные.

Индустрия набрала такие обороты, что не хватает специалистов, люди нарасхват. Эта работа перестает быть проектной, разовой, и становится системной и хорошо оплачиваемой. Любой специалист, попадая в проект, становится членом индустрии, участником беспрерывного процесса. Мы приходим к тому, что специалисты становятся уверенными в себе, развиваются и знают, куда они потом вложат свои умения и навыки.

Именно такие объемы производства и создают конкурентную среду. Чем больше проектов, тем лучше рынок выстраивает отношения. Когда есть конкуренция, появляется сильная мотивация. Но когда ты первый по всем показателям, причем первый и в прайме, и в офф-прайме, сложнее удерживать лидерство. Для того чтобы оставаться первыми, нужно быть на шаг впереди, а то и на три. При этом нужно понимать, что конкуренты, во-первых, могут воспользоваться твоим опытом. Ты ведь уже проложил путь, всем показал, как надо делать. А прокладывать путь всегда тяжелее. Во-вторых, у них есть собственные опыт, наработки и ресурс.

Но, честно говоря, быть лидером намного интереснее, чем бежать за кем-то.

Елена Канишевская (в центре) с коллегами по телепроектам продакшна "Теле Про" на церемонии награждения "Знято в Україні"

Какие проекты стали для вас именно такими, где вы прокладывали путь?

Я бы причислила сюда все проекты продакшна "Теле Про" и добавила те, которые производятся по заказу канала "Украина" в офф-прайме.

Мы первые, кто пошел в развитие офф-прайма, как в составляющую бизнеса, как в ресурс, который дает потом свой результат. В основном в офф-прайме каналы повторяют праймовые линейки, а мы стали целенаправленно развивать эксклюзивные офф-праймовые. И это сработало, потому что, опираясь на грамотный маркетинг, мы дотошно изучили желания зрителей.

Нам удавалось создать эксклюзивный контент, проекты с уникальным форматным элементом, такие как "Реальна містика" и "Зiрковий шлях". Но сначала был сформулирован правильный запрос и выбран нужный инструмент для решения: дать зрителям днем то, что они хотят видеть именно в этот период.

В рейтинге "Знято в Україні

  • проект  "Агенти справедливості" (производство "Теле Про", телеканал "Украина") занял  1-е место в номинации "Сериалы" (зрительское голосование) и вошел в топ-10  (экспертное голосование)
  • режиссер проекта "Агенти справедливості" Ярослава Кравченко -  1-е место в номинации "Скриптед-реалити" (зрительское голосование)
  • "Реальна містика" (производство "Теле Про", канал "Украина") — 1-е место в номинации "Скриптед-реалити" (зрительское голосование) и в топ-5 скриптед-реалити (экспертное голосование)
  • "История одного преступления" (РРП по заказу телеканала "Украина")  — 1-е место в номинации "Скриптед-реалити" по итогам экспертного голосования.

Большая разница в потребностях зрителей днем и вечером?

Разница очень большая, просто колоссальная. Днем — это, скорее, уникальное, единичное смотрение. Вечером — более массовое. И эмоциональная составляющая — тоже другая. А мы нашли такие форматы.

Очень интересно разрабатывать свои новые форматы, учитывая при этом потребности зрителя и бизнесовую составляющую — работа с ограниченным бюджетом. Ведь никто в офф-прайм не вкладывает слишком много денег, и даже при наличии уникальной идеи, ты оказываешься в условиях, которые заставляют тебя двигаться чуть-чуть живее, чем остальных. И это дает результат.

Приветствуете ли вы эксперименты? Какие были самые рискованные идеи, которые сработали?

Важно учитывать общее состояние рынка. Если денег много, как это было в 2012-2013 гг., ты можешь экспериментировать, ставить пилотные проекты в эфир, смотреть — идет-не идет. А в нынешней ситуации, когда возможности ограничены, решения принимаются очень выверенно. У нас есть внутренняя установка и понимание, что нельзя выдавать продукт, не проверив все факторы смотрения. Это задача нашего отдела аналитики, а он у нас очень сильный. А затем идет плотное совместное обсуждение: программная служба и креативные продюсеры. Это только кажется, что решение рискованное. На самом деле оно очень выверенное — каждое слово в синопсисе, в концепции проекта подверглось анализу.

"Реальна містика" -  такое решение?

Проект "Реальна містика" имеет лаконичный и понятный логлайн "За каждым мистическим явлением стоит физическое объяснение или чей-то замысел".
Он появился потому, что автор идеи и креативный продюсер Дарья Дейниченко и творческая группа изучили аудиторию канала "Украина", разобрались с тем, как продать мистику нашему зрителю дневного слота. Все проанализировали и потом уже "завернули" в концепцию.

Важно не только двигаться за трендом и создавать эмоцию, но и относиться к процессу сознательно — тогда это даст результат.

А сознательно, это значит предварительно проанализировав, изучив и поняв, чего хочет зритель, при этом не забывая о миссии канала.

 На съемочной площадке восьмого сезона скриптед-реалити "Реальна містика"

Насколько важно учитывать гендерные предпочтения, есть ли четкое деление на мужское и женское смотрение?

Телевидение больше смотрят женщины. И если завоевать их симпатию, то будет больше шансов на расширение и удержание аудитории. А они приведут семью.

Конечно, если ты потерял мужчин как зрителя, ты тоже проиграл, потому что нельзя не учитывать их вклад в рейтинг. Но реально среди телезрителей — женщин больше. Если вы вспомните какие-то каналы, которые ориентированы на мужчин, то вы увидите, что они не первые. Это не значит, что можно полностью отказываться от мужской аудитории, например, исключать из программ юмор, который мужчинам нравится.

