Львовский IT кластер откликнулся на наше wellcomе — Наталья Горбачевская,"Леополис Джаз"

О том, как прошел ребрендинг самого масштабного джазового фестиваля в Украине, который открывается сегодня во Львове в восьмой раз, рассказала Наталья Горбачевская, руководитель "Леополис Джаз"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сегодня во Львове впервые открывается Leopolis Jazz Fest.  Вернее, впервые под таким брендом. До этого фестиваль семь лет, с самого рождения, назывался Alfa Jazz Fest.

Его история началась с идеи основного акционера "Альфа-Групп" Михаила Фридмана проводить летом во Львове — городе, где он родился, — джазовый фестиваль международного уровня.  Высокая планка была поставлена с самого начала. И организаторы фестиваля (команды под руководством исполнительного директора фестиваля Натальи Горбачевской и арт-директора Алексея Когана) доказали, что это возможно.

В мае прошлого года, после ухода титульного партнера Альфа-Банка Украина оргкомитет фестиваля объявил о ребрендинге. "Это позволит избежать ограничений, которые возникали в связи с присутствием названия коммерческого бренда в названии фестиваля",  — прозвучало в информации от организаторов.

В этом году, как и два предыдущих года, фестиваль будет длиться пять дней — с 27 июня по 1 июля.  Более 150 музыкантов со всего мира приедут во Львов, чтобы выступить на главной сцене фестиваля в парке им. Богдана Хмельницкого и на двух площадках со свободным входом —сценах на площади Рынок и во дворике дворца Потоцких.

Традиционно на гала-концертах выступят музыканты первого эшелона. Среди хедлайнеров этого года -   пианист и вокалист Джейми Каллум, мультиинструменталист Маркус Миллер (двукратный обладатель Грэмми), пианист Ахмад Джамал, легендарный композитор и пианист Дэйв Грусин, который выступит с гитаристом Ли Ритенура, саксофонист Чарльз Ллойд, отметивший в это году 80-летие.

  Полная программа Leopolis Jazz Fest —  на странице фестиваля

О новых спонсорах, хедлайнерах, фри-площадках и новых трендах Leopolis Jazz Fest рассказала Наталья Горбачевская, руководитель "Леополис Джаз", исполнительный директор фестиваля.

Наталья, год назад на вопрос, кто будет титульным партнером вместо Альфа-Банка Украина, Вы ответили: "Активисты говорили: хотим другое название — пожалуйста, получили. Теперь, на следующий день после проведения фестиваля, я выйду и скажу: "Дорогие друзья! Приглашаю всех желающих — меценатов, спонсоров, депутатов, — всех, у кого есть желание развивать культурный проект в Украине — wellcomе".  Скажите, много людей и компаний откликнулись на ваше wellcomе?

Наталья Горбачевская и Алексей Коган (в центре) на пресс-конференции, анонсирующей Leopolis Jazz Fest

Нам многие говорили: "Да что вы переживаете, есть столько компаний, которые вам дадут денег". Реально присоединился  -   не просто моральной поддержкой "ну, вы там держитесь как-нибудь", а подписал договор о сотрудничестве и стал партнером фестиваля  -  Львовский IT кластер.

И кроме того, остались основными спонсорами "Мастеркард", "Киевстар" и "Боржоми" -  компании, которые с нами все эти годы.

А Альфа-Банк Украина?

Они остаются банковским партнером, потому что нам в любом случае нужно, чтоб работал банковский сервис, были банкоматы, работали карточки, но они уже не являются спонсором.

В ы были знакомы с львовскими айтишниками?

Участники Lviv IT Cluster были гостями фестиваля.

Как случаются такие партнерства — закончился фестиваль, титульного спонсора нет… Что предприняли?

Для меня в самой схеме финансирования радикально ничего не изменилось. Мы всегда были предельно аккуратны с бюджетом. Но сейчас появился дополнительный вызов — и мы стали еще осторожнее с затратами. Пока не привлекли дополнительного спонсора — не можем себе позволить подтвердить затраты, ведь нет гарантий, как раньше со стороны Альфа-Банка.

Когда мы восемь лет назад обсуждали с банком идею фестиваля, то решили, у такого мероприятия должен быть костяк, люди, которые не на один год, а на длительный период станут опорой для этого мероприятия, будут инвестировать в него. Фестиваль — это долгосрочная упорная работа, когда ты хочешь сделать что-то выдающееся и дать возможность этому чему-то стать на ноги.

Главная сцена им. Эдди Рознера в парке им. Богдана Хмельницкого

Наталья Горбачевская (вторая справа) с Евгением Уткиным в партере сцены им. Эдди Рознера

За восемь лет фестивалю удалось стать на ноги?

