До конца года ЕБРР выдаст кредитов на миллиард евро

Андре Куусвек руководитель киевского офиса Европейского Банка Реконструкции и Развития рассказал, кого банк собирается кредитовать в Украине во время кризиса и как отечественный бизнес возвращает долги по ранее выданным кредитам

Еще в прошлом году ЕБРР активно поддерживал ипотечные программы украинских банков, давал многим из них ссуды для развития ипотечного кредитования. Какая сейчас политика банка в отношении ипотеки?

Проблема Украины в том, что люди получают зарплаты в гривне, а банки выдают кредиты в долларе, то есть все кредиты потенциально рисковые. Поэтому в Украине мы финансировали очень мало таких линий — около двух, на которые перестали выделять деньги в середине прошлого года,  когда поняли, что валютные риски очень высоки.

Сейчас валютные ипотечные кредиты имеют большие риски. Нужно, чтобы банки кредитовали людей в гривне, но для этого надо создать платформу, чтобы они сами могли получить долгосрочные кредиты в гривне или на местном рынке, или от западных инвесторов, например от ЕБРР. Мы уже несколько лет обсуждаем с НБУ принятие изменений в законы, регулирующие процедуры кредитования. Хотим получить возможность выдавать кредиты в гривне. К сожалению, пока этого нет.

Почему НБУ не дает вам этой возможности? Казалось бы, НБУ должен  быть заинтересован в кредитовании реального сектора в национальной валюте.

Очень много структурных проблем, часто начинающихся с законодательства, полномочий центрального банка, различных институций, которые регулируют финансовый рынок. Почему НБУ не хочет вносить  изменения в законодательство, чтобы мы могли привлекать и выдавать кредиты в гривне, я не знаю. Мы уже достаточно аргументировали нашу позицию. Кредиты в национальной валюте пошли бы тем предприятиям и учреждениям, которые не имеют валютной выручки.

Каким образом вы планируете кредитовать банки в гривне?

О планировании пока говорить рано. Нам надо будет привлекать гривню и вкладывать ее в экономику. Привлекать мы будем или на рынке, или выпустим облигации в гривне. Все будет зависеть от законодательной базы, которая должна быть создана для этой деятельности. 

На какой срок?

В зависимости от спроса. Но они будут относительно долгосрочные. В других странах мы выдавали кредиты на 3-5 лет.

Как изменилась политика кредитования ЕБРР с наступлением кризиса?

Ситуация изменилась глобально — в сентябре-октябре прошлого года стало понятно, что крупные предприятия, работающие в металлургии, химической отрасли, не могут поддерживать все инвестиционные программы, которые были до кризиса. Если раньше финансирование инвестиционных программ в нашем портфеле занимало почти половину, то после начала кризиса не было ни одного обращения за инвестиционным кредитом. Поэтому нам стало понятно, что надо поддерживать существующих клиентов, разрабатывать новые продукты, мы стали даже заниматься рефинансированием. Краткосрочные деньги всегда были на рынке, и мы занимались только долгосрочными кредитами.

С другой стороны, значительно повысился объем кредитования  финансового сектора. В этом году мы  собираемся выделить более 500 миллионов евро на эти цели. Это будет и рекапитализация банковского сектора, и субординированные и долгосрочные кредиты.

У вас есть проблемы с возвратами кредитов?

Могу сказать, что мы даже удивлены тем, как хорошо наши клиенты выполняют свои обязательства. Если бы мне осенью сказали, что ситуация будет такая, как сейчас, — нет второго транша МВФ, рост экономики — минус десять, — я бы думал, что у нас будут огромные проблемы. Но их нет. Это говорит о том, что у компаний были резервы, что мы хорошо выбрали клиентов и, что очень важно, компании смогли сократить свои расходы. Например, доходы металлургов уменьшились больше чем вполовину, но большинство этих компаний сократили вдвое свои операционные расходы и могут выполнять свои обязательства. У них есть только проблемы с рефинансированием.

К вам уже обращались с просьбой пролонгировать кредиты?

Конечно, такие разговоры ведутся, но мы не можем сказать, с кем. Наша общая политика — поддерживать наших клиентов, чтобы показать, что мы — долгосрочные инвесторы. Мы должны поддерживать их не только тогда, когда светит солнце, но и когда в экономике проблемы.

Многие украинские дороги были построены за средства ЕБРР. На этот год есть проекты по строительству дорог?

Пока что идет финансирование проектов, подписанных в прошлые годы. У нас всего один дорожный проект: мы поэтапно финансируем реконструкцию трассы, которая соединяет Киев с западной границей Украины. Из инфраструктурных проектов в этом году мы подписали договор с «Укрзализныцей», которой мы выдали 62,5  миллиона долларов.

У вас не возникало вопросов, куда идут деньги, которые вы выделяете на дороги? Дороги лучше не становятся.

