- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Образование
- Дата публикации
Как научить детей обращаться с деньгами
От 0 до 5 лет
Психологи сходятся во мнении, что обучать финансовой грамотности можно с 3-4 лет. Почему? Да потому, что период, когда ребенок тащит все окружающие предметы в рот позади, а впереди увлекательный период "почемучки", когда чадо задает самые разные вопросы, в том числе и о деньгах. Задача родителей в этот период в увлекательной игровой форме поведать о базовых понятиях денег.
Итак, в возрасте 3-4 лет дети умеют считают до 10, различать цвета и формы. Для первой беседы о деньгах понадобятся несколько купюр (номиналом 1, 5, 20 грн, но не больше) и несколько монет национальной валюты. Чтобы игра стала безопасной, рекомендуется купюры прогладить утюгом под тканью. Так все опасные микробы исчезнут. Монеты можно помыть в мыльном растворе и просушить перед игрой.
После обеззараживающих процедур начинаем увлекательную игру. Перед ней необходимо объяснить ребенку, что купюры нельзя есть, рвать и тому подобное, то же касается монет.
Затем рассказать увлекательную сказку о том, как люди когда-то обменивали одни товары на другие. Позднее появились деньги — бумажные эквиваленты тех или иных товаров. И люди начали менять бумаги на товары. Предлагается ребенку дать подержать купюры и монеты в руках, попросить описать цвета, форму.
На более поздних этапах можно практиковать игру в "магазин". Для этого закупить недорогие, но любимые товары чада — яблоки, сладости и прочие. Ребенка попросить выложить товары на стол, как на витрине. А родитель тем временем сможет положить рядом с товарами денежный эквивалент. Например, 1 яблоко — 5 грн, шоколадка — 20 грн. Затем выдать ребенку необходимую сумму на покупку и предложить обменять деньги на товары.
Со временем эту игру можно перенести в реальный в магазин — предложить ребенку выбрать те же, к примеру, яблоки и шоколад и расплатиться за них на кассе.
От 6 до 8 лет
Этот период в жизни ребенка переломный и стрессовый. Чадо покидает детский сад и переходит в школу, где его ждут новые уроки. Поэтому до начала учебного года еще летом рекомендуется продолжить обучение финансовой грамотности.
Сейчас самое время рассказать о понятии карманных денег. Первые можно начать выдавать еще летом на сладости, например. А когда начнутся занятия в школе, сделать выдачу фиксированной суммы денег сначала ежедневной, а позднее еженедельной. Во время выдачи денег объяснить, для каких целей эти деньги предназначены — обеды, проезд, дополнительные уроки и тому подобное. Со временем можно предложить вести учет трат в блокноте, либо на смартфоне.
В выходные дни полезно привлекать ребенка к планированию покупок на неделю. Необходимо объяснить, что есть потребности и еженедельные покупки, а есть желания. Для их воплощения необходимо некоторое время и средства.
"Когда мы идем в магазин, мой сын знает, что есть запланированные покупки, а есть незапланированные. И если ему вдруг захочется новую игрушку, сладость, он в первую очередь спросит, а можем ли мы внести в наш сегодняшний список и ее. Чтобы он понимал, что такое дорого и дешево, покупки, требующие немалых ресурсов, мы с ним планируем покупку. А деньги на нее он получает в виде карманных средств", — делится опытом Екатерина Кравчук-Рудометкина, маркетолог, мама 6-летнего Кирилла.
Позднее можно поиграть с ребенком в банк, рассказать ему, что такое депозит и кредит, процентная ставка.
От 9 до 12 лет
Этот период мятежный в жизни ребенка. Он переходит из периода детства в подростковый возраст, поэтому хочет чувствовать себя на равнее со взрослыми. Сейчас настало время еще больше расширить компетенции ребенка в планировании как собственного бюджета, так и бюджета всей семьи как на неделю, так и на месяц.
В этом возрасте рекомендуется сократить частоту выдачи карманных денег — с одного раза в неделю до двух раз в месяц.
К тому же приходит время открыть детскую банковскую карту. Это может быть как карта с фиксированной суммой, так и карта, которою можно пополнять в зависимости от ситуации.
Особенно актуальны платежные карты для детей, которые добираются в школу и на дополнительные занятия самостоятельно. Платежные карты помогут уберечь ребенка от потери денег. Кстати, такой инструмент оплат хорош не только в Украине, но и за ее пределами. Например, во время путешествий чада родители смогут отслеживать траты.
