Корпорация счастья: как повысить эффективность сотрудников без лишних затрат

20 марта — Всемирный день счастья. Специально в этот день публикуем материал о том, почему важно заниматься счастьем сотрудников и как мониторить его уровень внутри компании

Однажды, беседуя о важности счастья с топ-менеджером FMCG-компании со штатом около 5 тысяч человек, я услышала такую фразу: "Мы даем людям работу, и они уже от этого должны быть счастли­вы". Не хочу категорично называть это мнение популярным для украинского бизнеса, но точно могу сказать, что менеджмент в украинских компаниях пока не оценил важности счастья собственных сотрудников на рабочем месте. При этом после пяти лет мониторинга этого вопроса внутри компаний, я нахожу подтверждение того, что уровень счастья прямо влияет на результаты работы всей компании.

Однако такая позиция руководителя — верный знак бесперспективности изменений к лучшему в ближайшие годы или как минимум до изменения взглядов босса на эту ситуацию. Вдобавок, она часто вызывает ответную реакцию сотрудников, которую можно выразить тезисом: "Я пришел на работу, и компания уже за это должна быть благодарна мне". Такая позиция означает, что у сотрудника нет внутренних стимулов выкладываться больше обычного и заставить его смогут только дополнительные бонусы. По цепной реакции настроение передается клиентам и существенно влияет на финан­совые достижения бизнеса. Тут все просто: то, как чувствуют себя сотрудники, равно тому, как будут чувствовать себя клиен­ты. Счастливый клиент вернется к компании не раз, а равнодушный — вряд ли. Формула простейшая: несчастные работники = убытки для бизнеса.

А вот позитив и вовлеченность персонала — пря­мой путь к росту показателей. Об этом еще два года назад заявили ученые Уорикского университета, которые доказали, что счастье увеличивает про­изводительность примерно на 12%. Это колос­сальная цифра для любой компании. Вы можете и сами проверить эту цифру на примере своего бизнеса. Например, можно сравнить % вовлеченности сотрудников в корпора­тивную жизнь компании в разных регионах (участие в корпоративной вечеринке и т.д.) с показа­телями продаж какого-нибудь из топовых продуктов с разбивкой по регионам. С высокой долей вероят­ности там, где вовлеченность сотрудников в кор­поративную жизнь выше, будут и самые высокие показатели по продажам. Позитивная атмосфера компании вдохновляет на достижения и заботу о своей компании.

"Счастье увеличивает про­изводительность труда примерно на 12%"

Сложность в том, что сотрудников можно обязать приходить на работу вовремя и даже делать сверх нормы, но невозможно заставить быть счастливы­ми и вовлеченными. Повышение счастья и вовлеченности сотрудников не требует особых денежных затрат от компании, но требует огромных усилий от менеджмента. Основные составляющие сча­стья сотрудников — отнюдь не повышение зарпла­ты, должности или выдача премии. Факторы счастья, как и само это чувство, — преимущественно нео­сязаемые. Это, например, ощущение собственной важности, своего вклада в общее дело, признание и вознаграждение, возможность помогать другим, уверенность в будущем, понятные и честные взаи­моотношения в коллективе, дружественная атмос­фера, открытый топ-менеджмент, сложные задачи и вызовы, культура лидерства. Эти аспекты не полу­чится купить, но их можно создать. А если "припра­вить" их позитивными эмоциями от командных активностей, добавить немного души и человечно­сти, то счастья в компании, безусловно, станет боль­ше. А чем больше счастья — тем успешнее компания.

Но если бизнес хоть мало-мальски нацелен на рост, нужна полноценная вовлеченность каждого. Ключе­вой фактор здесь — это желание и готовность топ-менеджмента работать над построением компа­нии счастливых сотрудников. Еще один реальный кейс от владельца небольшого бизнеса: "Мы хотим, чтобы наши сотрудники были счастливы на работе, но мы против того, чтобы давать им возможность сдружиться, поскольку из-за этого ими сложно будет управлять". Сотрудники этой ком­пании вряд ли в обозримом будущем дождутся реальных шагов со стороны руководства в сторону счастья. Пока на уровне топов не будет полноценного понимания важности и кри­тичности наличия довольных сотрудников, ситуация имеет мало шансов поменяться в лучшую сторону.

ПЯТЬ СПОСОБОВ ИЗМЕРИТЬ СЧАСТЬЕ

Инновационные инструменты измерения счастья сотрудников еще не прижились в Украине, стандартный People Survey дает оценку раз в год, что может быть не очень показательно. Но можно сделать аудит уровня настроений несколькими нехитрыми способами.

Первое. Можно заглянуть на сайты отзывов о рабо­тодателях и внимательно изучить, что пишут сотруд­ники о вашей компании. Если там — "стена плача", нужно принимать меры. Если отзывов мало, и к тому же половина из них нейтральна или позитивна, можно действовать в спокойном режиме. Нега­тив стоит анализировать не только по контенту, но и по датам, синхронизировав всплески коммен­тариев с определенными событиями в компании.

Второе. Можно сделать анонимный экспресс-опросник. Как показывает практика, при выстраи­вании правильной коммуникации и демонстрации полной конфиденциальности, сотрудники готовы будут поделиться наболевшим.

Третье. Можно проанализировать существую­щие данные: количество больничных (счастливые люди меньше болеют), или текучесть кадров (10–15% в год это приемлемый показатель, а если больше — стоит обратить внимание).

Четвертое. Количество конфликтных ситуаций. В компании, где сотрудники счастливы, все нацеле­ны на позитивный результат, поэтому подход к реше­нию задач или процесс сотрудничества строится в плоскости компромисса, взаимопомощи и генера­ции идей во всеобщее благо. Высокий уровень кон­фликтных ситуаций говорит о недовольстве какими-то аспектами, скорее всего на личностном уровне, что затем превращается в "перетягивание каната" в рабочих моментах. Человек несчастлив.

Пятое. Самый простой способ — спросить. За несколько лет изучения темы "счастья сотрудни­ков" я убедилась, что люди всегда с легкостью обсуждают эти вопросы, им даже хочется поделиться своими рассказами. Кстати, тема удовлетворенности своей работой, наверное, хоть раз затрагивалась каж­дым за вечерними посиделками. Этот вариант позволяет всего по несколь­ким ответам сделать выводы не только об удовлетворенности конкретного челове­ка, но и сложить мнение о компании в целом.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОМЕХИ

Happy-менеджерам, которые, я надеюсь, скоро поя­вятся во многих компаниях нашей страны, стоит помнить важный момент. Сделать счастливыми абсолютно всех сотрудников невозможно. И дело даже не в том, что не ко всем можно подобрать клю­чик-мотивациию. Просто в каждой компании есть "минорные" люди, которым "все не так". Мой совет — не обращайте внимания! Если уж решите повышать уровень счастья, делайте это в свое удовольствие и со временем даже такие люди к вам потянутся.