Первый месяц после карантина: кассовые сборы в украинских кинотеатрах упали в 10 раз

Фото с fb-страницы Сергея Неретина
Фото с fb-страницы Сергея Неретина
С какими итогами закончили украинские кинотеатры июль — первый рабочий месяц после карантина? Какие прогнозы на август? Вернется ли зритель в кинотеатры осенью и при каких условиях?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Как украинские кинотеатры работали в первый месяц после карантина? Большинство из них открылись сразу же, 2 июля, как только смягчили карантинные запреты, до этого два с половиной месяца кинопрокатный рынок простаивал. Но пока зрители, судя по печальным фото с пустыми залами в Facebook, не спешат возвращаться в кинотеатры.

Более детально рассказать о бизнес-итогах первых июльских недель, о том, какие выводы сделаны и что ожидает кинотеатральный бизнес в этом году, Delo.ua расспросило СЕО и владельцев кинотеатров: как крупных сетей, так и небольших.

Сейчас в Украине работают более 200 кинотеатров — практически все из них открылись сразу, как разрешили. Закрытыми остались около десятка кинотеатров, например, до лучших времен решили не открывать два кинотеатра сети "Кинопалац" — "Пионер" в Николаеве и "Мир" в Виннице, не работает ни один из семи городских кинотеатров "Киевкинофильма", остались закрытыми несколько небольших кинотетаров на Западной Украине. 

И зрителей пришло в кинотеатры в 10 раз меньше. О таком падении посещаемости говорит Роман Романчук, СЕО Multiplex — крупнейшей сети кинотеатров (24 кинотеатра в 12 городах).

Более оптимистичная оценка ситуации у Дмитрия Деркача, совладельца "Планеты кино". По его словам, посещаемость кинотеатров раза в три ниже, чем в июле прошлого года.

В целом же, в июле этого года ситуация на украинском рынке кинопроката очень жесткая. Всего за июль (со 2 по 29 июля) украинские кинотеатры собрали в кассу 21,7 млн грн и продали 229,6 тысяч билетов. Это только 9,6% от июльской кассы аналогичного периода прошлого года или почти в 10 раз меньше.

При этом надо учитывать, что лето всегда было низким сезоном для кинотеатрального бизнеса.

Пессимистичные сценарии 

"Мы сейчас работаем по сценарию, который находится в блоке "пессимистичный", но чуть-чуть лучше, чем "самый пессимистичный", — говорит Роман Романчук (Multiplex). По оценке топ-менеджера, товарооборот сети упал на 80-90%, по сравнению с июлем прошлого года.

"Мы точно будем с убытками", — отмечает Дмитрий Деркач ("Планета кино"). Хотя для владельцев сети такой итог не оказался неожиданным. "Мы ожидали, что все будет плохо, будет мало зрителей. Понято, что новых фильмов нет, а люди редко идут в кино, когда им не подходит выбор фильмов", — замечает совладелец киносети. По его словам, если ситуация с посещаемостью будет чуть-чуть улучшаться, то, возможно, убыток будет меньше, чем когда кинотеатры были полностью закрыты. "Как минимум, хуже не будет. И это уже хорошо", — констатирует он.

"На тот период, когда мы не работали, мы несли значительно меньшие убытки, чем те, что мы будем нести сейчас", — считает Сергей Зленко, совладелец столичного частного кинотеатра Boomer, член Совета по господдержке кинематографии Украины. По его оценке, кинотеатр в июле этого года сработал в 5,5 раз хуже, чем в июле прошлого. И если во время карантина кинотеатр, оформив простой, получал помощь от государства по выплатам персоналу, а теперь, в связи с началом работы, такую помощь получать уже не будет. "Также на время карантина Arricano, собственники торгового центра "РайON", в котором расположен кинотеатр, предоставляли нам большую скидку на аренду, которой тоже уже не будет после начала работы. Фактически кинотеатральный бизнес имеет стопроцентные расходы при падении доходов в 6-10 раз", — отметил Сергей Зленко.

Зрители не спешат возвращаться в кинотеатры. Фото с fb-страницы Елены Чичениной

О спасительных блокбастерах

Пока четких прогнозов о том, что будет с кинотеатрами осенью и зимой, игроки рынка не дают. Объясняют это отсутствием необходимых данных. А это, прежде всего, — каким будет репертуар, а точнее — будут ли премьеры голливудских блокбастеров в ближайшее время.

Всю весну и начало лета голливудские продюсеры постоянно переносили даты премьер двух ожидаемых блокбастеров "Тенет" (Tenet) Кристофера Нолана от Warner Bros. и  диснеевский "Мулан" Ники Каро.

