- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Инвестиционные проекты в Николаеве из-за коррупции простаивали годами — глава Николаевской ОГА
В июле 2014 года президент Петр Порошенко назначил главой Николаевской ОГА народного депутата Вадима Мерикова. Его биография схожа с историями большинства спортсменов 90-х: отучился на местном "физвосе", занимался кикбоксингом (мастер спорта), потом бизнесом. Только после Оранжевой революции Мериков решил заняться политикой. Сначала на должности депутата Николаевского горсовета в 2012 году возглавил штаб Объединенной оппозиции в регионе, а после Революции достоинства и перехода ряда депутатов на работу в Кабмин прошел в Верховную Раду по списку ВО "Батькивщина". Уже будучи нардепом, он участвовал в очистке центральной площади Николаева от палаточного городка заезжих "антимайдановцев". Видимо, результативность борьбы с "русской весной" 2014 года и повлияла на выбор президента в назначении губернатора.
Вадим, вы не участвовали в местных выборах. Но если бы решили баллотироваться, то от какой политической силы пошли бы?
Если бы баллотировался, то только от Блока Петра Порошенко, так как там объединены и "Народный фронт", и УДАР. Сейчас на местных выборах для меня важно, чтобы прошли качественные депутаты, которые смогут работать в местных советах, которые будут меньше заниматься политикой, а больше хозяйственной деятельностью.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaСколько инвесторов пришло в регион за время вашей работы на посту губернатора?
Мы подписали более 40 меморандумов с инвесторами относительно их поддержки и реализации проектов. В пример могу привести американскую компанию LNK, которая будет добывать биогаз из бытовых отходов, в результате чего Николаев получит электроэнергию мощностью 1 МВт/ч. Кстати, с ними я подписал меморандум через неделю после вступления в должность. Хотя они готовы были открыть свою станцию давно, но власти препятствовали им. Но даже после подписания меморандума у них возникала куча проблем на уровнях ниже. Этой компании, а также и другим инвесторам (Bunge, PepsiCo, "Лакталис" — прим. ред.) я сказал, что здание ОГА — это ваш партнерский офис, приходите, будем помогать реализовывать ваши проекты.
Кстати, Bunge должна была в этом году запустить в эксплуатацию маслоэкстракционный завод, но перенесла на начало 2016 года. Это инвестиция в сотни миллионов долларов, ведь завод будет одним из крупнейших в Европе — переработка 2400 тонн подсолнечника в сутки, после чего суммарная мощность составит 570 тыс. тонн в год. Их следующий этап — строительство элеваторов по областям.
В прошлом году PepsiCo реализовала в Жовтневом районе области проект на более чем 100 млн грн по производству снэковой продукции "ХрусTeam".
Также в прошлом году начала осуществлять свои инвестпроекты в области международная компания Noble (терминалы для хранения зерновых объемом более 3 млн тонн в год).
То есть, у вас почти все проекты связаны с транспортировкой грузов?
Да, в Николаеве очень крупный транспортный хаб, но для его дальнейшего развития нужны государственные инвестиции в инфраструктуру. Это новые ж/д проекты, две автодороги (на Кировоград и Днепропетровск), дноуглубление 86 км Днепробужского лиманного канала. Если мы увеличим глубину на 3 м (до 15 м), то в Николаев смогут проходить суда до 70 тыс. тонн (сейчас же могут проходить суда до 40 тыс. т). В результате мы получаем не 16 млн тонн перевалки в год, а 45 млн т. Но обойдутся эти работы в более чем 20 млрд грн. По нашим подсчетам, проект по дноуглублению окупится через 5-7 лет, еще минимум три года понадобится на проведение самих работ.
Для улучшения судоходства нам еще нужны ночная навигация и организация расхождения судов на трех "коленах" (поворотах) Южного Буга. Это важные проекты, которые мы поднимаем (на встречах в Киеве — прим. ред.) и со временем добьемся их реализации. Ведь средства, которые зарабатывают наши порты, уходят в Администрацию морских портов Украины. А от АМПУ мы получаем копеечные инвестиции, в отличие от Одессы.