Да, сейчас мы уже другие: проект сформировался, мы научились собирать деньги и смогли заработать репутацию для того, чтобы больше денег собрать с рынка.

  • Фестиваль во Львове вошел в top-10 лучших джазовых фестивалей Европы по версии британского издания The Guardian.
  • Попал в рейтинги лучших джазовых фестивалей мира по версии ведущих профильных джазовых журналов DownBeat и JazzTimes.
  • Его концерты транслирует крупнейший в Европе музыкальный канал Mezzo, имеющий миллионы подписчиков.
  • Ежегодно фестиваль  собирает около 100 тыс. любителей джаза не только из Украины, но и других стран.

О "прожиточном минимуме" и "переменных расходах"

Сколько сейчас составляет бюджет фестиваля?

Не могу этого сказать, так как у нас есть пункт о конфиденциальности контрактов партнеров. Но это, конечно, не миллион гривен, а гораздо больше.

Когда пришла уверенность, что фестиваль будет?

На самом деле все просто. В бюджете фестиваля есть "прожиточный минимум" -  сумма, без которой в принципе нет смысла проводить мероприятие. Чтобы была музыка, нужны музыканты, а значит, нужно заплатить им гонорар, поселить их в гостиницу. Чтобы была сцена, нужно заплатить за свет, звук и так далее. То есть после окончания фестиваля у меня есть июль, август, сентябрь, чтобы получить commitment (финансовое обязательство) от ключевых спонсоров на этот "прожиточный минимум", обеспечивающий качество.

И такой commitment  вы получили.  А если бы этого не случилось?

В сентябре вышла бы и сказала: "Ребята, фестиваля не будет". Потому что проводить посредственное мероприятие среднего уровня  —  нет смысла. Но прежде я бы сделала все возможное, чтобы такого не произошло.

Разве в случае пессимистического сценария нельзя пропустить год, дособирать денег?

Для меня один год непроведения фестиваля — это равно закрыть его историю вообще.

Главная сцена им. Эдди Рознера в парке им. Богдана Хмельницкого

Когда уже есть "прожиточный минимум", то что дальше?

А дальше с конца сентября и до нового года у нас есть возможность провести переговоры с дополнительными спонсорами. И им мы уже прямо можем говорить, что "конечно же, если вы не будете нашими спонсорами, фестиваль не остановится, но благодаря вашему партнерству мы можем улучшить пикниковую зону, сделать накрытие на сцене на площади Рынок, пригласить музыканта с мировым именем провести мастер-класс, организовать еще какое-то дополнительное мероприятие". А это все деньги. Так называемые "переменные затраты". Даже приезд на съемки телеканала Mezzo — это деньги .

А дальше я смотрю на этот список приятных вещей и отмечаю те, которые  могу до последнего не реализовывать.

Например, как с Mezzo? Помню, как активно вы добивались того, чтобы телеканал обратил внимание на фестиваль, ездили к ним с презентацией, радовались, что они наконец-то приехали во Львов.  Но в этом году их не будет…  Как выбираете из списка "переменных затрат", что оставить, а от чего отказаться?

Пример с Mezzo как раз о том, как можно регулировать бюджет. Учитывая, что они транслируют наши концерты на протяжении двух лет и сейчас все еще транслируют прошлый год, приняли решение сотрудничать с телеканалом раз в 2-3 года.

А во сколько обходился фестивалю их приезд?

Минимум в 10 тыс. евро. Но когда у вас есть партнер, у которого не просто арифметика в глазах, а понимание того, зачем мы это делаем, который разделяет ваши ценности, как было с Альфа-Банком, можно им объяснить: ребята, если уже потратили столько денег, то стоит потратить еще 10 тысяч евро на то, чтобы в Европе на протяжении года показывали наш фестиваль во Львове. Это ценно.

Я когда-то объясняла министерству инфраструктуры еще во времена предыдущей власти, что не нужно тратить деньги на шароварное продвижение Украины в Европе, а нужно найти реально интересные для европейцев вещи. Например, в Европе много людей, которые ездят на джазовые фестивали. Давайте их пригласим на джазовый фестиваль во Львов, и не нужно за уши ничего притягивать.  

Посольства продолжают помогать?

Очень много работаем с посольствами —  они помогают и в переговорах с музыкантами, и в финансовых моментах.

В этом году один из фестивальных дней  -  1 июля  -  совпал с Днем Канады, и на фестивале будет Canada Day: на Canada Stage на площади Рынок выступят три канадских коллектива  -  Jake Koffman Quartet, John Ste tch Trio, Alex Goodman Quartet,  посольство Канады готовит специальную программу  — будет работать Canada House в Итальянском дворике.

