НБУ курс:

USD

41,53

--0,01

EUR

44,98

--0,02

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,35

45,16

Уровень риска как в венчурных инвестициях: что поможет попасть в нишу срочной карго авиации на рынке ЕС

Опыт украинской команды в авиационном бизнесе срочных грузов в Европе, в которую сложно войти даже крупным европейским игрокам рынка авиа. Этот опыт на европейском рынке может быть полезным украинским бизнесам, которых война толкает расширять географию и покорять рынок ЕС.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Для начала объясню, чем особая ниша срочных грузовых чартеров: эти услуги становятся нужны клиенту в случае форс-мажора. Типичный пример — ночью произошла остановка производственной линии автомобильного консерна в Германии из-за отсутствия необходимых для сбора машин запчастей, находящихся в Италии, их нужно привезти в течение нескольких часов, поскольку простой линии приведет к огромным убыткам. И тогда наша задача – быстро предоставить самолет, организовать все бумажные формальности, подготовить экипаж и стартовать на вылет за 1,5-2 часа. 24/7 365 дней в году. Похожая ситуация и с другими видами грузов, которые мы перевозим – военные грузы, опасные грузы, животные, медикаменты, топливо – их транспортировка требует срочности и особых условий. Эта специфика услуг приводит к особенностям ведения бизнеса.

Посторонний человек вообще не может войти в бизнес-авиацию. Либо у нее должен быть большой запас денег, либо она должна иметь знания и опыт. Есть такая шутка об авиации: если вы хотите стать миллионером, вы должны вложить в авиакомпанию миллиард.

Начиная свой бизнес, я понимал, что мы не выживем, если пойдем по классическому пути развития компании: через договоры аренды самолетов с гарантиями оплаты. Ведь это означало бы, что каждый месяц нужно платить фиксированную сумму денег независимо от того, летаешь или нет. Я искал компании, с которыми можно было договориться о взаимовыгодных условиях.

Если же заходить в этот бизнес по классическому пути, понадобятся большие ресурсы, а с такими входными условиями вероятность провала очень велика. Поэтому я не рекомендую начинать такой бизнес без понимания того, как он работает.

Ночью продавали рейс, днем выполняли, а вечером возвращали самолет на базу арендодателя.

Стандартно платить ежемесячную плату независимо от того, летаешь ли ты или нет, это убыточная модель в нише срочных чартеров. А все потому, что срочные чартеры – это непредсказуемый бизнес, есть статистика, но она как "черный лебедь" – к какому-то моменту можно просчитать, а потом все меняется. Мы работаем в нише, где мало что можно прогнозировать, соответственно гарантировать. Модель с гарантированным платежом для нас вообще неприемлема, хотя это стандартная модель для регулярных программ. Что мы предложили: мы подхватываем самолеты в любой день недели, когда они простаивают в компании, оперирующей регулярными грузовыми перевозками. Они говорят: завтра-послезавтра самолет свободен, и мы берем его в работу. В условиях стандартных авиакомпаний это невозможно, слишком долгий бюрократический процесс.

Идея казалась безумной, но она сработала. Она заключалась в том, чтобы использовать gaps в расписании регулярных рейсов, дневное окно (с 6 UTC до 18 UTC), и делать это эффективно. То есть, мы ночью продавали рейс, днем его выполняли, а вечером возвращали самолет на базу регулярных полетов. Так сложились наши отношения.

Мы придумали и шли на нестандартную схему, которая была рискованной и трудоемкой, но позволяла нам зайти на рынок с минимальными финансовыми затратами с нашей стороны. Почему это вышло? Благодаря репутации на этом рынке: личность здесь важнее бумажек, поскольку все строится на доверии, кроме того — партнеры, готовые пробовать новые подходы, нестандартная идея, гибкость внутри команды, которая позволяла адаптироваться к быстрым изменениям.

