Будущее регионов 06 сентября 2015 в 11:48

До конца года мы планируем перевести 80% админуслуг в электронную форму — советник Днепропетровского губернатора

Советник главы Днепропетровской облгосадминистрации по вопросам региональных реформ Юрий Голик рассказал о том, как проходит диджитализация админуслуг в регионе и кто больше всего мешает в этом

На днях вы сообщили о предоставлении в электронной форме трех услуг — справка о доходах, загранпаспорт и субсидии. Расскажите детальней о них.

Начну с субсидий, так как после повышения тарифов это наиболее актуальный вопрос. Процедура ее оформления предусматривает походы к чиновникам, очереди, заполнение заявления. После этого данные, поданные в анкете, оператор переносит в компьютер. И тут возникает сложность, так как иногда граждане неправильно заполняют документ и их снова вызывают для дооформления. А представьте, что будет в сентябре-октябре, когда люди массово пойдут оформлять субсидию.

Мы же на сайте iGov.org.ua создали электронную форму этого заявления и по большинству полей сделали варианты выбора, чтобы минимизировать ошибки при заполнении. Эту форму мы вычистили до мелочей. Идентификация заявителя происходит через систему Банк-ID (автоматически вставляется ваше фамилия-имя-отчество, где вы проживаете, идентификационный код). В результате практически полностью исчезает ручной труд, а процент отказов мизерный.

А есть данные, сколько человек воспользовалось этой системой за неделю?

Я думаю, что за первые дни, без какого-либо серьезного анонсирования, порядка 100-200 человек только по Днепропетровску. Пилотную версию мы откатываем по областному центру, и с сентября мы постепенно подключаем всю область. В принципе, мы за неделю можем подключить всю Украину.

Как донести сейчас эту систему людям, особенно в селах, где не пользуются интернетом?

Мы направляем сотрудников райадминистраций в села, где они буквально ходят по домам, предлагают жителям оформить субсидию. У нас был опыт в двух районах — т.н. "мобильный офис", когда автомобиль с представителями всех соответствующих органов выезжает в небольшой населенный пункт, пересчитывает пенсии, оформляет субсидии и другие справки.

Во сколько обойдутся украинцам услуги, получаемые в электронной форме?

Справки, получаемые на портале iGov.org.ua, полностью бесплатные. Это волонтерство в чистом виде. Была идея у создателей портала довести его до нужного состояния, наполнить услугами и передать государству — подарить какому-то министерству.

Но я бы на месте создателей портала (Дмитрия Дубилета — Прим.) пока его не передавал, потому что если сделать это сейчас, когда он наполнен на 20-30%, то не факт, что им дадут потом его закончить. Как только портал с услугами попадет в какое-то ведомство, то сразу наступит дикая регуляция. Пока это все в частных руках, и там можно делать все, что хочешь, и к тому же быстро.

А сейчас разве не мешают, не противятся?

Конечно, вставляют палки в колеса. Есть же любимая фраза: "обстеження є, обмежень немає". Вроде как можно, а вроде как и нельзя, и понимай как хочешь.

Какое ведомство больше всего противится?

Мы были готовы 24 августа запустить две услуги бывшего Госземагентства (сейчас это называется Госгеокадастр): справка "6-зем" и документ о кадастровой стоимости участка. Все было готово, прописано, есть юридическое обоснование, почему мы можем это сделать. И потом поступает негласная команда из Киева: стоп, не вводить, подождите.

А они как-то официально объясняют это?

Нет. Мы от них ждем официальной позиции. Если не будет запрещающей бумажки, то мы просто запустим эти услуги и посмотрим, что будет. Я подозреваю, что в Госгеокадастре делают подобную электронную систему и не хотят, чтобы были две дублирующие системы. А на самом деле, какая разница? У нас же их тоже две: кроме iGov.org.ua есть еще ЦНАП (центры предоставления админуслуг).

Есть такое понятие, как API, когда к системе может подключиться кто угодно, и может быть сколько угодно точек входа. Вопрос — куда потом сходятся все эти точки? И если есть Госгеокадастр, одна точка выхода информации, то точек входа может быть хоть 200. Какая разница, куда человек обращается, если это все сходится в одном месте?

Проблема в том, что государство любит покупать какие-то дорогостоящие системы на лицензионном программном обеспечении, а потом за эти лицензии каждый год платить. А нелицензионного ПО масса, и много людей, которые готовы это все бесплатно делать. Зачем все это делать за деньги — для меня загадка.

Может быть, чтобы не пострадать от хакерских атак? Есть же требования защиты.

Хакерские атаки будут всегда. Вопрос в том, чтобы правильно прописать идентификацию пользователя. Например, в Грузии есть форма идентификации гражданина по Skype: если вы показываете паспорт и рядом с вами стоят два человека, которые вас не знают, но подтверждают, что это вы, и соответствуете паспорту. Они это сделали в основном для тех, кто находится за рубежом и не хочет приезжать в Грузию для оформления документов. И мы сейчас присматриваемся к этой опции: ведь тогда процесс идентификации существенно упрощается. Сейчас разбираемся, как это в законодательстве Грузии прописано.

И такого мирового опыта на самом деле масса, было бы желание. Стабильной системы не бывает в принципе, все равно будут какие-то нюансы.

А что с электронной формой для получения паспорта?

Мы запустили справку о несудимости (выдается по линии МВД). Обычно такая справка нужна для получения загранпаспорта (Миграционная служба, находится в ведении МВД), с ними тоже договорились. Теперь получается странная история. Раньше нужно было прийти в МВД, написать заявление, прийти через какое-то время за справкой, которая лично вам не нужна. Вы ее несете в Миграционную службу, пишете заявление на получение паспорта и прилагаете туда справку. А потом еще четвертый раз приходите туда за получением паспорта. Получается, что для того, чтобы получить паспорт, нужно четыре похода, три из которых бесполезны по своей сути.

