Искренность не предполагает второго дубля — литовский режиссер Шарунас Бартас

Шарунас Бартас, литовский режиссер, чьи артхаусные фильмы обязательно показывают на европейских фестивалях, о том, почему он ищет для своих фильмов непрофессиональных актеров и старается все снимать с первого дубля

Шарунас Бартас — один из самых известных в Литве режиссеров. Его имя хорошо знают в Европе. Все началось уже с первого его игрового фильма "Три дня", который получил сразу несколько призов на Берлинале. С того момента фильмы Бартаса постоянно берут призы на "параллельных" фестивальных программах: "Каннский особый взгляд", "Двухнедельник режиссеров" в Каннах, "Панорама" Берлинале.

Премьера его ленты "Peace To us In Our Dreams" ("Мир нам в наших мечтах") состоялась на "Двухнедельнике режиссеров" в Каннах в 2015 году, а этой осенью украинские зрители смогли увидеть фильм на фестивале "Молодость" в программе "Литовский фокус".

В Украину Шарунас приезжал не только для того, чтобы представить эту ленту на фестивале. В зоне военного конфликта на Донбассе он будет снимать свой новый фильм "Иней".

Об этом проекте, а так же о том, что является для него самым ценным в кино и почему он обязательно берет в съемочную группу непрофессиональных актеров, режиссер рассказал в Вильнюсе на встрече украинских кино- и арт-критиков, побывавших в литовской столице по приглашению Института культуры Литвы — организатора масштабного проекта "Литва-Украина. Культурное партнерство 2016". А продолжился этот разговор в его приезд в Киев на кинофестиваль "Молодость".

Почему в этом мире возможна война?

Шарунас, знаю, что вы не любите говорить о фильмах, работу над которыми закончили и которые уже вышли к зрителям. А о новом проекте, который только начинаете, расскажете? Как он связан с Украиной?

События в Украине — это то, что меня очень сильно затронуло. Сейчас мы активно готовимся к съемкам фильма, который будем снимать по большей части в Украине, в зоне военных действий, но будут съемки и в Литве.

Можно сказать, что это такая "дорожная картина" — начинается в Литве и заканчивается в зоне АТО. Картина связана с литовцами, которые приезжают в Украину и попадают на фронт.

Это будет фильм про независимость. Независимость нашей страны и вашей страны. И про любовь, естественно.

Шарунас Бартас ( в центре) и продюсер Jurga Dikciuviene (слева) привезли в Киев на кинофестиваль "Молодость" фильм "Peace To us In Our Dreams" — программа "Литовский фокус".

Как тема независимости переплетается между Литвой и Украиной?

Очень просто. В один прекрасный день советская армия вошла в Литву по простой причине — им нужен был стратегический выход в Балтийское море. А два года назад таким же образом, игнорируя абсолютно все международные договоренности, Россия взяла Крым, вошла в Донбасс.

То есть, будет проведена историческая параллель с оккупацией Литвы в 30-е годы?

По крайней мере, она сейчас замечена и определенные съемки уже сделаны.

В фильме будут документальные кадры? Будете использовать хронику?

Это будет не хроника. Я достаточно давно делаю так: в игровую среду вплетаются реальные люди со своими рассказами, и вы даже не замечаете, что они не актеры. Мы хотим увидеть вблизи и показать миру, что происходит на рубеже огня — и с солдатами, и с жителями тех мест, что попадают под оккупацию.

Вы в этом фильме выступаете против войны или оправдываете ее?

Я не знаю, кто за войну. Наверное, те, кто зарабатывает на ней. Хотя, с другой стороны, люди воюют не одно тысячелетие. Такой парадокс: самое сильное желание у человека — это жить, самая большая ценность — жизнь, но почему-то люди идут на риск и играют со смертью. По всей видимости, война в каком-то смысле — суть человека. И в фильме я ставлю вопрос: почему в этом мире вообще возможна война, зачем?

К счастью, в Литве нет прифронтовой полосы…

Если говорить по-обывательски, то от Вильнюса до границы с Российской империей всего 30 километров.

Вечный риск…

Поэтому Литва так стремилась попасть в НАТО, в Евросоюз, построила терминал сжиженного газа — чтобы обеспечить свою безопасность. Потому тема войны актуальна для нас. И есть сильное сострадание к Украине, украинскому народу. Мне даже сложно сказать почему, но это есть.

Кто финансирует фильм и какие украинские актеры будут в нем заняты?