Международную премьеру интригующего нолановского триллера объявили на 16 июля. Именно под нее и открывались украинские кинотеатры 2 июля — с расчетом, что первые две недели уйдут на "раскачку", а затем начнется работа.

Но в реальности этой даты начали сомневаться после того, как стало известно, что из-за ситуации с ковидом в США, крупные американские сети не будут еще какое-то время открывать кинотеатры в Калифорнии и Нью-Йорке.  

И действительно, сначала дату премьеры перенесли на 31 июля, затем — на 12 августа. Пессимисты прогнозировали, что в августе ее вообще не будет. Ведь в Warner Bros. заявляли, что не будут выпускать в прокат ленту Нолана, если 80% мировых кинотеатров не будут открыты. Это, прежде всего, кинотеатры в США и Китае, которые занимают 80% рынка мирового кинопроката.

Но на прошлой неделе стало известно, что мировая премьера "Тенета" все-таки пройдет в августе. Warner Bros. изменила привычные правила выхода блокбастера в мировой прокат. Причиной этому стала усиливающаяся вторая волна СOVID-19 в США и Китае, Италии, Бельгии и некоторых других странах Европы. Потому было решено выпустить фильм в мировой прокат, не дожидаясь открытия крупных американских кинотеатров в Калифорнии и Нью-Йорке, а также массового открытия кинотеатров в Китае.  

Новая дата мировой премьеры "Тенета" — 26 августа. Первыми интригующий шпионский триллер увидят зрители в 26 странах, в том числе и в Украине. Всего фильм покажут в более чем 70 странах мира. В американском прокате ее выход запланирован на 3 сентября, в Японии — 19 сентября. Дата премьеры в Китае пока не объявлена.

Но на сегодня нолановский "Тенет" остается единственным подтвержденным блокбастером в августовском репертуаре кинотеатров. В очередной раз и на неопределенный срок перенесли с 20 августа премьеру "Мулан", римейка анимационного фильма о китайской девушке-воине. Не будет в августе и диснеевских "Новых мутантов" (последнего представителя серии "Люди Икс" вне киновселенной Marvel) — премьеру ленты перенесли на 3 сентября.

А выход таких блокбастеров как "Аватар" Джеймса Кэмерона и "Звездные войны" отложили до конца 2022 и даже 2023 года (на 16 декабря 2022-го, и на 22 декабря 2023-го соответственно). Студия Disney объясняет такое решение паузой в кинопроизводстве этих лент из-за пандемии коронавируса.

"Мы зависим от Соединенных Штатов и Китая, на которые ориентируется Голливуд. Ждем Америку, которая пока находится в глубоком карантине. И пока там не начнут полноценно работать сетевые кинотеатры, больших премьер не будет", — констатирует Сергей Зленко.

"Сборы по одному только штату Калифорния выше, чем сборы по России, я уже не говорю об Украине", — замечает Роман Романчук.

В отсутствии блокбастеров кинотеатры повторяют демонстрацию голливудских фильмов, премьеры которых прошли в начале года, и прошлогодние блокбастеры. Новых лент немного.

Из более чем 40 фильмов, показанных в июле, премьер всего 15: "Мой шпион", "Побег из Претории", "Капитан Саблезуб и Волшебный бриллиант", "Агент Лев" (дистрибьютор — Kinomania), "Убийства по открыткам", "Виварий", "Сила стихии", "Сделано в Италии" (дистрибьютор — UFD), "Чемпионы", "Мой друг мистер Персиваль", "Озеро Диких Гусей" (дистрибьютор  Arthouse Traffic), "Бладшот"  (дистрибьютор — B&H), "Лесси. Возвращение домой", "Русалка в Париже", "СамСам" (дистрибьютор — Volga).

"На самом деле, нельзя сказать, что ситуация с репертуаром совершенно фатовая, — говорит Роман Романчук (Multiplex). — Дистрибьюторы предоставляют лучшее из возможного. Есть премьеры фильмов, которые планировались, но не вышли. Другое дело, что все эти фильмы — не блокбастеры". И есть еще такой момент, из-за которого стимулировать посещение стало гораздо труднее: нет маркетинговых бюджетов на рекламу фильмов. "А значит нет ситуации, когда за две недели до премьеры по всему городу висят борды. Потому о новых фильмах знают только те зрители, которым рассказали знакомые".

По осени считают

Только после выхода "Тенета" можно будет говорить, насколько упало посещение, считают игроки рынка. "Нужен безоговорочный гарантированный блокбастер. Тогда мы увидим, насколько изменилось поведение зрителей: насколько они приучились смотреть кино дома с мобильных телефонов или все-таки остался тот костяк зрителей, который всегда ходил в кинотеатры и будет продолжать ходить", — говорит Сергей Зленко (Boomer).

