Бизнесмены до сих пор не признаются, что платят взятки — глава Черкасской области Юрий Ткаченко

Глава Черкасской облгосадминистрации Юрий Ткаченко рассказал, как из-за репрессивного подхода правоохранителей из региона уходят инвесторы и какие компании ему удалось удержать в области и даже переманить из соседних областей

Губернатор Черкасской области Юрий Ткаченко пришел на этот пост из бизнеса. При президенте Ющенко он 5 лет возглавлял налоговую Черкасской области, до этого работал в банковской сфере, а после 2010 года — финансовым директором частных компаний. Местные СМИ продолжают связывать губернатора с бизнесом его родственников и друзей, который сосредоточен в сфере торговли и агросекторе. Но Ткаченко называет себя инвестором в регион, а также защитником инвесторов. Поэтому Delo.UA решило поговорить с главой Черкасской ОГА о работе чиновников с бизнесом и привлечении иностранных инвесторов.

Вы ровно полтора года возглавляете Черкасскую область. Можете привести примеры удачных инвестиций в регион за время своей каденции?

Во-первых, есть компании, которые пришли к нам из соседних областей. Например, "Спец-Агро-Соя" с проектом в 30 млн евро пришла к нам из Днепропетровской области, где она не смогла обосноваться: там им не понравились условия. Когда мы им предложили свои, они сначала не поверили этому. Вкратце — мы предложили не только выгодные условия, но полную защиту от коррупции. Сейчас эта компания начала реализовывать проект по переработке сои в Золотоношском районе, который имеет большую перспективу для нашей области.

Также около 10 предприятий с Донбасса перебрались в наш регион. Среди них есть компании, которые намерены создать около 2 тыс. рабочих мест. Это производство металлических изделий, химическая промышленность… Некоторые из них используют помещения заводов, которые остались еще с советских времен.

Еще один перспективный проект — строительство мусороперерабатывающего завода. В течение года мы публично провели аналитическую работу, что дало возможность компании "ЕКО-БАІК", которая занималась привлечением инвестиций для этого проекта, получить 500 тыс. евро на разработку ТЭО. Мы долго убеждали компанию из Бахрейна в серьезности своих намерений и создании привлекательных условий для инвестора.

Следующий проект связан с китайцами — по добыче бурого угля. В прошлом году этот уголь уже начали добывать, а потом думали над тем, как его сбыть (он имеет плохие показатели по зольности, калорийности…). В результате нашли китайскую компанию, с которой заключили меморандум. И вот сейчас началось строительство электростанции, которая будет работать на этом буром угле и сможет полностью обеспечить один район электричеством.

Продолжая тему электроэнергии, у нас подписан меморандум с арабскими инвесторами о внедрении солнечной энергетики. В одном из районов Черкасской области они уже начали установку солнечных батарей. Кроме того, арабы готовы вкладывать средства в еще один район.

Также арабские инвесторы выкупили в Жашковском районе комплекс для откорма большого рогатого скота (БРС) на 5 тыс. голов. И это только первый этап. Если все будет удачно, то следующий будет еще на 5 тыс. голов.

На должность главы ОГА я пришел из бизнеса, и есть много проектов, запущенных мною еще до назначения. Это и крупнейший в области свинокомплекс, и овощное предприятие (рассчитанное на 15 тыс. тонн овощей, сейчас там развивают до 44 тыс. т).

Слушая вас, представляется, что бизнес только приходит в область. Но это ведь не так — многие закрываются. Можете объяснить, почему?

Когда бизнесмены, работающие в области, начинают подумывать о закрытии, обычно причина в этом только одна — они не видят прибыли, на которую рассчитывали. Но это не значит, что ее нет! Поэтому наша задача — показать собственнику прибыльность проекта, сориентировать его на мировые тенденции, показать мировую себестоимость продукции. К примеру, когда в связи с кризисом подорожало топливо, а цены на мясо остались прежними, то многие мелкие хозяйства начали нести убытки. Но когда мы собрали аграриев и спросили их, ориентировались ли они когда-нибудь на мировую себестоимость, просчитывали ли они технологию — выяснилось что они-то этого не делали! И только те фермы, которые вели высокотехнологическое производство, оказались на плаву.

