Учите детей задавать вопросы и мыслить глобально — экс-министр образования Израиля

Экс-министр образования Израиля Шай Пирон о новых вызовах и трендах в образовании
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Бывший министр образования Израиля и депутат израильского парламента Шай Пирон стал почетным президентом инновационной украинской школы Ukrainian Global School, которая откроется в сентябре в Киеве. Вместе с фаундером школы Еленой Вишняковой он поделился своим видением образования будущего и рассказал, чем может быть полезен израильский опыт для Украины.

Какие основные тренды, определяющие развитие современного образования, вы можете выделить?

Шай Пирон: В 21 веке мир очень быстро меняется, и мы должны постоянно пересматривать и обновлять подходы к образованию. Сегодня большая часть образовательных систем в мире функционируют по тем же законам, что и 50 лет назад — ничего не поменялось с тех пор. Но стремительное развитие технологий переносит нас в новую эру образования. Основная ее черта — отношение к знаниям. Сейчас знания и факты — не сама важная часть обучения. Главные задачи современного образования — научить детей и подростков правильно задавать вопросы, быть креативными, уметь работать в команде со сверстниками, налаживать коммуникацию, и, что особо важно, как быть сознательным членом общества. Мы должны привить детям понимание того, что осознанно жить в обществе — значит, делать что-то для других, а не только для себя.

Особо я бы выделил навык формулирования правильных вопросов. Многие родители, учителя и даже политики любят говорит о вопросах, но на самом деле сами боятся их и не умеют задавать. Если ученик грамотно и осознанно задает вопросы, это напрямую влияет на его понимание собственной идентичности и его места в мире.

Сейчас недостаточно быть только блестящим учеником, необходимо быть включенным во все сферы жизни — в учебу, общественную деятельность и не забывать о человечном отношении к окружающим.

При этом наша задача — выстроить образовательную систему таким образом, чтобы она давала детям не только знания, но еще и уверенность в том, что они найдут поддержку и одобрение, что могут предлагать любые идеи и успешно их реализовывать, независимо от того, какую сферу деятельности выберут.

Елена Вишнякова: Для Украины сейчас особенно важно определить место и вес знаний в образовании, и в жизни в целом. Украинская образовательная система до сих пор наследовала советскую, в большей степени делая упор на запоминание определенного набора знаний. Массив был огромен, дети не справлялись, а запомнив его, очень быстро забывали. Сейчас запоминание и заучивание как таковое уже не является приоритетом, акцент смещается в сторону умения работать с материалом, критически подходить к любой полученной информации, знать, где эту информацию можно добыть и как с ней работать.

Какие форматы и подходы израильской системы образования релевантны сейчас для Украины? Что мы можем и должны внедрять у себя?

Ш.П: Израильский подход к образованию подразумевает умение мыслить глобально, а не локально. Наши дети с начальной школы учатся осознавать себя гражданами мира и хотят делать этот мир лучше.

Кроме того, мы повсеместно используем образовательную концепцию project-based learning (проектно-ориентированное обучение — ред.) Она подразумевает коллективную практическую деятельность учеников по решению задач с использованием технологий. Это не сугубо израильский метод, он распространен во всем мире, но это то, что Украина может успешно внедрять у себя.

Но если говорить в целом, то главное, что мы должны понимать — сегодняшнее образование это холистическая система, в которой ученики существуют 24/7. Образование — не только знания, это культура, воспитание, досуг, это мир вне школьных стен.

Будучи на посту министра просвещения Израиля, я работал с экспертами консалтинговой компании McKinsey, и они все время хотели донести до меня мысль о том, что Израиль ничем не отличается от других стран, несмотря на то, что существует некий стереотип о том, что у нас все происходит как-то по-особенному. И это правда, в том числе и в образовании. Обучение остается обучением везде, здесь работают одни и те же подходы. Сердцевина современного образования в любой стране — это его глобализация, выход за рамки географических границ.  

Е.В: Даже самую прогрессивную образовательную систему мы не сможем взять и в готовом виде перенести в Украине. Потому что образование — это не только про обучение, но еще и про общество. Всегда нужно учитывать разницу в ментальности и в культурных пластах. Но безусловно есть глобальные вещи, которые одинаково ценны во всем мире — это практика, критический подход к информации, воспитание лидерских качеств.

