Хрустящие в Астане: как встречает Казахстан украинские снэки

Потеря российского рынка больно ударила по многим украинским экспортерам. Эксперты считают реальной заменой рынок ЕС. Однако по многим позициям — и часто речь не о качестве, а скорее о вкусовых предпочтениях, особенно в пищепроме — Европа для отечественных производителей пока далекая перспектива. Таким предприятиям стоит обратить внимание на рынки Средней Азии, "парадным входом" на которые является Казахстан

Для украинских компаний, которые потеряли российский рынок, но при этом не хотят / не могут полноценно работать в Европе, Казахстан — практически идеальная площадка для того, чтобы "начать новую жизнь". С одной стороны, ментально потребитель здесь очень близок к российскому. Более того, как показывает практика Беларуси, ничто не мешает реэкспортировать товары дальше в Россию в рамках Таможенного союза. С другой стороны, Казахстан — это "мостик" не только в страны Средней Азии, но и на Ближний Восток, страны Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии. Они сегодня являются наиболее активно растущими потребителями продуктов питания, да еще и с постоянно увеличивающимися требованиями к качеству продуктов, а значит — здесь можно продавать более высокомаржинальные товары.

Предприятия, которые сегодня входят в группу компаний S.Group, работают в Казахстане с начала 2000-х годов. В эту страну мы экспортируем фасованную семечку, жареный арахис и сухарики / гренки.

S.Group занимает в Казахстане 2% рынка семечки (на 2016 год в планах удвоение до 4%), 17% рынка арахиса (план до 20%), 19% рынка сухариков (план до 30%). Кроме того, туда также поставляется и целлюлозно-бумажная продукция и товары для дома.

После ухода компании из России, Казахстан является для нас крупнейшим экспортным рынком. Здесь открыто торговое представительство.

Что привлекает нас в работе в Казахстане уже сегодня?

Во-первых, это относительно низкоконкурентный рынок. По сухарикам и орешкам мы конкурируем с российскими производителями, по чипсам — с мировыми брендами. Однако их позиции здесь не так прочны, как в странах Европы. Это же можно констатировать и по другим товарным группам пищепрома. Низкий уровень конкуренции, а также низкий уровень затрат на маркетинг и продвижение (в частности, дешевая ТВ-реклама) позволяют удерживать высокий уровень маржи.

Второй пункт — удобная логистика. Рядом, с одной стороны, такие перспективные рынки как Китай, Индия, Монголия, страны Юго-Восточной Азии, с другой — Ближний Восток. Там спрос на снэки растет с каждым годом в геометрической прогрессии, нет предубеждений относительно их вредности. Кроме того, Казахстан имеет хороший логистический доступ к импортному сырью (Китай, Иран), что существенно снижает себестоимость производства в случае размещения там производства.

Логистические бонусы — это одна из причин, почему S.Group сегодня серьезно рассматривает вопрос открытия производственной площадки (снэки) в Казахстане. У нас уже есть опыт открытия производства в этой стране (в рамках разделившейся в 2014 году на две компании S.I.Group), есть понимание и политической ситуации, и специфики поиска и обучения персонала, взаимоотношений с разрешительными органами. Что существенно упростит старт работы предприятия. Сегодня для того, чтобы поставлять продукцию из Украины в Казахстан, необходимо фрахтовать казахский, белорусский либо прибалтийский транспорт (автомобили, вагоны), который получит разрешение на транспортировку через Россию. Это, безусловно, связано с серьезными бюрократическими трудностями. Наличие юридического лица и производственной площадки в Казахстане позволит минимизировать эти затраты. К слову, этим опытом могут воспользоваться и другие производители, ведь проблема доставки через Россию стоит очень остро у большинства украинских экспортеров.

В-третьих, это похожие вкусовые предпочтения(особенность не только снэковой группы, но и других пищевых продуктов). Если европейцы более избалованы и из снеков едят в основном чипсы и экструзионную продукцию (по типу кукурузных палочек и шариков с различными вкусами и формой), то жители бывшего СНГ и Средней Азии более активно потребляют семечки, сухарики, орешки. Единственный вкус, которого не признают в мусульманских странах — это бекон. В остальном можно не подстраивать линию под конкретную страну и отправлять на экспорт ровно то же, что едят в Украине.

Более того, вовсе не обязательно создавать местную торговую марку. Структура дистрибуции похожа на украинскую и подходит для снэковой группы. Здесь соотношение крупных сетей и розничных точек — 20:80, в то время как в Европе пропорция обратная. А это — дополнительные затраты на маркетинг, связанные с вхождением в сеть. Кроме того, в Средней Азии практически не развит Private Label, особенно в снэках. Это означает, что продавать можно именно свои торговые марки, делая их узнаваемыми на международном уровне.