Они работали на экспорт?

Нет, они производили для внутреннего рынка. Просто эти компании применяли более современные подходы. Например, сейчас нерентабельно держать 500 голов свиней на ферме, где нет репродуктора, технологий, и этот фермер проиграет в кризисные моменты.

Поэтому мы перестроили работу аграрного департамента в ОГА с акцентом на информационно-аналитическое направление. Мы стараемся показать нашим аграриям тенденции, начали получать информацию от концернов и снабжать ею фермеров.

Хочу привести еще пример из молочной отрасли. Одна из компаний в Золотоношском районе начала продавать молоко в автоматах. Сначала продавали молоко недалеко от места производства. Сейчас они уже устанавливают автоматы в самих Черкассах. Если бизнес пойдет, то мы обратимся к Министерству АПК с просьбой выделить дотацию для развития этого направления.

Расскажите о скандальных ситуациях вокруг "Нибулона" и Bonduelle, от которых якобы требовали взятки.

Когда я возглавил ОГА, то стал приглашать инвесторов, которых в свое время отпугнули от нашего региона. Я позвонил Алексею Вадатурскому (гендиректор "Нибулона" — Ред.) и пригласил его на встречу. Он сказал, что есть ряд проблем. Первая из них — для запуска элеватора в Чигиринском районе требуется подключение газа для сушки. Когда я начал разбираться, то газовики стали доказывать, что технически это невозможно, так как упадет давление в сети. Позже через другие источники получил информацию, что заявления газовиков не соответствуют действительности. Вадатурский же мне сказал, что от него требовали немаленькую сумму за подключение газа.

Тогда я перед телекамерами спросил руководителя "Черкассыгаза", подключит ли он элеватор к газу. Пришлось несколько раз переспросить и упомянуть правоохранительные органы, чтобы получить четкий ответ. Через два дня элеватор был с газом. Вадатурский тогда даже не верил, что такое может быть.

С Bonduelle ситуация была немного другая: в их отношении были открыты два уголовных дела. Эти производства были абсолютно фиктивными, прокурор их сразу же закрыл в виду отсутствия состава преступления, а мы пригласили представителей компании для переговоров относительно инвестирования. Когда они приехали, то сообщили, что завод, который они планировали разместить в Черкасской области, уже построен в Венгрии. К тому же это предприятие обеспечивается сырьем (горошек, кукуруза) из Украины, поэтому тут они ничего строить не намерены.

То есть, вы просто не успели с Bonduelle?

Да, к сожалению, здесь мы не успели вовремя решить проблемы инвестора, созданные прошлой властью. А ведь предприятие должно было быть довольно крупным — на несколько тысяч рабочих мест.

Но мы дали правильный месседж: пришла новая власть и начала работать для инвестора.

Как вы относитесь к тому, чтобы глава ОГА мог существенно влиять на назначение главного прокурора и милиционера области, как это сейчас происходит в Одессе?

Проблема в том, что эта система у нас все еще коррумпирована. И один начальник тут вряд ли сможет навести порядок. Только после реформирования этих органов бизнес сможет почувствовать эффект. И эти реформы, к счастью, уже начались.

Относительно влияния руководства региона на правоохранительную систему, то в рамках децентрализации префект, который частично заменит губернатора, получит определенные права: ему перейдут функции общего надзора, которые позволят следить за законностью. Таким образом префект сможет влиять на инвестиционный климат.

Я же придерживаюсь позиции, что нужно создать такие механизмы, при которых бизнес не сможет платить, а чиновники не смогут брать взятки.

Но идеального механизма не бывает, а коррупция во многом зависит от самих людей.

Приведу пример с оформлением земли из личного опыта. Хочешь получить земельный участок — заплати водникам, экологам и прочим службам, а потом еще пройди земельную комиссию при ОГА. Мы ее уже ликвидировали, чтобы упростить процедуру. Вообще, все разрешительные документы должны проходить через ЦНАП (Центр предоставления админуслуг). Это — сервисная служба для бизнеса. Мы в области ее сейчас реформируем. Должно быть одно ответственное лицо (а не целая комиссия), четко прописанные правила выделения земельных участков и продажа земли только на аукционах.

