Что такое бирюзовый бизнес и почему компании стремятся к нему

Термин "бирюзовый бизнес" не так давно прижился в украинской бизнес-среде. Что он в себе несет, где он был придуман и какие компании имеют право называться бирюзовыми рассказал Богдан Дучак

Ценности любой компании говорят о том, в какой цвет можно ее разукрасить. Быть (или хотя бы пытаться быть) бирюзовыми сейчас в тренде. Говорят, в таком цвете видятся организации будущего. Так при чем здесь цвета и что за этим в действительности стоит?

"Палитра" досталась нам от американского профессора психологии Клэра Грейвза и его учеников: Дона Бека и Криса Кована. Они разработали теорию Спиральной динамики о развитии общества в целом и человека отдельно. В основе разных этапов развития и соответствующих цветов лежит тип мышления человека, исходя из его ценностей. Похожую теорию по отношению к компаниям описал в своей книге Фредерик Лалу. Не вдаваясь в детали просто скажу, что бирюзовый цвет обозначает пока наивысший известный миру этап развития. Поэтому называть себя бирюзовым как минимум приятно.

Вот несколько основных характеристик бирюзовых компаний:

  1. Сотрудники работают не на компанию, а для компании, относясь к делу, как к собственному бизнесу. Они наполнены духом предпринимательства.
  2. Сотрудники или как их часто называют — "партнеры" доверяют друг другу, полагаются друг на друга. Посейте между ними зернышко недоверия и их труд начнет понемногу разваливаться.
  3. Реализации принципа "Communication is a key" оказывается особое внимание. Все вопросы и недопонимания проговариваются и решаются. Существует даже специальный инструментарий для таких тактических или стратегических встреч.
  4. Компания всегда развивается и совершенствуется. Она гибкая и любит меняться.
  5. Информация компании доступна для всех сотрудников, включая зарплаты. Которые, кстати, устанавливаются самими сотрудниками.
  6. Для принятия решения в рамках зоны своей ответственности не нужно спрашивать разрешения у менеджера или директора. Их попросту нет.
  7. Принимая решение на свой страх и риск, сотрудник думает, прежде всего, о том, приблизит ли оно компанию к ее цели.
  8. Как вы заметили, у таких компаний есть цель, и это не "заработать все деньги в мире".
  9. Сотрудники сами выбирают, как работать и как отдыхать, ведь они зрелые состоявшиеся личности. Не должны же они идти в поход только потому, что так сказал HR.

Некоторые пункты могут показаться странными, особенно в наших реалиях. А некоторые явно отдают хаотичностью структуры и процессов.

20 октября в НСК Олимпийском пройдет Get Business Festival, где на примерах из жизни я постараюсь доказать, что при определенных условиях это работает. И нам, как собственникам бизнеса и людям, принимающим стратегические решения, останется всего лишь эти условия создать. Как говорится, "всего лишь" длиною в жизнь.

Билеты уже в продаже

[twoevent_malij_biznes]