Мы же сделали следующим образом: заявление на справку о несудимости вы подаете в электронном виде, приходите за ней лично (того требует законодательство). Я думаю, что мы до конца года сделаем так, что она будет автоматически пересылаться сразу в нужную инстанцию.

А по электронной форме получения паспорта мы решаем вопросы шаг за шагом. Плюс можно будет оплатить где угодно, а не в отделении определенного банка с большой комиссией. В идеале нужно будет только прийти в Миграционную службу для получения паспорта. А если еще можно будет получать по почте, то вообще не надо будет туда идти.

У нас была дилемма: либо запускать, когда уже все будет в электронном виде, либо запускать поэтапно. Дмитрий Дубилет — приверженец идеи делать все поэтапно. К тому же каждый этап в электронном виде — это уже все равно уменьшение какого-то ручного труда, минус необходимость куда-то идти. Вот мы так поэтапно и "рубим".

Но возможны же махинации с идентификацией личности.

Сейчас есть два способа вас идентифицировать через интернет: первый — электронная цифровая подпись, но мало у кого из физических лиц она есть, второй — система BankID, где уже подключено более 10 банков, из них самые крупные — Ощадбанк и Приватбанк.

Логика BankID такая: если вам выдавали в банке карточку, а финучредения борются с мошенничеством, то они вас уже идентифицировали, поэтому если вы заходите через их BankID, вводя свой логин и пароль, то банк подтверждает, что это действительно вы. А поскольку у них на программы по борьбе с мошенничеством тратятся сумасшедшие деньги, то вероятность того, что вы — это не вы, мала. Она не больше того, что если кто-то вместо вас придет с вклеенной фотографией в паспорт и попытается что-то получить.

Сейчас Киевстар, life:) и МТС хотят сделать MobileID, то есть идентификацию через мобильный номер, если он привязан к физическому лицу. Это еще один способ идентификации, и таких способов можно изобрести массу. Важно, чтобы безопасность соблюдалась.

Вы еще запустили получение деклараций об отходах в электронном режиме.

Это разработал наш экологический департамент. В этой сфере ранее существовало такое понятие, как "бегунки". Это физлицо или фирма, которой вы платите за то, что она везде за вас ходит и получает справки. Мы практически все эти фирмы убрали от своего департамента. Для того, чтобы вообще убрать контакт предприятий с чиновниками из Департамента экологии, была сделана электронная форма. Мы договорились с Министерством экологии, что в Днепропетровской области в качестве пилотного проекта протестируют ее.

И во сколько оценивается этот рынок коррупции, в миллионы, десятки миллионов?

Мы не оценивали, чтобы не расстраиваться. Все же понимали, о чем идет речь. Мы приехали, и достаточно было в течение двух недель расспросить людей, чтобы понять, какая фирма кому принадлежит, что она здесь делает и кто на страже чьих интересов.

Таким образом мы победили. Но нам повезло, что у нас молодой начальник департамента, который сразу понял, что нужно делать. Благо для области, когда губернатор извне — у него нет здесь интересов и его нечем купить.

Еще у вас было сообщение об электронной форме для справок на соответствие требованиям СЭС. Это тоже из этой сферы?

Да, это наши ЦНАПы. В Днепропетровске стали переводить Центры предоставления админуслуг в электронный вид. Справки СЭС туда тоже попадают.

Сколько услуг уже предоставляется на iGov.org.ua?

Наших 8-9 услуг, а всего там гораздо больше, потому что в разных областях разные услуги подключаются. Там есть очень хитрая задумка, стратегически абсолютно правильная. Если в Днепропетровской области внедрили справку о доходах, то Волынская область внедрила какую-то другую справку. Она может быть менее популярная с точки зрения количества людей, которые обратились, но когда один раз что-то внедряется, значит, полностью прописывается вся структура. И в какой-то момент, когда количество этих услуг достигнет критического уровня, все потом обменяются между собой электронными формами справок. Грубо говоря, через какое-то время, например, Черновицкая область может получить автоматически все справки, сделанные нами, а мы, соответственно, то, что сделали они.

В принципе, за полгода можно все админуслуги перевести в электронную форму?

Да, легко. И тут желание на самом деле только чиновников конкретного территориального органа.

По правильному, должен быть закон, который регулировал бы эту сферу. В Украине есть целое агентство, которое должно всем этим заниматься. А многое делается волонтерами. У Дмитрия Дубилета постоянно в проекте iGov.org.ua работает около 200 человек, и некоторые из них вообще находятся за границей. Там есть пару человек из "Гугла" — украинцев, которые уехали туда.

А не возникают вопросы у спецслужб, что люди за границей имеют доступ к программному обеспечению, связанному с государственной сферой?

Я думаю, что рано или поздно обратятся. В одной области была история, когда какой-то орган хотел сохранить свои данные в "облаке" и купил сервер где-то в Голландии. И СБУ пришла с вопросом: вы что, собираетесь государственные данные хранить за границей? Но этот же портал сейчас получается фактически частный. К чему тут СБУ?

Но там же государственные данные.

Нет, там форма, которую вы заполняете, государственных данных нет там. Эта форма потом уходит с этого сайта в определенный госорган. А BankID — это же частная история. Там вопрос договора между сайтом и конкретным банком.

Вторую часть интервью читайте здесь

Загрузка...
Новое видео
Чи потрібен вам касовий апарат? РРО для підприємців в 2021 році — Ірина Нараєвська
Загрузка...