В Одессе власти борются за сокращение времени растаможки грузов. У вас такие проблемы есть?
Нареканий и жалоб в последнее время я не получал. Сейчас на Николаевской таможне новый прогрессивный руководитель Ираклий Катамадзе. Но у нас не такие товары, как в Одессе — нет контейнеров. К тому же у нас, в отличие от Южной Пальмиры, экспорт в три раза больше, чем импорт.
В свое время "Нибулон" занимался дноуглублением в порту. Какие планы у них сейчас?
Мы согласовали и направили в Мининфраструктуры и Минприроды проект по углублению дна в Южном Буге от Николаева до Вознесенска за счет "Нибулона". Этот проект не могли реализовать последние 5-7 лет по причине коррупции в ОГА.
В результате мы разгрузим автомобильную дорогу от Вознесенска до Николаева. К тому же в планах запустить по этому пути речной пассажирский транспорт.
Только капинвестиции решат проблемы с дорогами
В Николаеве многие жалуются на плохие дороги. Почему бы не направить полученные от бюджетной децентрализации средства на их ремонт?
Из областного бюджета уже направили 12 млн грн на ямочный ремонт и подготовку к зиме, но этого недостаточно. Мы не можем выделить из местного бюджета деньги на ремонт и строительство дорог государственного значения. У нас две такие проблемные дороги — Н11 (Днепропетровск — Кривой Рог — Николаев) и Н14 (Кировоград — Николаев).
Днепропетровская дорога в катастрофическом состоянии, на 36-ти км фактически нет несущего слоя. Мы уже направили обращения народным депутатам и Мининфраструктуры относительно ремонта этой дороги (на момент публикации на ремонт дороги Н11 Кабинет министров Украины выделил 52 млн грн — ред.).
По второй дороге есть прогресс. В этом году начнется финансирование Всемирным банком пилотного проекта трассы Львов — Кировоград — Николаев — Херсон, которая будет с бетонным покрытием. Сметная стоимость участка, который пройдет по Николаевской области (100 км), составляет около $100 млн. Кстати, первоначально дорога планировалась на Днепропетровск, а не на Николаев.
Как же удалось обойти Днепропетровск?
Доказывали цифрами в Министерстве инфраструктуры. Ведь Николаев — это транспортный хаб. А мы к тому же намерены увеличивать грузообороты.
А не могли привлечь частных инвесторов к ремонту дорог? Ведь они же ими активно пользуются и соответственно разрушают.
Это юридически невозможно, так как это дороги государственного значения. Хотя есть спонсоры, которые ремонтируют небольшие участки дорог за свой счет.
Мы собрали все силы и резервы, в том числе привлекали и предпринимателей для ремонта дорог, но этих средств недостаточно, и дорожное покрытие разрушается на глазах. К тому же я категорически против ямочного ремонта, который неэффективен. Лучше капитально построить, и потом только содержать.
Даже коммунисты соглашаются с децентрализацией
В некоторых областях громады не хотят объединяться, согласно плану, подготовленному областными властями. Как проходит "добровольное объединение громад" в Николаевской области?
Реформа объединения громад сама по себе очень сложная. Главы и депутаты населенных пунктов не хотят изучать закон и информировать людей. Я приведу пример: 30% из 333 громад области не могут развиваться самостоятельно. Каждая из них за год собирает около 280 тыс. грн сборов и налогов, а на администрирование их аппарата идет 220-240 тыс. Как в таком случае можно профинансировать ремонт дорог или освещение? Допустим, государство им будет помогать в этом, но у таких громад не хватит денег даже на разработку проекта, как это предусмотрено законом. Важно, чтобы это поняли местные депутаты и люди.
Чтобы все это объяснить, я регулярно езжу по районам и организовываю встречи, на которые приглашаем местных глав и депутатов. Мы предоставляли цифры по нынешним доходам и расходам громад, и чиновники сами приходят к тому, что нужно объединяться. И только некоторые не соглашались с этим.
Какое количество сторонников децентрализации на местах сравнительно с противниками?
