Образование и карьера 04 августа 2014 в 19:30

Геймификация: как использовать игровые механики в управлении персоналом?

Управляющий директор Ebola Communications Ярослав Корец рассказал, что такое геймификация и как ее использовать для повышения эффективности работы компании

Наша компания Ebola Communications была основана всего 6 лет назад, тогда в ней работало всего два сотрудника — я и моя сестра. Сейчас у нас работает 27 человек. И каждый день я сталкивался с вызовами, которые хорошо знакомы HR-специалистам.

У нас творческая команда — дизайнеры, программисты, реклама/маркетинг. С такой командой трудно работать, когда пытаешься их засунуть в какие-то рамки, навязать правила, процедуры. Мы придумали геймификацию, чтобы дисциплинировать сотрудников.

Что такое геймификация? Геймификация — это использование игровых механик в неигровых процессах. Другими словами, мы берем правила у игры и приносим их в повседневную жизнь.

Чаще всего мы с ней сталкиваемся в маркетинге. Яркий пример — программа лояльности. У многих из вас есть карточка, мы получаем на нее бонусы, которые потом можно обменять на товары и услуги. Собственно, это геймификация отношений продавца и покупателя.

Второй пример — промо-акции. Вы регистрируете код, отправляете sms, собираете баллы, которые потом можно обменять в магазине на какие-то призы.

Геймификация также часто используется и в HR, к примеру, выбор лучшего сотрудника года.

Как в нашей компании были "геймифицированы" бизнес-процессы? Наша компания занимается разработкой сайтов, мобильных приложений, рекламных материалов для цифровой сферы. У нас около 30 проектов в месяц, в каждом из которых занято 3-8 человек, каждый сотрудник ежемесячно занят, в среднем, в 5 проектах.

Как можно посчитать маржинальность каждого проекта? Это самый сложный вопрос. Можно посчитать маржинальность бизнеса в целом, помесячно, но как посчитать, сколько ресурсов затрачено на каждый проект? Ответ один: учет времени сотрудников, тайм-трекинг. Этого многим не хватает и многие хотят это внедрить. Мы посмотрели, кто и как ведет учет времени. Многие агентства требуют от сотрудников сдавать time-sheet в электронной форме, где записано, что и сколько он делал, после чего он получает зарплату. В других компаниях в понедельник открывается автоматический time-sheet, который он должен заполнить, и только потом он получает доступ к компьютеру, к интернету, почте и т.д. Каждый такой отчет превращается для сотрудника в сочинение "Как я провел прошлую неделю". А сотрудник, у которого в неделю сотня задач по 5 проектам, никак не сможет адекватно это расписать. Он может предположить, но не более того.

Личный опыт

С чего начала наша компания? В самом начале мы внедрили проставление записей на минимальных задачах. Когда сотрудник создает задачу или отсылает ее другому, он нажимает кнопочку тайм-трекинга, фиксирующего, сколько времени он на задачу затратил. 5 или 15 минут, час или два, но все это маленькими шажками. Мы это сделали, но по-прежнему никто не подчинялся. После планерки все приходили и писали очередное сочинение "Что я делал эту неделю".

Мы начали думать, как превратить этот процесс в игру и разработали небольшой модуль для нашего софта. Этот модуль создавал лидерборд, на котором каждый сотрудник получал баллы за действия в системе: за создание задачи 1 балл, за закрытие задачи — 2 балла, за комментарий 1/4 балла, но самый большой балл он получал за запись о времени — 10 баллов. Если бы сотрудник оставлял запись о времени раз в неделю, то за месяц набегало бы 40 баллов, а если каждый день и десяток раз в разных задачах, то к концу месяца будет под 1000 баллов. И мы объявили, что тот, кто к концу года будет лидером борда, будет объявлен самым дисциплинированным сотрудником года.

Это сработало и проработало целую неделю. Но через неделю менеджеры перестали ставить время, а разработчики продолжали. Оказалось, что менеджеры опустились в списке из-за специфики работы: у разработчиков больше мелких задач и они быстрее поднимаются.

Это мы учили и мы объявили, что будут вручаться две премии "самый дисциплинированный разработчик" и "самый дисциплинированный менеджер" года. Был и призовой фонд — iPad или iPhone на выбор. У тех сотрудников, у которых не было возможности их купить, было позитивное отношение к этой технике.

Основные механики

Когда вы планируете геймифицировать процессы в компании, надо подумать, какие игровые механики вы в него привнесете. Западные эксперты выделяют три основных механики: coins (баллы). бейджи и уровни. Мы использовали немного другие, но похожие механики.

  1. Рейтинг победителя. Это заставляет игроков возвращаться снова и снова к компьютерной игре, переигрывать уровни, чтобы подняться в рейтинге.
  2. Статус. В компьютерных играх очень важен статус, это то, из-за чего игрок не может бросить игру, достигнув высочайшего статуса и рейтинга. В нашей компании это статус лучшего, самого дисциплинированного сотрудника. И это тоже признание — от других сотрудников.
  3. Достижения — это материальная или нематериальная награда. В нашем случае она была материальной.
  4. Поведенческий импульс. Мы не думали, что этот фактор сработает. Мы определили лучшего сотрудника года, но лидерборд работает у нас до сих пор. У нас нет за это ни наград, ни наказаний (у нас их и не было), но сотрудники продолжают отмечать время на каждую задачу.

Возможные ошибки

И о трех популярных ошибках напоследок.

1. Не надо принуждать. Это не работает, принуждать нельзя, нельзя штрафовать или наказывать — только увлекать.

2. Отсутствие цели. В нашем случае мы преследовали цель заставить сотрудников делать тайм-трекинг в проектах. Если вы не преследуете конкретной цели, то ничего у вас не выйдет.

3. Привязка к деньгам. Однажды профессор психологии начал платить по доллару в день мальчишкам, которые играли под его окнами в футбол, а потом начал уменьшать эту сумму. Однажды мальчишки не пришли: они отказались играть за такие маленькие деньги. Когда игра или нравящееся вам занятие превращается в погоню за деньгами, вы перестаете получать удовольствие от игры.

Текст составлен на основании выступления Ярослава Корца на HR Wisdom Summit.

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...