Мы получили средства от Госкино. Про украинских актеров я сейчас не буду ничего говорить, потому что это пока эксперимент и не хочется, чтобы о нем узнали раньше времени. Так как в фильме участвует французская сторона, то будут и французские актеры.

Фильм "Иней" стал победителем 8-го питчинга Госкино. Контракт о предоставлении государственной поддержки в размере 11,48 млн грн (при общем бюджете в 39,9 млн грн) подписан с украинским продюсерским центром "Инсайт Медиа". С украинской стороны продюсерами фильма стали Елена Ершова и Владимир Филиппов, с литовской — Jurga Dikciuviene, с французской — Janja Kralj.

Кто написал сценарий?

Сценарий мой и одной молодой девушки из Израиля.

Когда планируете закончить фильм?

На следующий год.

И где его можно будет увидеть?

Премьеры моих фильмов — по крайней мере, так было до сих пор — проходят на европейских кинофестивалях: в Каннах, в Берлине . Надеюсь, так будет и с этим фильмом, затем он, конечно же, будет показан в Литве, в Украине и во Франции. А дальше — в зависимости от интереса телевидения.

Съемочная группа фильма "Peace To us In Our Dreams"

Не люблю навязывать свое мнение

В каких странах больше всего вас любят?

Во Франции всегда выходят мои картины в прокат, и потом их показывают по телевидению. Но раз на раз не приходится: я уже 10 лет работаю, и по-разному случается.

После показа вашего фильма Peace To us In Our Dreams ("Мир нам в наших мечтах ") на кинофестивале "Молодость" вы долго общались со зрителями, отвечая на их вопросы. Заметили что-то особенное в украинцах?

Открытость и изначальная доброжелательность — это чувствовалось после просмотра. В Бразилии, кстати, тоже это почувствовал.

Как вы коммуницируете с окружающей действительностью?

Чтобы понять, что происходит и быть более-менее объективным, читаю все, к чему есть доступ, самые разные издания: чтобы вырисовывались факты, а не мнения. Зная факты, я уже могу сам сделать выводы.

Есть люди, в общении с которыми сверяете правильность своего понимания происходящего?

Сверять не сверяю — это не то слово. Просто общаюсь: рассказываю, слушаю.

Шарунас Бартас и его дочь Ина Мария Бартайте сыграли главные роли — отца и дочери — в фильме Peace To us In Our Dreams, показанном на ""Двухнедельнике режиссеров" в Каннах

Может ли режиссер быть объективным и насколько это важно для вас?

Да, важно. Хотя, по большому счету, объективности как таковой не существует, мы можем только приблизиться к ней.

Каким образом?

Думать стоит. Объективность может не получится, но может, получится достоверность — это не то же самое.

Вы подталкиваете зрителя к принятию вашей точки зрения?

Я очень не люблю навязывать свое мнение. Думаю, что это принцип всего мирового искусства — не важно, это литература, кино или арт. Показываешь то, от чего тебе больно, что тебя волнует. Но это не значит, что навязываешь что-либо зрителю.

"Peace To Us In Our Dreams" ("Мир нам в наших мечтах"), который был показан в программе "Литовский фокус" на "Молодости", критики называют самым личным фильмом режиссера. Непростая камерная история: поиски смысла человеческих взаимоотношений — в том числе отношений отца и 16-летней дочери, переживающей смерть матери.

Главные роли в фильме сыграли Шарунас Бартас и его дочь Ина Мария Бартайте. Мать девушки — актриса Катерина Голубева — умерла в 2011 году. Сам Шарунас Бартас поясняет, что фильм не является автобиографическим: "Это — не моя жизнь, в фильме я лишь играю роль, как и другие актеры. Но, безусловно, как и во всех своих картинах, я говорю о том, что чувствую сам".

Невозможно говорить о том, чего ты не знаешь, не чувствуешь, что не болит. Иначе это никогда не заденет других.

Все люди — актеры, все люди играют

Почему вы снимаете непрофессиональных актеров? Это ведь очень сложно — убрать у них барьеры, заставить взаимодействовать с другими актерами.

Оно с одной стороны сложно, с другой — просто. Дело в том, что все люди — актеры, все они играют: с самого маленького возраста выражают свои эмоции для кого-то, а не для себя. Показывание чувств, эмоций, рассказывание своих мыслей — все эти вещи направлены на другого человека.

Поэтому большинство людей на самом деле легко принимают какие-то условности и прекрасно могут играть. И хотя у нас нет театральных условностей — сцена, декорации, — но есть камеры, свет, съемочная группа.