"Лучше всего дети обучаются и осознают важность умения обходиться с деньгами на практике, то есть, используя финансовые инструменты, созданные именно под их потребности. Результаты опроса британских подростков от CYFI показали, что 90% из них чувствуют, что становятся ответственнее по отношению к собственным финансам, используя карту, привязанную к банковскому счету", — отмечает Наталья Байдала, маркетинг-директор Mastercard в Украине, Грузии, Молдове и странах Центральной Азии.
Кстати, после открытия банковской карты обязательной будет беседа с ребенком о кибер-мошеничестве. Необходимо рассказать ребенку о том, какую информацию о карте нельзя разглашать — PIN-код, CVV2/CVC2 (последние 3 цифры на обратной стороне), пароль от интернет-банкинга.
Не лишним будет рассказ о фейковых интернет-магазинах и как выбрать надежное предложение из тыяч.
От 13 до 17 лет
Последние несколько лет школы сложные не только для подростков, но и их родителей. Поэтому задача родителей дать еще несколько финансовых уроков перед взрослой жизнью — университетом и первой работой.
Будет полезен опыт в качестве наемного сотрудника или фрилансера. Об оплачиваемых задачах можно попросить родственников или соседей.
Кстати, в этот период полезно рассказать о предпринимательстве и рассказать примеры успешных детей-предпринимателей. Чего стоит история Тейлор Мокси, которая создала собственную кондитерскую в возрасте 8 лет. Для этого ей понадобилось $40, которые она взяла у отца. На них купила ингредиенты для печенья "брауни", и заработала в итоге первые $175. И таких примеров не сосчитать на пальцах одной руки. Предпринимательство может быть как от пекарни до собственной компании по программированию. Последним нередко занимаются школьники в последних классах. Заказы себе ищут на биржах фриланса.
Возраст ребенка |
Чему учимся? |
Инструменты |
Где обучаемся? |
Результат |
0-5 лет |
- различать купюры и монеты национальной валюты; - учимся улавливать взаимосвязь деньги-товар |
- игра в "магазин" |
-дома |
-умение различать бумажные купюры и моменты, их номиналы; -понимание обмена деньги-товара |
6-8 лет |
-учимся понятиям "желания" и "потребности"; - учимся составлять список покупок и самостоятельно совершать их магазине; - учимся планировать покупки (смартфон, игрушки); - учимся планировать траты; - учимся накапливать; - учимся зарабатывать посредством дополнительной работы (набор текста, другая помощь) |
- выдача карманных денег (начинать от 1 раза в день, со временем сократить до 1 раза в неделю) - игра в банк (рассказать ребенку, как поступают деньги в банк, как они работают) - планирование покупок, расходов (можно использовать гаджеты); -планирование бюджета ребенка (начинать с одной недели, заканчивать месяцем) при помощи приложений для смартфона |
- дома; - на кружках |
- понимание работа/услуга — деньги; - деньги — это усилия; - понимание, что деньги требуют планирования |
9-12 лет |
- учимся делать покупки; - учим зарабатывать (открываем детскую карту, на которую кладем деньги за определенные достижения); - учим контролировать карманные расходы (питание, транспорт, прочие траты); - учим отказывать попрошайкам; |
-планирование бюджета на месяц (транспорт, питание, другие расходы); - выдача карманных денег (от 1 раза в неделю сократить до 2 раз в месяц); - открытие детской банковской карты; -обучение понятиям кибер-мошенничества с картами интернет-магазинами; |
- дома; - на кружках; - на курсах |
-научиться тратить деньги эффективно; - научиться планировать доходы и расходы на месяц; - научиться пользоваться банковской картой, разбираться в выписках; -научиться азам предпринимательской деятельность |
13-17 лет |
- зарабатывать деньги; - учим копить и инвестировать (например, откладывать часть карманных денег на отдельный счет/карту/депозит); - посвящаем в более сложные финансовые категории; - учим планировать покупки, особенно крупные; |
-привлечение в первой работе (поливать соседский газон, побыть курьером) - выдача карманных денег ( на карту или наличными 1 раз в месяц) -изучение базовых бухгалтерских понятий; -обучение экономии (поиску альтернативных мест покупки товаров/услуги,) - -рассказы об успешных детях-предпринимателях |
- дома; - на кружках; - на курсах |
-понимание планирования бюджета; -изучение основ предринимательства - понимание работы экономики; - усваиваем уроки кибер-безопасности |