29 января, 15:01
Владимир Герасимов

Ни для кого не секрет, что в Украине есть проблемы с качеством образования врачей. Почему так сложилось и что с этим делать рассказал практикующий врач МС "Добробут"

Почему медобразование в Украине отстает на десятилетия

Пока рядовые украинцы пытаются разобраться, как они будут лечиться в условиях начавшейся медреформы, профессионалов, хорошо знающих отечественную медицинскую кухню, чаще волнует вопрос: "у кого?". Украинская медицина все больше становится медициной отдельных звездных врачей. То, что у нас есть гениальные доктора, которые проводят сложные операции и разрабатывают новые методики, — безусловно, повод для гордости. Но 1000 врачей не могут лечить все 42 млн украинцев. К примеру, пять лет назад в стране было только 60 кардиохирургов, способных самостоятельно оперировать, при том что в одном лишь шунтировании ежегодно нуждается 20 тыс. украинцев.

Медицинские чиновники проблему признают. И даже предлагают некоторые решения, например, повысить проходной балл в медицинские вузы — с 2018 года к вступительным экзаменам не допустят абитуриентов, сдавших ВНО менее чем на 150 баллов.

Медики со стажем в эффективности подобных шагов сомневаются. Нужно понимать, что врачом, тем более хорошим, становятся не в университете, а усиленно занимаясь практикой и саморазвитием. И как показывает опыт, хорошие врачи получаются не из студентов-вундеркиндов, а из твердых хорошистов, любящих свою профессию и готовых упорно учиться. А это, как понимаете, вопрос не интеллектуальных способностей — это уже философия жизни. И этому не научишь, если не заложено природой. Впрочем, в подготовке медиков в нашей стране есть и более приземленные проблемы.  

Медобразование в Украине

Когда весь цивилизованный мир учит будущих врачей, используя напичканные электроникой симуляторы-биоманекены, которых "интубируют", "оперируют", "реанимируют", и у которых "принимают осложненные роды", большинство наших студентов продолжают заниматься зубрежкой по устаревшим учебникам. Когда новые методики появляются едва ли не каждый месяц, у нас все еще обучают технологиям прошлого века. В качестве примера могу привести малотравматичные технологии. Миниинвазивная хирургия (операции с минимальным хирургическим вмешательством) — это уже стандарт медицины во всем мире. Но у нас многих студентов до сих пор учат так, будто это что-то из отдаленного будущего.

Неповоротливое отечественное медобразование не успевает за стремительным прогрессом современной медицины.

Проблема и в оснащении вузов инновационными обучающими материалами, и в устаревшем подходе к обучению, и, отчасти, в преподавательском составе. Чтобы учить, нужно самим быть в курсе современных технологий, стандартов, протоколов, ездить по миру, смотреть и впитывать новое. А у нас нередки ситуации, когда любознательные студенты знают о революционных методиках больше преподавателя.

Врач должен учиться всю жизнь

Речь не только о том, что диплом о медобразовании, полученный после шести лет обучения в вузе, еще не дает права лечить людей, и нужно год, два, а в некоторых специальностях (акушерство и гинекология, хирургия, детская хирургия, нейрохирургия) даже три года обучаться в интернатуре, чтобы начать самостоятельную практику. Но чтобы стать действительно профессионалом и этого мало. Учиться придется всю жизнь.

Во-первых, уверенность в себе как в специалисте и понимание профессии приходят не сразу. Большинство врачей признаются, что почувствовали, что они на своем месте, только на седьмой-восьмой год после интернатуры.

Во-вторых, медицина — одна из самых быстроразвивающихся сфер. И если врач не интересуется технологиями, открытиями и исследованиями, которые появились сегодня, уже завтра он будет лечить пациентов устаревшими методами. Самый доступный способ повышения квалификации, не считая чтения профессиональных изданий и форумов, — обязательные курсы и посещение конгрессов и конференций. Но большинство медиков в эффективность этих мероприятий не верят, и говорят, что идеальный вариант — регулярные поездки на стажировки и мастер-классы в ведущие мировые клиники, где практикуют лучшие врачи планеты.

Многие ли наши доктора проходят такое обучение? К сожалению, нет. Потому что это недешево —  одна поездка на недельное обучение обходится минимум в 2-3 тыс. евро, и оплачивать ее, если врач работает не в частной клинике, придется из собственного кармана.

Некоторые отечественные частные медицинские сети, понимая насколько важно такого рода обучение, начали приглашать звездных зарубежных докторов проводить мастер-классы в Украине.

Как вернуть сильную медицинскую школу

И врачи, и чиновники признают — медицинские школы в стране не в лучшем состоянии. Но ничего не потеряно, потому что в Украине есть талантливые доктора-новаторы, которые не просто на равных, а часто впереди своих зарубежных коллег. Государству нужно только вовлечь в процесс, заинтересовать их делиться знаниями. Надежда на то, что это получится, есть. Тем более что в этом вопросе у государства появился сильный союзник — развивающаяся частная медицина.

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Как создавалась электронная медицина в Украине
Общество 29 декабря 2017 в 12:00

Как создавалась электронная медицина в Украине

Кто участвует в создании электронной системы охраны здоровья Украины, и какая идея их объединяет, Delo.UA рассказал Андрей Заяц, руководитель группы компаний IT4Medicine

На поправку: какие частные клиники больше всего зарабатывают
Потребрынки 28 декабря 2017 в 14:01

На поправку: какие частные клиники больше всего зарабатывают

Частная медицина продолжает жить в тени государственного гиганта — "бесплатной" системы здравоохранения. Частные клиники занимают 29,7% рынка здравоохранения Украины