Фан-клуб -  это те, кто знает, когда нужно аплодировать

Традиционно о продаже билетов, на что всегда было немало нареканий: сайт зависает, а самые дешевые билеты исчезают через несколько минут после начала продаж. Как с этим боретесь и кто помогает в этой борьбе?

Мы уже давным-давно продаем билеты сами.  У нас есть компания, которая просто дает IT-платформу, так как разрабатывать ее самим смысла нет. А весь процесс контролируем мы. И это, конечно, большой плюс, потому что мы в лицо знаем наших гостей.

У нас есть дисциплинированные vip-гости, которые заранее связываются с нами и покупают дорогие билеты. Есть наши спонсоры: они могут купить билеты для своих партнеров по определенной квоте. 

И уже есть фан-клуб — это постоянные гости фестиваля.   

Членство в фан-клубе помогает купить те самые трудноуловимые дешевые билеты?

Фан-клуб — это как раз фильтр, помогающий отобрать тех людей, которым действительно нужны дешевые билеты: они не могут себе позволить потратить 5 тысяч гривен, не купят у перекупщиков за 20 тысяч. Я называю эту часть аудитории — люди, которые знают, когда нужно аплодировать.

Как попасть в фан-клуб?

Попадают те, кого мы сами знаем как постоянного гостя фестиваля. А если человек нам пишет, то мы проверяем, есть ли он в базе, сколько раз покупал билеты на фестиваль,  вплоть до того, что смотрим на его фейсбук-страницу: интересуется ли он музыкой, подписан ли на страницу фестиваля. Стараемся минимизировать спекуляции билетами, чтобы не пришлось применять сложных решений, например, проверять по паспорту — думали об этом, но решили, что это немного абсурдно.

Сцена на площади Рынок, Львов

Уличный концерт джазовых музыкантов на фестивале во Львове

Сколько билетов вы продаете?

У нас 2750 посадочных мест плюс примерно 600 мест без посадки для фан-клуба, то есть минимум 3300 билетов на один день, фестиваль продолжается 5 дней  -  значит всего 17 тысяч билетов.

И в этом году остаются три бесплатные фан-зоны в парке — на входе, на аллее и на стадионе?

Да. На стадионе в фан-зоне, если помнишь, такая прекрасная атмосфера, что многим там даже больше нравится, чем в немного чопорном партере. И еще остаются две бесплатные сцены в городе (на площади Рынок и во дворе дворца Потоцких).

Фан-зона фестиваля на стадионе в парке им. Богдана Хмельницкого, Львов 

Фан-зона фестиваля на входе в парк им. Богдана Хмельницкого, Львов  

Билеты окупают фестивальные площадки?

Для любого фестиваля билеты — это какая-то часть бюджета. Но если у кого-то это 90%  бюджета, а 10% — это спонсоры, то у нас наоборот: 10-30% -  и это в лучшем случае, если курс валют был нормальный, гривня не обвалилась.

Если мы сделаем билеты доминирующей частью бюджета, то будет "а" —  дорого и "б" —  все платно.

Но если случится форс-мажор со спонсорами, есть возможность ставить на билеты?

Это невозможно, потому что в нашей стране очень низкая покупательная способность населения. Нужно быть реалистами: очень маленький процент украинцев может себе позволить купить билет за 5000 гривен. 

У нас изначально не было задачи — заработать денег. Идея фестиваля — сделать что-то уникальное, особенное для Украины по качеству, но еще и так, чтобы это было доступно для многих людей.

Поэтому у нас есть несколько рядов, билеты в которые стоят 5000 гривен, остальные билеты — недорогие, их цена, конечно же, не рыночная, а билеты на концерт двух великих музыкантов за 350 гривен — это вообще условность. И есть квота, по которой бесплатно пускаем студентов консерватории, даем бесплатно места в партере украинским музыкантам, которые приезжают на фестиваль.

70% из запланированного -  получилось

Нашли способ борьбы с зависанием сайта?

В этом году наши подрядчики пробовали систему, которую, как они мне объяснили, используют при продаже билетов все зарубежные самые крупные востребованные мероприятия.

Когда большое количество людей заходит на сайт, система начинает выстраивать людей в очередь. Тебе дают иконку, поясняющую, что ты находишься в очереди под таким-то порядковым номером, например, 760-ым, и что возможность покупки билета у тебя будет через 10 минут. Это помогло сделать, чтобы сайт не "завис".  Кроме того, люди увидели, что мы не манипулируем при продаже билетов.

У нас в Фейсбуке один посетитель написал: не может быть, чтобы у вас все билеты продались в течение одного дня, вы точно с ними хитрите, потому что на любые другие концерты билеты продаются месяцами и их можно спокойно купить.  На что я ответила: ребята, назовите мне другой фестиваль, где на выступления артистов такого уровня вы можете купить билет за 350 гривен? Такого просто нет. Конечно, если я поставлю минимальный билет 3500 гривен, то он тоже месяцами будет висеть.

