- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Херст, эстетский пенис и говорящие кастрюли в PinchukArtCentre (ФОТО, ВИДЕО)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/0/80/d4hc24---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--cb5deb87f18f2431f7e789c237865800.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/7/54/rg4zj7---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--f8460a065e404bd5eeab4f43d4608547.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/5/ca/cphhkx---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--a29c87e48b2c7df37ca9903b2f9b8ca5.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/4/22/dy3le5---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--1eaea5be6f46586a827400b5a788b224.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/9/81/iivfna---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--97f160a2042f3288116f455e79dae819.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/1/1a/y6znz7---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--18cf9b4246d6300b1f0217e05b8561a1.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/1/90/bdsvqi---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--49cdc4ea3a1eea91430d636ce5ea9901.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/e/24/xbxnjw---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--5692b7f408603ae14b7154b30a1e224e.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/4/c2/63msod---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--838a4556b0a8ae9eae43d534b01f7c24.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/f/e5/tyn6am---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--8122ed78a4e2fd600909e35bb43efe5f.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/8/a0/bxwyrt---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--8f02e20a12248e3cabb13ff0c3081a08.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/7/99/mlqgbi---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--4181f039279db0192e4aa78968501997.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/6/5b/ehtqrg---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--c8eb4b8cfa0f10c7af0ba7f629ae65b6.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/a/78/p34wem---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--029906fdb18f54406b48da14a5dff78a.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/2/dc/ahbxjr---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--b9bde97cd4d759b97dfd43a6f75dddc2.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/8/72/2q7kh5---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--7755696697c8081bdd1b759bd86bf728.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/d/69/sf7tdd---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--98eb9142291972d9ad156cb4d9a5669d.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/b/71/5ha4co---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--864081a98228e403523c3b76e835971b.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/7/12/idpmp4---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--cd24833476fbe9fb2b82f08a7664e127.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/9/45/fcp6vy---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--24c1689e5663756c1906780b554f2459.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/3/21/hsoera---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--e3f462d692a1bafaba195a3d01e38213.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/f/28/zkpt4s---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--488de2df2ffe1b6fccc987243850628f.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/a/3e/ypnaok---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--2b5e0e739d4620b0506bfd4b47d473ea.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/c/ad/zjxq3c---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--3e363eb3f004920edec8650b4b09badc.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/6/45/tptqn3---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--cc85e3d9d806ad887c8b9dffe991b456.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/0/7f/zkn6dh---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--2ba535700b755b3f91796b6ae82057f0.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/9/ab/xnmvr3---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--9befcb3331bd633dca89c5ef7ada9ab9.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/2/f9/4seem2---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--b6965665b23da5174a286e8731f7ff92.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/5/e1/cqodsf---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--697991d54f4ac292ef06ee1403c52e15.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/1/5a/ix3uy5---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--49d1521873c19cdcd254517dd515c5a1.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/e/08/poeplr---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--6f31372ba519a8fd52e88fe1013c908e.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/1/47/p2pf7i---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--0d215cebd839d8bd2cd5b16b3b9d6471.jpg)
![](https://delo.ua/static/content/thumbs/120x82/6/82/2xo7l2---c120x82x50px50p-c120x82x50px50p--1fbbfe7f3c2d1f50433f485de41fe826.jpg)
Человек, чуткий к энергетическим потокам, зайдя в PinchukArtCentre, сразу ощутит мощную волну дерзкого молодого креатива. Что-то подобное витало в воздухе два года назад. Тогда центр впервые показывали выставку 21 номинанта Future Generation Art Prize (FGAP). Эту премию в $100 тысяч для молодых художников мира учредил бизнесмен и коллекционер Виктор Пинчук, и вручается она его фондом раз в два года.
В этом году пришло время для второй FGAP. Кто станет победителем, объявят 7 декабря. А с 3 ноября по 6 января в PinchukArtCentre демонстрирует публике работы 21 номинанта из 16 стран мира. 20 имен назвали международные эксперты, а двадцать первым претендентом на премию стал Никита Кадан, лауреат национальной премии, учрежденной Виктором Пинчуком для украинских молодых художников.
Много мультимедиа и глобализации
Сейчас три этажа центра заполнили в основном инсталляциями и видео. И сюда стоит прийти уже ради того, чтобы оценить продвинутость в мультимедийных технологиях, материалах, технике молодых художников из Британии, Египта, Японии, Турции, Польши, Чехии, Китая и других стран.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaТем более, что у зрителей есть прекрасная возможность сравнить с тем, что делают сегодня маститые художники в Украине и России. Как раз сейчас в Мистецьком Арсенале проходит АртКиев — там очень много украинского и русского современного искусства. Превалируют живописные полотна, поражающие, иногда, своими огромными размерами.
