НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Надежное место для депозита. Как выбрать устойчивый банк во время войны

Надежное место для депозита. Как выбрать устойчивый банк во время войны

Завышенные ставки по депозитам, избыточный объем рефинансирования и "слабые" собственники должны насторожить потенциальных вкладчиков. В то же время, во время войны государство гарантирует возврат всех вкладов физлиц. И даже если банк разорится, это не будет катастрофой.

Выбор надежного банка – задача нетривиальная. Особенно в условиях кризиса. Хотя банковской системе Украины следует отдать должное. Несмотря на войну, она проявляет завидную устойчивость. С начала 2022 года Национальный банк признал неплатежеспособными всего три коммерческих банка: Мисто Банк, Мегабанк и банк "Сич". Это небольшие финучреждения, которые «погоду» на рынке не делали. Кроме того, в своем августовском обзоре банковского сектора НБУ сообщил, что объем денег клиентов на банковских счетах растет. Но и риски для стабильности финсектора все равно остаются. О чем тоже не раз заявлял Нацбанк.

Выше – не значит лучше

У обычного вкладчика, без глубоких знаний финансовой отчетности и нормативов, не так много инструментов для выбора надежного банка.

Даже НБУ, который проводит стресс-тестирование, чтобы определить устойчивость банков и всего сектора в целом, изначально не знает, кто достойно пройдет тест, а кто окажется в зоне риска. Поэтому физлицам действительно очень трудно оценить надежность или устойчивость.

Андрей Шевчишин руководитель аналитического отдела ForexClub и Libertex

Но уже на старте можно "отсеять" банки, с которыми лучше не иметь дела, по размеру депозитных ставок, которые они предлагают. Конечно, каждому хочется получить максимальные проценты по вкладу. Особенно в условиях высокой инфляции, уровень которой в июле (к июлю 2021 года) превысил 22%. Тем не менее, чем выше ставка, которую установил банк, тем больше вероятность, что в будущем он будет испытывать проблемы.

Логика очень простая: если банк предлагает по депозиту, скажем, 18% годовых, он должен получить равноценный доход. Причем, заработать банку необходимо не 18%, а больше, так как любое финучреждение хочет оставаться с прибылью.

А значит, банк должен выдать кому-то кредит, к примеру, под 22% годовых, заплатить 18% вкладчику по депозиту и разницу в размере 4% положить себе в карман. Это очень примитивное объяснение. Но механизм работы любого банка приблизительно такой.

Только вот объемы кредитования в войну существенно ниже. По данным НБУ, за 7 месяцев 2022 года объем кредитов, выданных бизнесу, вырос на 7,4%, портфель розничных кредитов за этот период сократился на 2,2%. Разумеется, есть еще комиссионные доходы (от кассовых операций, от снятия наличных средств в банкоматах и т.д.). Но ведь не стоит забывать, что банк должен за счет своего заработка не только платить проценты по депозитам, но и покрывать свои административные расходы (на выплату зарплат, на содержание отделений), а также формировать резервы под проблемные кредиты.

Подозрительная щедрость

Баснословно высокой доходности по депозитам сейчас быть не может. Но как определить, завышена ставка по вкладу или нет? Для этого есть ориентир в виде Украинского индекса ставок по депозитам физлиц (UIRD). По вкладам в гривне на 30 августа UIRD составлял около 10%.

Изменение средневзвешенной доходности гривневых депозитов в январе-августе 2022 года, %

Данные UIRD

Это и есть индикатор, на который можно опираться. Само собой, в отдельно взятом банке уровень депозитных ставок может быть на несколько процентных пунктов выше. На финальную доходность влияет и срок депозита, и возможность досрочного расторжения, и сумма, которую кладет клиент на счет. Многие банки добавляют 1-2 п.п. к базовой ставке, если клиент продлевает депозитный договор на новый период. Итого, по факту, может набежать доходность до 13-15% годовых.

В то же время, если банк предлагает вдвое выше, чем большинство его коллег на рынке – стоит ли рисковать своими деньгами?

Слишком большой, чтобы упасть

Еще следует обратить внимание на такие показатели как активы банка, объем выданных кредитов (а заодно сформированных под них резервов) и на объем привлеченных депозитов. Эти данные есть в открытом доступе. Нацбанк каждый месяц публикует итоги работы банковского сектора, в том числе, отдельно по каждому банку.

Причем, индикаторы нужно оценивать в динамике, за 3-6 месяцев как минимум. Если у банка планомерно сокращаются активы, сжимается кредитный и, самое главное, депозитный портфель – все это могут быть плохие сигналы. Особенно если на рынке в целом обратная тенденция.

Еще один немаловажный показатель – объем рефинансирования, который получен от НБУ. Фактически, это кредитная финансовая помощь банкам со стороны регулятора, чтобы поддерживать их ликвидность. В самом рефинансе нет ничего плохого, при условии, что банк своевременно эти кредиты возвращает. Если объем рефинансирования растет и приобретает угрожающие размеры  это повод задуматься. У банка "Сич", который не смог расплатиться с НБУ, незадолго до банкротства рефинанс превышал 50% обязательств.