Алексей Коган, бессменный арт-директор, как-то сказал, что если удается привезти 50% тех музыкантов, что хотели, это -  большая удача.  Как получилось нынче?

В этом году, скажем так, удалось не все, что бы хотелось, просто потому что есть, например,  музыканты, у которых летом тур в Америке или Канаде, и тут ничего не поделаешь. Но, думаю, процентов 70 из того, что хотели, получилось. Есть музыканты, которых мы добивались несколько лет.

Сцена во дворе дворца Потоцких, на фестивале во Львове

Наталья Горбачевская, "Леополис Джаз"

Кто для вас самый-самый ожидаемый?

Для меня лично  -  Джейми Куллум, который будет выступать на открытии фестиваля в среду. Этот музыкант сейчас на пике популярности в Великобритании, и "выдернуть" его на концерт практически невозможно. После нас, например, он едет в Монтрё.

На самом деле каждый день в программе фестиваля есть что-то уникальное. Причем мы специально комбинируем -  каждый день в программе есть супер-звезда, признанный  музыкант с сумасшедшими достижениями. И есть новый, молодой, другой  -  либо восходящая звезда, либо музыкант, выходящий за рамки классики. В субботу, например, будет выступать артист, который стал известным благодаря YouTube — 23 -летний Джейкоб Кольер.

В прошлом году запомнилась замечательная коллаборация, когда израильский контрабасист- виртуоз Авишай Коэн играл с симфоническим оркестром "INSO Львів" ,  и при этом  наши музыканты не выглядели "бедными родственниками". Продолж ите такие форматы?

Все как раз на это и нацелено -  на правильный формат. И когда нам говорят: "А почему вы не поставите на главную сцену украинских музыкантов?", Алексей Коган отвечает, что мы всегда думаем на три шага вперед. И не хотим, чтобы вышло так, что на концерте украинских музыкантов зал будет полупустой, а потом, на концерте мировой знаменитости, — забит.

Авишай Коэнс и оркестр "INSO Львів" на главной сцене фестиваля

Алексей Коган, арт-директор Leopolis Jazz Fes. Фото: Евгений Маслов

Не просто мимо проходили

Как-то изменилась команда, работающая на фестивале? Сколько сейчас в ней человек?

Костяк, оргкомитет -  я и три девушки. И есть еще две линии.  Одна — это команда Алексея Когана, отвечающая за музыкантов (он и еще два человека). Другая — ребята-ивентщики Тимур Мазур и Денис Блощинский. Они отвечают только за технические, инфраструктурные вопросы: сцена, железо, туалеты, чехлы на стулья и многое другое.

Ближе к мероприятию команда начинает расти как снежный ком: появляются волонтеры, включаются подрядчики. И когда проходит сам фестиваль — на площадке работает 1500 человек.

Почему нет рекламы фестиваля?

Потому что на собственном опыте убедилась, что эффективность традиционных каналов низкая. У нас в бюджете фестиваля нет такой статьи расходов.

На что обращаете внимание в соцсетях?

Важно не только сколько миллионов людей подписано на твою страницу, а какой у тебя отклик от этих людей. Когда анонсируем хендлайнеров, вижу 1000 лайков: это качественная аудитория, люди, которые следят, интересуются, а не просто мимо проходили.

На фестивале у нас есть план зала, где расписано, кто какие места купил, и если пришел человек и сказал: "Я забыл билеты", то мы зайдем в систему, найдем какие у него места и заведем в зал.

Все это сумасшедшие усилия. Такое невозможно себе позволить, если продаешь билеты на стадион, где 30 тысяч человек или в зал, где 60 тысяч. Но у нас 3 тысячи человек, вокруг них мы и сосредоточены.

С безопасностью как? Уменьшилась острота этого вопроса?

Разговоров стало меньше. Но в вопросах безопасности мы всегда шли по максимуму, по максимуму и идем.

Беозопасность город на себя берет?

Мы все на себя берем в сотрудничестве с городом. Это большая статья расходов в бюджете, потому что если, например, нужны специально обученные собаки, а нам говорят, что во Львове таких мало, то мы платим деньги, и их привозят из других городов Украины.

И напоследок, какой вспоминается отзыв о фестивале?

О том, какое количество знаменитостей собирается в это время во Львове. Коллега из посольства, например, рассказал: "Когда улетали из Львова в Киев, то стояли в очереди в аэропорту с самим Херби Хенкоком! Я Хенкока обожаю, но всю жизнь его видела только по телевизору, а тут у меня была возможность лично с ним пообщаться".

Беседовала Елена Гладских