С тем, что пока рано делать выводы о том, насколько радикально изменилась динамика, согласен Роман Романчук (Multiplex). "Должно пройти больше времени, чтобы стало понятно, насколько компания близка к возврату в период нормальной жизни", — замечает он. И уточняет, что нормальная  жизнь — это когда бизнес будет хотя бы выходить в ноль, то есть бюджетироваться. А такое будет возможно, если будет минус 50% от прошлого года, от "нормальной жизни. "Но это при условии, что партнеры — арендодатели, кредиторы — будут продолжать идти навстречу, будут готовы ждать долги", — уточняет топ-менеджер. По его словам, компания как раз и выживает сейчас за счет таких договоренностей, иначе бизнес был бы в дефолте.

"Планета кино" также смогла договориться со своими арендодателями. Со всеми, кроме одного региона, уточнил ее совладелец Дмитрий Деркач.

А чтобы компания смогла начать постепенно реструктуризировать накопленные за период локдауна долги, разница с "нормальной жизнью" должна быть не больше 30%, считает Роман Романчук (Multiplex).

По его словам, оптимизируя затраты, в Multiplex сократили за время карантина 58% персонала, а в офисе и того больше — треть сотрудников. С теми, кто остался, договаривались об отпуске за свой счет, о ставке с коэффициентом 0,5-0,7. "Сейчас в работающие кинотеатры набрали немного людей, но там пока работают не все залы".

Что с государственной поддержкой?

На днях Украинский культурный фонд объявил о грантах институционной поддержки. Согласно объявленным условиям, кинотеатры смогут претендовать на получение помощи для покрытия убытков за период март-декабрь 2020 года. Помощь получат как крупные сети, так и малые и независимые кинотеатры, владельцами которых являются физические лица-предприниматели (а таких независимых кинотеатров в стране более половины). Определены такие суммы поддержки: малые кинотеатры — до полумиллиона гривен, одинокие независимые — до миллиона, сети — до четырех миллионов гривен. Такие гранты пойдут на покрытие операционных затрат, отмечает Сергей Зленко.

"Конечно, нам очень нужна поддержка, но нельзя сказать, что мы на нее сильно рассчитываем. Если будет — замечательно, но, в принципе, я понимаю, что нам поможет только открытие основных кинорынков в мире, куда продюсеры начнут давать фильмы, и тогда будет расти посещаемость", — говорит Дмитрий Деркач ("Планета кино"). 

В планах — выстоять

Сергей Зленко уверен, что владельцы кинотеатров будут бороться за свой бизнес до последнего. "Но мы не знаем, как и когда это закончится, потому что живем "ожиданиями света в конце тоннеля". Нам нужно продержаться до выхода "Тенета" и "Мулан". Если они себя оправдают, то это будет одна ситуация — возможно, постепенно будем как-то выкарабкиваться. Если эти блокбастеры себя не оправдают, то это означает, что кризис будет минимум на год".

Говоря о ближайшем будущем сети Multiplex, Роман Романчук отметил, что сейчас о развитии или дивидендах речь не идет. Перед топ-менеджментом поставлена задача добиться маржинальности, которая бы позволила выстоять.

А прогнозируя ценовую политику, сказал, что цены на билеты в ближайшее время повышать не планируют, так как понимают, что кошельки у потребителей тощают, а сейчас самое главное для бизнеса — увеличить посещаемость кинотеатров. Но при этом заметил, что сложно давать какие-либо гарантии на фоне роста курса доллара и евро, потому что у компании много обязательств, привязанных к валюте, в том числе абонплата за привезенные технологии и их обслуживание.

Выстоят те, кто умеет работать с аудиторией, считает Людмила Горделадзе, член Совета по господдержке кинематографии Украины, экс-директор коммунального киевского кинотеатра "Жовтень".

"Жовтень", например, особо не пострадает, отметила она, так как его основная аудитория — это несемейные люди после 25 лет, которые любят кино и хотят себя развлечь. "Таких много, этот сектор очень развит сейчас на Западе — одиночки, которые могут приходить в кино, и парами, при работе, возможно, будут зарабатывать меньше, но в кино ходить будут", — замечает Людмила Горделадзе.

Другая целевая аудитория у расположенных в ТРЦ кинотеатров — те, кто основные деньги получают с голливудского контента. Их ЦА заточена на Голливуд, и тут необходимо будет понять, какой процент этой целевой аудитории уйдет в интернет, как повлияет на нее уменьшение репертуарного предложения, учесть и то, насколько уменьшится желание людей пойти в ТРЦ. Ведь чаще всего поход в кино воспринимается комплексно: как поход за развлечениями. Произойдет ли существенный отлив аудитории — это будет понятно в сентябре-октябре, считает эксперт.

Елена Гладских, специально для Delo.ua