Мы финансируем трассу  М-06 Киев — Чоп. Это длительный процесс, со множеством тендеров. Завершенный участок трассы (от границы до Житомирской области) можно посмотреть и убедиться, что полотно и инфраструктура на уровне международных стандартов. Мы контролируем качество сдаваемых участков. У нас есть свои инженеры, которые контролируют реализацию наших проектов.

Какая общая задолженность государственных корпораций перед ЕБРР?

Госсектор нам должен чуть меньше миллиарда евро. Это 30% общего кредитного портфеля. Частный сектор должен примерно 2 миллиарда евро. Основные должники — «Укравтодор», «Укрзализныця», энергокомпании. 

Какие у вас планы на этот год? Сколько кредитов вы планируете выдать?

Около миллиарда евро пойдет на все программы. Это примерно на 15% больше, чем в прошлом году. И мы будем продолжать работу во всех секторах.

Приоритетным останется банковский. Но инфраструктурные и энергетические проекты мы все равно будем продолжать поддерживать.

Была информация, что ЕБРР выбрал пять первых банков на вхождение в капитал — Укрсоцбанк, УкрСиббанк, Мегабанк, Укрэксимбанк и «Форум». Почему вы решили участвовать в капиталах банков и почему именно этих?


Эти банки — наши клиенты, и их необходимо поддержать. Кроме того, я считаю, что доля вложения в акционерный капитал в общем портфеле проектов должна была быть значительно выше, чем 8%, которые были в середине прошлого года. То есть наша стратегия будет направлена на повышение инвестиций в капитал. Но пока есть подтверждение рекапитализации только в двух банках — Укрэксимбанке, куда мы направим 250 миллионов долларов в виде субординированного кредита, и ПроКредите, где мы будем участвовать в увеличении капиталов. В будущем мы наверняка будем участвовать в капиталах и других банков. Но пока идет дискуссия, мы рассматриваем предложения. Но в будущем мы можем стать акционерами части наших клиентов.

Президент ЕБРР Томас Миров пообещал помочь Украине стать поставщиком высококачественных продуктов питания на международные рынки. За счет чего?

Мы рассматриваем кредитование производителей в этом секторе как очень перспективное. Он не так сильно пострадал от кризиса, кроме того, продукты всегда будут пользоваться спросом. Еще год назад мы организовали сельскохозяйственный форум, где говорили о поддержке сельхозпроизводителя. Сегодня риски меньше, чем в других секторах, а прибыль гарантирована.

Вы будете кредитовать производителей или переработчиков?

В основном переработчиков или же тех, кто занимается и переработкой, и производством. Просто финансировать фермеров не позволяет законодательство. У них нет ликвидного залога, что очень актуально. Мы дискутируем с правительством по этим вопросам.

По поводу собственности на землю, которая могла бы быть залогом?

Мы считаем, что рынок земли должен быть, чтобы фермеры могли использовать ее как залог. Аргументы, что иностранные аграрии скупят всю землю, неубедительны. Если рынка не будет, украинские компании тоже будут слабыми и неконкурентоспособными. Отсутствие земельного законодательства препятствует инвестициям в первичное сельское хозяйство. Интересна позиция самих фермеров — они говорят о том, что им нужен земельный рынок, но их не слышат.

После отмены моратория вы будете кредитовать фермеров?

Конечно, это может быть довольно перспективный проект. 


Андре Куусвек

Родился в Таллине 20 июня 1967 года.
 1990 год — окончил университет в Таллине.
 1993 год — начальник валютного департамента, Таллин.
 1994 год — начальник департамента внешних связей в Dresdner Bank, Франкфурт.
 1996 год — ведущий проектов ЕБРР по Балтии и Беларуси, Таллин.
 1997 год — работал в ЕБРР в Лондоне.
 2004 год — руководитель представительства в Казахстане.
 Сентябрь 2008 года — назначен руководителем представительства в Украине.

Зачем создали ЕБРР
Европейский банк реконструкции и развития создан в 1991 году для поддержки создания нового частного сектора в странах бывшего СССР. Сегодня ЕБРР работает в 30 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Его владельцами являются 61 странa и две международные организации. Капитал банка составляет 20 млрд. евро.

Крупнейшие проекты ЕБРР в Украине

 Выдан кредит Украине на 200 млн. евро на ремонт дорог.
 Работает программа финансирования среднего и малого бизнеса на сумму $200 млн.
 Выдан кредит в $200 млн. «Миттал Стил Кривой Рог».
 Приобретено акции ЗАО «Укснаб» на 12,4 млн. евро.
 Выдан кредит на сумму 32 млн. евро ОАО «Фармак».
 Выдан кредит в размере $10 млн. компании «Чумак».


Еще интервью:

Самые дешевые сигареты будут стоить 4,3-4,5 гривни за пачку

Николай Джига: Луценко — отличный парень, но никудышный министр  

Борис Колесников: Крайний срок для создания широкой коалиции — июнь