Трудно сказать. Но когда приезжаешь на встречу, и в зале 100-300 человек (депутаты, чиновники, активисты), то в начале разговора 70% — против изменений. В конце же встречи люди говорят, что готовы к объединению громад. Причем в Новобугском районе за это выступили даже депутаты-коммунисты. Просто нужно давать людям факты и цифры.
Перед такими встречами я беру цифры из местных бюджетов за последние несколько лет. Главы сельсоветов сидят в зале, и никто из них не встает и не критикует.
Только людям нужно говорить правду и не обещать, что завтра все будет хорошо. Нет, не будет. Может будет еще сложнее, но мы готовы делать все, чтобы было лучше.
Давайте вернемся к бизнесу. В Николаевской области владельцы новой винодельни "Бейкуш" пожаловались на обыски, которые устраивает у них милиция. Такие случаи, мягко говоря, не повышают инвестпривлекательность региона.
К ним пришли сотрудники райуправления МВД, отдел по борьбе с экономическими преступлениями. По их мнению, винодельня неправильно подала документы по компенсации государством. Я встретился с владельцами винодельни, они заявили, что у них достаточно аргументов для оспаривания действий милиции в суде. Наши юристы подготовят свое заключение по этому делу, и я буду готовить обращение в правоохранительные органы. Думаю, что все разрешится быстро.
А кто у вас самый большой работодатель?
Крупнейший производитель газотурбинных установок "Зоря-Машпроект", входящий в концерн "Укроборонпром". Там работает 12,5 тыс. человек. Также много людей работает на Южноукраинской АЭС, в портах…
Задолженность по зарплате в регионе — около 50 млн грн. Кто самой большой должник?
Это судостроительные предприятия: "Океан", Завод имени 61 коммунара. Плюс Облавтодор. Мы проводим заседания комиссии при ОГА по решению вопросов выплаты зарплаты. Приходят руководители и собственники предприятий, но если компания на стадии банкротства, то там некого уже и заслушивать.
Отдельная ситуация по аэропорту: мы смогли частично из областного бюджета погасить задолженность по заработной плате. Была создана рабочая группа по выведению коммунального предприятия из кризиса. Мы понимаем, что в рамках бюджетной децентрализации средств у города больше. Наша задача — дать второе дыхание аэропорту как стратегическим воздушным воротам Николаевской области.
Министр экономразвития Айварас Абромавичус придерживается мнения, что нужно приватизировать все нестратегические предприятия. В Николаевской области есть что выставить на приватизацию?
Я полностью согласен с позицией министра, только необходимо, чтобы покупатели были профильными, готовыми инвестировать и развивать предприятие.
Мы готовы выставить на продажу здание аэропорта. Профильная комиссия облсовета уже разрешила передавать в долгосрочную аренду (более 10 лет) либо приватизировать здания аэропорта.
Также можно предоставить в долгосрочную аренду Горводоканал. На приватизацию можно выставить многочисленные пансионаты и базы отдыха, находящиеся в госсобственности. На промышленных объектах простаивают целые цеха, которые также можно было бы приватизировать.
Какое поручение вам дал президент, когда назначал вас главой ОГА?
Сохранить мир и стабильность в регионе. В июле 2014 ситуация была напряженная. У нас были блокпосты, мы организовывали дежурства на улицах, чтобы обеспечить безопасность в Николаеве, Вознесенске, Очакове… Сейчас мы оставили только два блокпоста. Это уже полноценные фортификационные сооружения с дотами и местами для бронетехники.
Более года назад было много фейковых и настоящих террористических групп. Тогда за Новороссию и другие "республики" выходило на митинги по 2-3 тыс. человек. 7 апреля 2014 года община Николаева, от преподавателей до работников "Зоря-Машпроект", ликвидировала палаточный городок сепаратистов на центральной площади.
Кстати, на территории области размещены три военные бригады и у каждой свои проблемы и вопросы к власти. В подразделения Госземагентства в Николаевской области и органов местного самоуправления обратился 4661 участник АТО по получению земельных участков. Уже приняты решения по 1764 запросам (земельные участки на 3,4 тыс. га).