У них были самолеты, деньги, обслуживающий их персонал, но у них не было понимания специфики срочных чартеров — и они просто теряли деньги

Преимущественно в Европе перевозка грузов осуществляется регулярными маршрутами, и лишь небольшой процент – чартерными рейсами. Регулярная работа кардинально отличается от чартерной. У регулярных есть постоянные контракты, тот же маршрут, экипаж знает, что делать. Ты получил контракт и годами его отрабатываешь. А чартеры – совсем другая история. Онлайн support, продажи - 24 часа. Чтобы справиться с объемом задач по обслуживанию одного самолета, нужно иметь команду с минимум 2-3 sales менеджеров и 5 диспетчеров. Это немалые затраты. Компании, не работающие в этом, понимают, что войти в чартеры практически невозможно, если нет опыта, нет людей, умеющих работать в изменяющихся обстоятельствах.

Мне знакомы примеры, когда компании пытались пробовать себя на срочных чартерах, но эти попытки не были успешными. У них были самолеты, деньги, обслуживающий их персонал, но у них не было понимания специфики срочных чартеров — и они просто теряли деньги.

Мне кажется, они проигрывали из-за того, что не знали, что для получения одного заказа в срочных чартерах нужно обработать около 40 заявок (иногда больше) – это особенность рынка, ее нужно знать. Представьте себе, что вам нужно перекопать огород и вы приходите с лопатой, копаете, а огород не заканчивается, и тогда вы понимаете, что лопатой вы не справитесь, вам нужен специальный инструмент, без него задача становится нереальной.

В высокий сезон заявок может быть до 100 в день, и, чтобы получить заказ, нужно все эти заявки просчитать и дать свою цену, а также получить фидбек по каждой квоте. А просчет квоты включает 10-15 действий, а именно: проверить загрузку самолета, проверить погоду и ноты каждого аэропорта, проверить полетное время, работу аэропортов, выбрать запасные, проверить рабочее время экипажа и многое другое. И все это нужно сделать быстро.

Мы получаем около 100 заявок в день, и нам нужно максимально сократить время обработки каждой, чтобы быстро клиенту дать квоту. Именно в этом проигрывают новички на рынке: их схема обработки заявок занимает много времени, и они не всегда знают, где можно оптимизировать процесс. А в этой сфере, если не оптимизированы процессы, ты просто объективно не справишься с объемом задач. Надо быстро хватать возможность, если она появилась.

Мы ждем новую волну, как серферы

Есть падающий и растущий рынок, и наш подход может изменяться в течение недели. Если мы видим, что ценовая политика сейчас не работает по какой-либо причине, то меняем ее.

Рынок демпингует, но это не объективная ситуация, и случается потому, что игроки рынка так поступают. Мы выбрали для себя позицию, что не будем на это вестись. И мы можем так поступать, поскольку благодаря своей внутренней системе анализа рынка мы видим реальную ситуацию и меняем цены в зависимости от объективных показателей. Это как в игре в покер: ты должен считать, чтобы знать, какие карты на руках у других игроков.

Мы зарабатываем на волне, но когда рынка нет и мы не можем заработать, тогда мы принимаем, что хотя бы заработает партнер и даем цену без маржи. Это сознательное решение. А наш успех зависит от того, как эффективно используем окно возможностей. Поэтому мы ждем новую волну, как серферы, и берем от нее все.

Не останавливались ни на час в течение 10 месяцев войны

Еще один серьезный фактор, влияющий на успех – люди. Когда началось полномасштабное вторжение, мы эвакуировали работников в западные регионы Украины, а также за границу желающих уехать. Диспетчеры работали в укрытиях, эвакуационном транспорте, на работу вышли девушки, родившие за несколько месяцев до войны.

Сначала вызовом было работать под бомбежками и обстрелами, сейчас новый вызов – перебои со связью и электроэнергией. А специфика работы такова, что команда должна быть на связи круглосуточно.

Но самоотверженность людей и то, как адаптируется компания и продолжает работать на протяжении почти 10 месяцев войны, дало нам возможность не потерять, а даже подняться на новый уровень: в самые значительные месяцы войны мы эффективно выполняли очень сложные рейсы.

Подводя итог, скажу, что порой кажется, что выйти на новый высокококурентный европейский рынок с минимальными инвестициями невозможно, но практика доказывает, что эта задача подъемная. И есть вещи, на которые можно опираться – мотивированная команда, нетривиальная бизнес-идея и готовность рисковать.