ТОП-10 банков с наибольшей долей рефинансирования на 1 июля 2022 года

Данные НБУ

Помимо финансовых показателей, есть и другие маркеры устойчивости. Это наличие санкций со стороны НБУ (такую информацию Нацбанк тоже сообщает) и структура собственности. Благо, данные об акционерах банков находятся в открытом доступе. И можно легко узнать, кто стоит за конкретным финучреждением.

"Следует рассматривать крупнейшие банки, примеряя поговорку «слишком большой, чтобы упасть". В частности, госбанки имеют дополнительную защиту и подстраховку со стороны государства, а банки с иностранным капиталом – поддержку со стороны крупных банковских групп. Причем, во втором случае следует опираться на репутацию группы и защиту материнской компании, которая должна подставить плечо своей украинской дочке», – советует Андрей Шевчишин.

Заодно не лишним будет выяснить, как владельцы помогали банку в предыдущие кризисы – вливали деньги в капитал, вовремя выплачивали вклады и т.д.

А если все-таки банкротство?

На самом деле, даже если банк разорился, это не приговор. Ведь государство возвращает деньги пострадавшим вкладчикам через Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ). Причем, во время военного положения и спустя три месяца после его отмены Фонд будет выплачивать всю сумму депозитов, которые "застряли" в разорившемся банке (раньше предельная сумма выплаты была 200 тыс грн). А затем гарантированная сумма составит 600 тыс грн. Эти нормы закреплены в законе № 2180-IX.

Впрочем, есть исключения, при которых ФГВФЛ вклады не компенсирует. "Закон «О системе гарантирования вкладов физических лиц" предусматривает 12 случаев, в которых Фонд не выплачивает средства», – объясняет управляющий партнер ЮКК «Де-Юре» Григорий Трипульский.

Из перечисленных в законе 12 пунктов, рядовых вкладчиков касаются не все. Но есть и важные. В частности, Фонд гарантирования не возвращает:

  • арестованные депозиты; 
  • средства на счету, полученные незаконно, в том числе путем отмывания денег; 
  • вклады в филиалах иностранных банков; 
  • вклады в банковских металлах; 
  • депозиты, которые выступают обеспечением других обязательств клиента перед банком; 
  • деньги, которые переданы банку в доверительное управление.

"Также были прецеденты, когда Фонд отказывал в выплате компенсации, если были обнаружены и доказаны факты мошенничества с депозитами. Например, разбивка вкладов на части задним числом", – приводит пример Григорий Трипульский.

Ждем своей очереди

В ситуации, когда вклад не вписывается в гарантированную сумму, вкладчики вынуждены дожидаться, пока ФГВФЛ распродаст активы банка, отсудит что-то у бывших собственников.

Обычно в полном объеме возврат средств происходит при банкротстве небольших банков, так как их выводят с рынка довольно быстро. И там еще остаются активы, которые можно продать.

Андрей Волков основатель и партнер группы компаний Investohills

Стоит отметить, что эффективность по возврату денег кредиторам (то есть, не только в рамках гарантии), за последние несколько лет выросла. Во-первых, благодаря тому, что НБУ вовремя выявляет проблемные банки.

По данным ФГВФЛ, которые есть в распоряжении Delo.ua, в июле ликвидируемые банки выплатили вкладчикам, у которых депозиты превышали гарантируемую сумму, 805 млн грн. Общая сумма, которую получили кредиторы неплатежеспособных банков в июле, превысила 2 млрд грн.

Во-вторых, большой позитив в том, что продажа активов происходит публично, через систему Porzorro. Это значительно ускоряет процесс и помогает избежать махинаций. Например, на неделе с 29 августа по 2 сентября ФГВФЛ запланировал продажу активов 5 банков на сумму 613 млн грн.

"Лучше всего при реализации активов банков-банкротов продается недвижимость, – коммерческая и жилая, – в крупных городах. Причем, если такие объекты не являются проблемными, их продажа происходит с минимальным дисконтом, по цене близкой к рыночной. Неплохо продается земля, в том числе, сельхозугодия. Наименее ликвидны кредиты, ценные бумаги и дебиторская задолженность", – рассказывает Андрей Волков.

Есть у ФГВФЛ успехи в судебных разбирательствах с бывшими собственникам банков. По состоянию на 1 июля, Фонд из 108 поданных исков получил решение судов о взыскании почти 1,2 млрд грн с экс-владельцев банков "Таврика", «Столица», «Укоопспилка» и Энергобанка.

Тем не менее, все равно нужно осознавать, что ликвидация банка – долгий и сложный процесс. Поэтому, все-таки лучше обезопасить себя еще при выборе финучреждения. "К тому же, никто и никогда не сможет дать гарантию, что с банком ничего не случится. А значит, классический совет «Не держите все яйца в одной корзине" пригодится любому вкладчику», – резюмирует Андрей Шевчишин.