Также мы начали работать над тем, чтобы правоохранители (хотя больше это относится к налоговикам) не наказывали строго бизнесменов, которые ошибаются. Нужно помогать им, а не возбуждать уголовные дела. То есть, в первую очередь — сервисная функция, а не карательная.

Но у нас достаточно много бизнесменов, которые ментально не готовы работать по закону. По вашим наблюдениям, насколько бизнес в Черкасской области готов работать по правилам?

Как-то на встрече с бизнесменами я спросил, кто из них платил или платит взятки. Никто руку не поднял, хотя я знаю, что все это делали. На этой встрече я предложил начать борьбу с коррупцией с себя, объединиться для того, чтобы не платить взятки.

Приведу пример того, как уменьшить коррупцию и привлечь инвесторов: нужно дать возможность принимать решение не чиновнику, а частным специалистам. В Грузии, когда решили продать государственную недвижимость, то не проводили для этого аукционы, а привлекли риелторов, которым предложили 3% от стоимости проданного объекта.

Юрий Ткаченко и лидер движения "За процветающую Черкащину" Наталья Нетовкина (президент Zarina)

Каково ваше видение того, каким должен быть ЦНАП? Есть мнение, что вместо открытия дорогих зданий, в которых находятся Центры, лучше перевести все админуслуги в онлайн, а прием документов в бумажной форме оставить для пенсионеров, не умеющих пользоваться интернетом.

Я считаю, что ЦНАП спокойно можно открывать и в торговом центре, в любом удобном для людей месте. Конечно, через 5 лет предоставление админуслуг будет проходить в другом формате.

Но сейчас основная проблема — немотивированность сотрудников ЦНАП. Там на зарплату в 2 тыс. грн собрали "солянку" из земельщиков, регистраторов, которые продают услугу. Никогда в жизни они не смогут правильно организовать этот сервис. Уже подан законопроект, позволяющий решить эту проблему. Он предполагает создание коммунальной службы, услуга которой будет платной, а зарплата сотрудников будет зависеть от количества сделанной работы.

Задолженность по зарплате в Черкасской области — 31,1 млн грн. Кто главный должник в регионе?

Есть коммунальные предприятия, и еще недавно к ним присоединилась частная компания по производству мороженого ООО "Элит" (ТМ "Ажур"), где остановилось производство, вместе с чем остановилась и выплата зарплаты (более 3 млн грн долга). Там сейчас управляет временная администрация банка-кредитора, а контракт с охранной фирмой уже истек. Поэтому мы выставили милицию, чтобы сохранить имущество компании и рассчитаться с работниками, когда найдется покупатель.

А уже есть желающие купить этого производителя мороженого?

Желающие купить, я думаю, найдутся. Ведь есть, к примеру, такие крупные компании, которые производят продукцию под ТМ "Рудь", "Три ведмеді". Мы предложили временной администрации выйти на этих производителей мороженого.

Какие планы на ближайшее будущее?

Я рассчитываю после инвестфорума встретиться с инвесторами за границей относительно производства в Черкасской области импортозамещающих товаров. С послом Японии мы уже обсудили создание с одной из компаний СП по производству подгузников в нашем регионе. По такому принципу мы пойдем и в производстве зубной пасты. Ведь в наших магазинах сейчас зубные пасты известных брендов преимущественно российского производства. Как раз на инвестфоруме мы хотим дать месседжи, что ждем таких инвесторов.

Также намерены развивать судоходство по Днепру. Но тут больше влияния государства. Минифраструктуры должно разработать программу расчистки русла Днепра. Если это произойдет, то даст большие инвестиции, в том числе и для Черкасской области. У нас очень много свободных ниш для инвесторов. А наш главный принцип — инвестор у нас должен чувствовать себя, как на курорте: отдыхать, тратя деньги.

Есть что сказать о работе главы своей области? Оцени ее в Рейтинге губернаторов!