На выставке 21 номинанта в PinchukArtCentre живописи как раз мало. Впрочем, самое интересное здесь — даже не удивление тем, с какой изобретательностью и как "хитро" визуализирована та или иная идея-история. Интересны сами идеи. А если учесть, что номинанты представляют все регионы мира — и Европу, и Латинскую Америку, и Азию, и Африку, то каждая из рассказанных историй — специфична. При этом понять "что хотел сказать художник" в одних случаях очень легко — коды прозрачны, даже если провокационны. Сказывается все-таки глобализация. А иногда символы не считывается с ходу и требует "толмачества" — дает знать о себе разность культур.
Арт-директор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф объясняет, что хотел сказать художник: на фоне видео итальянки Миколь Ассаель "Перенапряжение" в PinchukArtCentre
Но практически все авторы пытаются затянуть нас, зрителей, в свое исследование, получить от нас эмоции. В результате собранные на одном пространстве такие разные работы создают мощный эффект, если не понимания, то уж точно ощущения "болевых" точек человека в сегодняшнем мире с его глобальными рисками и страхами.
Эстетский пенис и памятник рабочему
Мастер перфомансов, китаец Ян Ксин, исследующий тему вуайеризма и гомосексуальности в работе "Модернист, супер-модернист", смешивает китайскую традицию с западной. Арт-директор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф "растолмачивает" рассказанную художником историю так: "Автор создает модернистскую ситуацию, в которой есть два элемента. Мы слышим прекрасную китайскую песню (которую, кстати, исполняет сам автор) и есть окно, которое сразу делает нас наблюдателями. Там — в середине — пенис. Очень эстетичный пенис. А в углу — незаметная змея, очень похожая на пенис. И еще один элемент этого перфоманса — чтение книги Хемингуэя".
Турок Ахмет Огют идею "открытого ресурса", декларирующую, что все инновации принадлежат всем, в противовес копирайтам и патентам, воплотил в жизнь. При этом своим перфомансом он пытался доказать, что такая сеть может существовать и из открытого ресурса. Он взял много однодолларовых купюр, написал на них адрес, поехал к себе на родину и "пустил по ветру" или, можно сказать, гулять по миру.
Никита Кадан и его инсталяция "Домик великанов" в PinchukArtCentre
Подтекст классовой войны читается в истории "Домик великанов" украинца Никиты Кадана. Продолжая строить "памятники", на этот раз он создал памятник рабочему. Ржавый металлический вагончик работяг, такой привычный в украинских индустриальных ландшафтах, "замаскирован" под обелиск из белейшего и чистейшего материала. И как признает сам автор, он провоцирует зрителя на дискуссию о фиктивной позиции героя, которую рабочий занимали в советском прошлом, и о его месте в нынешние времена победившего капитализма.
Живописец Херст не забывает о зловещем
В окружении идей дерзких и амбициозных молодых номинантов умиротворенная живопись патрона премии Дэмиена Херста, заслужившего в свое время славу эпатажными "чучелами", воспринимается как плацдарм жизненной мудрости.
Так что те, кто собрался в PinchukArtCentre на скандального Херста, ничего подобного на этот раз не увидят. Один из успешнейших в коммерческом плане художников мира вот уже несколько лет занимается спокойной живописью. Или, как выразился генеральный директор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер, "вернулся к основам рисования".
Кстати, самые первые картины Херста-живописца киевляне уже видели. На той огромной выставке-ретроспективе из более чем 100 работ, что проходила в PinchukArtCentre весной 2009 года. Она называлась "Реквием" и центральным объектом херстовских натюрмортов был тогда череп.
Теперь черепа нет. Есть попугаи, бабочки, цветы. Херст отзеркаливает символы прежних работ. Правда, "зловещее" все же изредка витает в умиротворенной красоте. Время от времени рядом с миролюбивыми флорой и фауной появляется контур знаменитой акулы с распахнутой пастью. Везде проставлен еще один узнаваемый "херстовский" знак — белые точки на темно-синем.
Стоя на фоне одной из центровых картин, Экхард Шнайдер восхищенно объясняет, что Херст вернулся к основам рисования. "Он сам стоит перед белым пустым полотном, сам создает свою картину", — акцентирует внимание публики Шнайдер, имея ввиду общепринятую ситуацию, когда над шедеврами именитых художников работают целые арт-бригады.
Выставка "Две недели, одно лето" Дэмиена Херста продлится с 3 ноября 2012-го по 6 января 2013 года. Представлены 11 новых картин, которые Херст писал с лета 2010 года.
Дэмиен Херст вместе с его коллегами по арт-цеху Джеффом Кунсом, Андреасом Гурски и Такаши Мураками являются патронами международной премии Future Generation Art Prize. Они консультируют лауреатов и оказывают им поддержку. Согласно концепции премии, один из патронов представляет свою персональную выставку в рамках выставки 21 номинанта. Два года назад в ноябре это был Такаши Мураками.
Фото: Алексей Фурман и Роман Пилипей