При создании телепродукта необходимо соблюдать баланс между мужским и женским. Например, наш сериал "Выходите без звонка". О таксисте, который работает в паре с женщиной-следователем. Женщину зацепят эмоции и детективный сюжет — ей интересно разгадать загадку. Мужчина будет копать глубже. Он, скорее всего, станет оценивать достоверность — насколько таксист похож на реального человека в реальных ситуациях, разложит логические связи в детективе. И тут уже появляется вызов для нас, потому что нужно обязательно учесть все эти факторы: сохранить баланс логики и эмоций, дать мелодраму в сюжете, но при этом не смазывать логических связей, интересных для мужчин.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рейтинг "Знято в Україні" назвав найкращі українські фільми і серіали 2016-2018 — фото, видео

Когда принимается решение сколько серий будет в сериале?

Обязательно оцениваем, насколько идея потенциальна для развития: как вертикальных историй, так и горизонтальной линии.

Но, честно говоря, пока мы не увидим результаты первого сезона, трудно предположить, будет ли продолжение. Никогда не ставится задача сделать 200 серий. Первоначальная задача — 20-40, но с учетом того, чтобы был потенциал в развитии. И только когда проходит первый сезон, приходит понимание, что есть зритель, есть прирост, можно заходить на большее количество серий в следующий сезон.

Сериальные проекты "Теле Про"

  • "Реальная мистика" — 465 серий
  • "Агенты справедливости" —  280 серий
  •  Серебряная кнопка YouTube у "Реальной мистики": 200 000 подписчиков, более 1 000 000 просмотров у 15 серий, 2 700 000 — рекордный просмотр, 100 000 — средний просмотр серии. Более 20 тысяч подписчиков фанатских страниц в Instagram.
  •  90% украинских актеров были на кастинге "Теле Про". 11 687 актерских портфолио в базе продакшна. 

Когда заходишь в длинный проект, в 200 серий например, — к чему надо быть готовым, что учитывать?

Главное — удержать интерес аудитории. Всегда есть некий страх, что зрителю надоест, что история себя исчерпает. Но если ты в эту идею все правильно заложил, то, во-первых, ты не исчерпаешь себя по историям, во-вторых, ты уже спроектировал развитие горизонтального сюжета. А кроме того, нельзя останавливаться: всегда найдется, что улучшить.

Каждый новый сезон начинается с вопроса к группе: чем этот сезон будет более конкурентоспособным.

При этом учитывая, что другие каналы зашли с чем-то новым и ярким, а тебе надо остаться в том же сериале, но при этом быть лучше. И чтобы не идти по накатанной, мы обязательно отслеживаем, как прошел сезон в эфире. Например, видим, что упало смотрение женщин определенного возраста в начале серии. И тут же подкручиваем: усиливаем начало, работаем со структурой серий. Чтобы вернуть или привлечь новых зрителей, можем усилить любовную линию или сузить фокус. Все это делается ситуативно — по анализу сезона.

У кого в команде, делающей длинный проект, сильнее риск "выгорания"?

У сценаристов. Потому что в определенный момент наступает дефицит идей, дефицит свежих решений. Но у нас есть внутренние инструменты, как эту креативную жилку в них раззадорить. 

А актеры выгорают?

Есть такое, потому что у них есть желание развиваться, не оставаться в одном образе. Поэтому мы думаем о том, как развивать актеров внутри проекта. Например, "Можно я буду преображаться в своей же роли в кого-то другого?" Да, можно, и мы это делаем. "Можно я буду участвовать во всех трюках?" Конечно. Но на самом деле стабильность тоже важна. Актеры понимают свою ценность в сериале, а также ценность стабильного проекта с высоким потенциалом продолжения.

На съемочной площадке седьмого сезона "Агентов справедливости": эпизод "Отель Гранд Инсбрук"

Насколько важно привлечь в проект актера-звезду? У нас люди смотрят сериал ради актера?

И этот фактор работает. Мне лично нравится больше, когда проект создает этих звезд.

Когда в Украине начался рост производства сериалов, то звезд было немного, все уезжали в Москву. Тогда у нас было сложновато. Да и сейчас проблема найти в сериал, например, харизматичного героя-мужчину в возрасте 30-40. При бурном росте производства, причем разного качества, наш актер должен приложить больше усилий, чтобы стать узнаваемым. У нас информационного шума немного, и актер должен своим постоянным трудом доказывать свою популярность.

Вы руководите продакшном "Теле Про" и одновременно являетесь креативным продюсером телеканала "Украина": в чем преимущество такого объединения зон ответственности?

"Теле Про" — полноценный продакшн (от создания идеи до пост-продакшна, когда мы выдаем готовый продукт). Это часть направления бизнеса Медиа Группы Украина, продакшн ориентирован на выполнение заказов канала "Украина". Наше преимущество в том, что нам доступна вся аналитика канала, мы точно знаем его потребности, а значит, отличие от стороннего продакшна, не предложим и не произведем то, что не подойдет аудитории.

Чем будете удивлять зрителя в новом сезоне?

Есть два проекта в детальной разработке, на них мы возлагаем большие надежды. Они потенциальны в плане длительной истории. И есть три разработки, над которыми еще предстоит потрудиться. Все в разных жанрах и форматах.

А  что в личных планах?

Хочу реализовать с командой "Теле Про" еще несколько проектов, которые будут иметь такой же успех, как "Реальна містика". Разовый успех меня не очень интересует. Хочу запустить такие проекты, которые выстрелят и удержатся, будут дальше развиваться. Найти новые идеи и территории для таких историй. Чтобы команда была интересная и чтобы команде было интересно — это очень важно. Хочу, чтобы ребята гордились тем, что работают в "Теле Про".

Беседовала Елена Гладских, руководитель проекта "Знято в Україні"