Как построить счастливую компанию

Пожалуй, нет человека, который не хотел бы быть счастливым. То же самое относится и к организациям, ведь их представляют люди. Не бывает успешных организаций с неуспешными людьми, как и "счастливых" организаций с несчастливыми
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Пожалуй, нет человека, который не хотел бы быть счастливым. Это наше естественное желание: достичь счастья и находиться в этом состоянии как можно чаще и дольше. Так мы по-настоящему раскрываем свои качества, ощущаем полноту жизни и самоудовлетворение.

То же самое относится и к организациям, ведь их представляют люди. Не бывает успешных организаций с неуспешными людьми, как и "счастливых" организаций с несчастливыми. По большому счету, предназначение, миссия компаний — создавать и поддерживать среду, в которой сотрудники, стейкхолдеры и общество будут счастливыми.

Конечно, счастье — это понятие индивидуальное. Например, для меня счастье — помогать быть счастливыми другим. Счастье работать в команде, в которой у людей совпадают ценности, ведь большинство из нас посвящает основное время работе и взаимодействию с людьми.

Когда мы с коллегами работали над формулировкой миссии и ценностей нашей компании, то нашли много общего во взглядах. Мы счастливы, когда довольны своими отношениями; когда самореализованы и успешны; когда ощущаем себя частью большего, важного; когда открыты и познаем новое. На самом деле, все эти понятия тесно взаимосвязаны и дают общую установку на будущее как сотруднику, так и всей организации. К этому желанному образу будущего нас и ведет миссия.

Миссия и ценности могут и должны обновляться. Чаще всего это необходимое условие для роста и адаптации ко внешним изменениям. Мы в "Астарте" обновили миссию и ценности, чтобы дать импульс для развития на следующие 10 лет. Такие глубинные смыслы драйвили компанию и предыдущие 10 лет, и это было очень продуктивное время.

В нашей новой миссии "ядром" все так же остаются репутация, ответственность и достоинство — по отношению к людям, ресурсам, обществу в целом. Своим примером ведения бизнеса мы стремимся укрепить доверие к Украине в мире, потому что и сами проходим этот путь: привлекаем зарубежных инвесторов, ищем новые рынки и решения, ведь нам приходится конкурировать с глобальными производителями продовольствия. И ни для кого не секрет, что побеждают самые эффективные и креативные. Поэтому в своей миссии мы также добавили фокус на развитии инноваций и сильного бренда продуктовой компании, которые, во-первых, необходимы нам, чтобы устойчиво развивать бизнес, а во-вторых, чтобы избавить Украину от стереотипного восприятия как "сырьевой" страны.

И вот как в итоге зазвучала миссия "Астарты":

"Мы строим высокотехнологичную инновационную компанию в Украине с узнаваемым во всем мире брендом и безупречной репутацией, привлекательную для акционеров и партнеров, которая производит продукцию наивысшего качества для самых требовательных потребителей и дает возможность эффективной самореализации каждому своему сотруднику".

Что мы делаем для выполнения своей миссии уже сегодня?

  • Как публичная компания (акции "Астарты" размещены на Варшавской фондовой бирже — ред.) честно и открыто ведем бизнес, придерживаемся международных стандартов в управлении, производстве, отчетности.
  • Инвестируем в переработку и логистику сельхозпродукции, разрабатываем IT-технологии для управления агробизнесом, сертифицируем производство.
  • Заботимся о сбережении и развитии ресурсов — как человеческих, так и материальных. На это направлены различные наши проекты: от органического земледелия и внедрения LEAN-философии на производстве до диджитализации в бизнесе и IT-курсов в сельских громадах.

Невозможно написать миссию и определить ценности компании, не анализируя глубоко свои собственные и не сопоставляя их с мнением команды. Создание миссии — это задача не только СEO, хотя его роль в этом невероятно важна, но и всей команды на разных уровнях. Мы стремились к вовлечению как можно большего количество сотрудников. Было много обсуждений в различных группах и форматах — топ-менеджмент, менеджмент среднего звена, опросы сотрудников, обсуждения в смешанных группах, встречи с коллективами в регионах. Только после этого мы приняли финальные формулировки.

Миссия и ценности — это не просто про дух бизнеса. В них также большое практическое значение. Например, на основе корпоративных ценностей выстраивается модель компетенций персонала. Компетенции, которые мы выделили после переформулировки ценностей, это: эффективное взаимодействие, ориентация на результат, понимание бизнеса, развитие, управление командой. Именно такие soft skills мы развиваем и оцениваем у сотрудников "Астарты". Кроме того, обращаем внимание на эти компетенции при подборе персонала.

Как ценности проявляются в повседневной жизни бизнеса?

Одной из ценностей нашей компании является предпринимательство и личная эффективность. Чтобы создать атмосферу, которая способствует проявлению этой ценности у сотрудников, мы, например, запустили проект под названием CEO-спринт. Это формат, когда за один день сотрудники мобилизируются на "забег" и подают идеи по развитию бизнеса и улучшению различных рабочих процессов. Затем генеральный директор изучает эти идеи, дает по каждой из них обратную связь и вместе с топ-менеджментом отбирает самые перспективные для реализации и поощрения авторов.

Ценности ответственности и партнерства реализуются через наши социальные проекты в поддержку достойных условий жизни и возможностей для самореализации в селах. А это образовательные проекты для детей и взрослых, помощь школам и медучреждениям, благоустройство территорий, грантовые проекты совместно с партнерами, чтобы активные жители сел могли воплощать в жизнь свои идеи.

Чтобы оценить, насколько компания реализует свою миссию, необязательно ждать 10 лет. Ежегодно, оценивая показатели основных функций бизнеса, репутации, удовлетворенности персонала и др. важно сверяться с миссией как "генеральным планом" и путеводителем. И шагать по своему счастливому пути.