Я не сторонник имитации. Имитации чувств очень просто можно научиться — плакать, не чувствуя, смеяться, не чувствуя — ходишь отрабатывать.

А кино позволяет нам увидеть нюансы. Крупный план — там же абсолютно все видно.

Кадр из фильма "Peace To Us In Our Dreams"

Кадр из фильма "Peace To Us In Our Dreams"

Если мы переносим в кадр слово в слово все то, что написано в сценарии — это вторичный процесс. А герой имеет право на первичный процесс, и это все-таки уже называется искусством.

Написать сценарий и перенести его на площадку — такая работа меня не волнует. Потому всегда появляются какие-то импровизационные моменты, люди всегда что-то предлагают от себя.

И еще такой момент: выбор актеров для кино — я имею в виду разновидность типажей — гораздо меньше. Найдите, скажем, пожилых актрис, и попробуйте с них сделать достоверного бомжа. Это будет очень сложно, потому что все актрисы прилагают массу усилий, чтобы прекрасно выглядеть.

Наверняка у вас есть приемы, как "раскачать" человека-не актера перед камерой, заставить легко раскрыть все эмоции?

Я вам скажу, что это только так кажется, что с актерами легче работать. Все они — и актеры, и не актеры — живые люди. Один день такие, другой — другие, где-то проявляют недовольство, происходит переоценка себя и прочее, прочее.

Наш известный актер Юозас Будрайтис впервые снялся в 30 лет, он ничего не заканчивал. То есть, многие рождаются актерами, просто они об этом не знают. И им нужно сказать, что они могут.

Потребность правдоподобия

Вы сказали, что в ваших фильмах зритель не замечает, где актеры профессиональные, а где — нет. Как удается стереть эту грань, сгладить швы?

Естественно, проводим отбор очень серьезный и актеров, и не актеров.

Требуется очень много работать. Если мы выйдем, например, на улицу, то сразу то, что вокруг, начинает нам диктовать правила. Человек требует внутренне настоящего, искреннего происходящего уже тут, сейчас, потому что ему уже подан знак, что это происходит на самом деле. Поэтому кино очень чувствительно ко вторичности воплощения.

Мне очень сложно переступить через внутреннюю потребность правдоподобия. Искренность не предполагает второго дубля.

И как поступаете, если не довольны отснятым кадром?

Второй дубль — это уже будет не искренность, это уже будет игра. Поэтому всегда стараемся снять с первого дубля.

Вы как режиссер управляете актерами, а кто управляет вами, когда вы играете?

Сам собой и управляю. Но и актеров я не дергаю за ниточки. Ты пускаешь актера перед камерой — и уже ничего не можешь сделать. Он управляет собой сам. В промежутках между кадрами ты что-то можешь говорить, куда-то направить, а в кадре он контролирует себя сам. И для меня самое ценное, когда происходит то, что ты не ожидал.

Я сам абсолютно никто, букашка по сравнению с этим огромным миром, с тем, что происходит вокруг, с людьми, с их душами. И поэтому я не имею права командовать в своем фильме. Мне хочется, чтобы он сам проявил себя.

Это максимально сложно. Надо побороться, чтобы получить достоверность. Это громоздкий процесс, в котором важны и свет, и положение камер, и так далее, и так далее.

Для вас существует какая-то разница в вашем поколении и поколении вашей дочери? Они другие?

И другие, и нет. Человек всегда чем-то недоволен, о чем-то грустит, переживает все эмоции. Я большой разницы в поколениях не вижу. Это просто вечное нытье , о котором говорили еще древние "O tempora! O mores!" ("О времена! О нравы!").

Чем вам интересней всего заниматься? На что не жалко тратить время?

На то, чтоб думать.

Jurga Dikciuviene, продюсер, много лет работающая с Шарунасом Бартасом:

Со времен отсоединения Литвы от СССР мы вышли на европейский кинорынок. Это было очень хорошее стечение обстоятельств. Но Шарунас Бартас не ждал никаких обстоятельств, он сам себе создавал обстоятельства. Артхаусное кино, которое он снимает, — это личностное кино, когда у тебя есть что сказать. А когда у тебя есть что сказать, ты найдешь, как это сделать.

И Шарунас все находил сам — средства и на оборудование, и на съемочную группу. Ведь до 1994 года у нас для поддержки кино не было никакой структуры. Теперь ситуация изменилась — государство поддерживает авторское кино.

Беседовала Елена Гладских