Все меньше студентов приходит учиться, потому что так сказали родители — проректор КНТЭУ

Наталья Притульская, первый проректор Киевского национального торгово-экономического университета, профессор — о том, как ВУЗ модернизирует образовательный процесс, о востребованных специальностях и возможностях, которые нельзя упускать
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Интервью проведено в рамках образовательного проекта Business2Students.

Наталья Владимировна, как изменились студенты за годы вашей работы в университете?

Очень изменились. Прежде всего эти перемены обусловлены появлением новых технологий и изменением образа жизни поколения. Радует, что уменьшилось количество тех, кто пришел учиться, потому что родители так сказали, и возрастает число тех, кто настроен на получение знаний, схватывает их на лету. Современные студенты знают иностранный и не представляют своей жизни без использования информационных технологий.

В годы моего студенчества время тоже непосредственно влияло на выбор профессии: я поступала в 70-е, когда тотальный дефицит товаров и развитие оптовой торговли обусловили престиж товароведения, выбрала специальность "товароведение и организация торговли продовольственными товарами". А проходя практику в процессе учебы, я поняла, что сама по себе торговля меня не привлекает. Именно поэтому пошла в науку и проработала около десяти лет в научно-исследовательском институте, создавая новые пищевые продукты.

Но, видимо, то, что я выросла в семье ученых-преподавателей повлияло на решение вернуться в стены университета, в котором я продолжаю работать уже более двадцати лет по специальности — профессором на кафедре, на которой сама же и училась, и в том же университете, в котором работал мой отец.

Какое число студентов после окончания вашего университета идут работать по специальности?

Могу утверждать, что максимальное, однако установить точно эти данные практически невозможно. Число выпускников КНТЭУ ежегодно составляет более 5000 человек. И в разное время были разные варианты развития событий. Например, Антимонопольный комитет, таможенная служба и другие ведомства полностью "забирали" выпуски. Сейчас всё, что можно сделать для студентов — максимально направлять их обучение на то, что нужно рынку труда через актуальные специальности, образовательные программы.

Во времена моего студенчества обязательным было плановое трудоустройство: в университет приходил список востребованных специальностей, по которым рейтингово распределяли выпускников. У отличников была возможность выбирать работу первыми, а это служило мощным стимулом для хорошей учебы.

В стране сейчас не хватает этого же подхода: данные о приоритетах развития экономики должны стать четкими ориентирами для подготовки кадров, а значит, гарантией их востребованности.

По вашему наблюдению, студенты каких специальностей наиболее востребованы?

У нас настоящий аншлаг по "Рекламе" и "Маркетингу". Молодые люди, которые этим занимаются — стабильны в спросе и полезны, как правило, во всех областях. Большинство работодателей приходят за выпускниками маркетинга.

На втором месте по спросу всё, что связано с правовыми специальностями, международной торговлей, информационными технологиями, ресторанно-отельным бизнесом и финансами.

А какие специальности утратили актуальность?

Это определяется, прежде всего, перспективами трудоустройства. Оказалось, что проблемы потребителей для государства не актуальны. Хотя каждый понимает, как важно своевременно иметь специалистов по экспертизе товаров и услуг, способных противостоять фальсификации.

Раньше мы готовили выпускников для комитета по защите прав потребителей со 100% трудоустройством, но сейчас этого комитета нет. Поэтому пока мы перевели соответствующую специальность в ранг "спящих" и ждем лучших времен.

Еще одна проблема — восприятие абитуриентами названий. Например, специальность "системный анализ" пользовалась низким спросом из-за того, что студенты не понимали названия. Но мы вводим новый нейминг, который, уверена, обеспечит адекватную содержанию популярность образовательной программы.

Есть ли работодатели, которые вкладываются в ваших студентов ещё на этапе учебы?

У нас есть более 300 постоянно действующих договоров о сотрудничестве и около 1500 баз практики. Университет активно сотрудничает с государственными структурами, представителями бизнеса, общественными организациями.

Мы готовим выпускников практически для всех министерств и ведомств, а ведь процесс наращивания количества и формирования содержания специальностей был очень долгим и сложным, ещё 30 лет назад университет насчитывал 5 специальностей, а сейчас — в десять раз больше. Это пример грамотного последовательного развития, и это как раз то, чего не хватает на макроуровне — во всём должна быть системность.

В чём отличие КНТЭУ от других университетов?

Самое главное отличие КНТЭУ — в постоянной коллаборации с партнерами. Мы открыты к сотрудничеству. Мы гордимся активным взаимодействием университета со стейкхолдерами — партнерами образовательных программ: компании вовлекаются в процесс формирования учебных планов, постоянной актуализации содержания дисциплин, практической подготовки, диагностики знаний. Всё направлено на то, чтобы студент в период обучения сформировал конкурентоспособные компетентности и смог развить свои способности. Мы постоянно находимся в тонусе с теми, кто реально трудоустраивает наших ребят. И у нас колоссальные возможности для реализации себя в творчестве и спорте.

Какие три совета вы дали бы себе, будучи студенткой?

  1. Дерзай! Университетская жизнь предоставляет столько возможностей — не попробовать просто стыдно.
  2. У тебя должен быть уровневый иностранный язык. В обязательном порядке. Он понадобится во всех сферах деятельности.
  3. Научись общаться с людьми. Коммуникация — это главное.

B2S — авторский проект о коллаборации бизнеса и ВУЗа, работающий с 2016 года. Новый сезон осень-зима 2018 стартовал при поддержке компании Watsons Украина и уже традиционно проходит в Киевском национальном торгово-экономическом университете. Инициатор проекта, директор по маркетингу Arricano Наталья Дмитренко, главной его целью называет возможность непосредственного общения студентов с представителями бизнеса, чтобы узнать, чем практика отличается от теории, и разнообразном интересном бизнес-опыте от экспертов компаний на совершенно разных рынках.