С появлением "новой украинской школы" (одобренная Верховной радой в 2017 году реформа образования — ред.) в украинской системе образования расширились возможности для внедрения опыта из других стран. В частности, речь идет об образовании в сфере технологий, в котором Израиль сейчас занимает лидирующие позиции в мире. И здесь большой диапазон направлений — от STEM-образования до стартап-образования — то, чего в Украине до сих пор нет.

Мы задумывали Ukrainian Global School как точку роста для всей страны, как проект, который можно будет масштабировать дальше. Это будет R&D-центр, международный хаб, где мы будем развивать тренд глобального образования. Нам очень важно объединить мировой опыт и сделать в Украине образовательный хаб высокого уровня.

Вы упомянули STEM-образование (подход к образованию, который охватывает науку, технологии, инжиниринг и математику — ред).  Как вы планируете развивать этот тренд в Украине?

Е.В: В нашей стране, к сожалению, это понятие часто используют только для рекламы, за аббревиатурой ничего не стоит. На самом деле в Украине нет даже специалистов в этой области. Лидирующая страна по STEM — это Израиль. Поэтому если мы хотим внедрять любую внешнюю технологию, в частности STEM, то можем это сделать только с привлечением зарубежных экспертов.  

Несмотря на то, что STEM основывается на математике, науке, технологиях и предпринимательстве, это не вещь в себе. Любые другие дисциплины — естественные науки, литература, театр, все что угодно можно преподавать в органическом сочетании со STEM.

Ш.П.: В чем разница между израильским и украинским образованием? В Украине знают про STEM, а в Израиле его понимают. Это разные вещи. Нужно уметь использовать этот подход, чтобы менять мир вокруг и жизни людей к лучшему.

Какие препятствия существуют на пути внедрения STEM в Украине?

Е.В: Параллельно с внедрением подхода мы должны вести разъяснительную работу, потому большинство родителей школьников считают STEM синонимом к понятию "компьютеры". Важно объяснить, что STEM гораздо глубже и многообразней. Через призму этого подхода можно подать любое направление, любую дисциплину. В Украине начальное образование подверглось изменениям, а среднее и старшее — нет. И именно в среднем образовании мы сталкиваемся с проблемой — каждый предмет изучается отдельно и в отрыве от друг от друга. А STEM подразумевает объединение и синергию всех дисциплин. Это учит детей мыслить нестандартно и критически подходить ко всем проблемам и задачам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие новые правила поступления в вузы в 2018 году

Насколько тотальная цифровизация и диджитализация является абсолютным благом для образования? Есть ли здесь негативные стороны?

Ш.П.: Не так давно в Великобритании, Новой Зеландии и Австралии появились новые должности — министры счастья. И это не случайно. В мире очень развиты технологии, но они разделяют людей, делают их несчастными. Одна из задач образования — научить детей, как использовать технологии, но при этом оставаться счастливыми и радоваться жизни.

Е.В:  Да, многих родителей страшит, например, что их дети используют iPad, но тут же вопрос не в самом гаджете, он — только инструмент. Ключевой момент в том чтобы научить ребенка правильно использовать этот iPad, не превращая это в единственный источник коммуникации. Несмотря на некоторую настороженность по отношению к высоким технологиям со стороны родителей, нужно признать, что именно технологии позволяют образованию стать более глобальным.

Елена, насколько лояльны украинские образовательные ведомства ко внедрению таких инновационных проектов как Ukrainian Global School?

Е.В: Мы много общаемся на эту тему с представителями Министерства образования, они видят и понимают ценность новых форматов образования в Украине. В то же время, министерство ограничено в бюджетах и обременено большим количеством проблем, которые невозможно решить здесь и сейчас. Мы же можем способствовать развитию инновационных направлений в образовании, консультировать специалистов ведомства в сфере развития технологического образования.

Мы ведем переговоры с главами некоторых украинских городов, например, с мером Львова — они заинтересованы в открытии подобной школы у себя. Ukrainian Global School — это не локальный проект, он изначально задумывался как первый шаг в глобальной стратегии изменения образования в стране.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram