Из-за проверок чиновников чуть не закрылся крупнейший работодатель в регионе — глава Тернопольской ОГА Барна

Глава Тернопольской облгосадминистрации Степан Барна рассказал Delo.UA о значении заробитчан для экономики региона, трудностях запуска государственных спиртзаводов и о том, как он обновляет кадры на местах

Степан Барна в апреле перешел на работу в Тернопольскую область из Верховной Рады. Еще в парламенте он позиционировал себя как член фракции БПП, не обязанный партии прохождением в Раду. "Я привел в Раду своих пятерых депутатов из Тернопольской области", — объяснял он свою позицию. Тернопольскую область он получил в довольно плачевном состоянии. В этом регионе, как и в Черновицкой области, наихудшие позиции по макроэкономическим показателям в Украине. Здесь и самая низкая зарплата, и уровень инвестиций желает лучшего. Delo.UA решило узнать, все ли так плохо на самом деле и что делает глава ОГА, чтобы люди стали жить по-новому.

Ваше отношение к рейтингу губернаторов, который составляет Кабмин?

Пока этого рейтинга нет. Возможно, еще проводится мониторинг. Очень трудно установить единые критерии оценки деятельности глав ОГА, находящихся в разных ситуациях.

Для такого случая премьер озвучил главное требование к губернаторам — реальное улучшение жизни граждан.

В этом плане я вижу такие критерии, как, например, увеличение зарплаты. Когда я был назначен губернатором, средняя зарплата в Тернопольской области была самая низкая по Украине (чуть более 2,4 тыс. грн). Сейчас же она на несколько сотен больше.

Но зарплата в Тернопольской области и сейчас самая низкая в Украине. По состоянию на 1 августа она составляла 3 111 грн.

Да, это правда, что объективно она остается самой низкой. У нас в этом плане есть проблема — большое количество заробитчан работают за границей, соответственно, их зарплата не может быть учтена. По нашим подсчетам, речь идет о 100 тыс. людей, работающих за границей (Италия, Испания, Португалия, Польша, Россия).

Но благодаря заробитчанам реальный доход жителей области намного выше, чем показывает официальная статистика.

Заробитчане ежегодно пересылают в Украину несколько миллиардов долларов. У вас в Департаменте экономразвития и инвестиционной деятельности не было идеи создать фонд, в который заробитчане могли бы вкладывать деньги?

Первая проблема, с которой я столкнулся в ОГА, — у Департамента экономического развития не было желания работать, и я даже не понимал, чем занимаются эти 50 человек. Часть из них занимается статистикой, другая часть пьет кофе, а третья перекладывает бумаги. Первое, что я сделал, — подписал распоряжение о сокращении аппарата ОГА на 50%.

Мы создали Инвестиционный совет, в который вошли представители бизнеса, разрешительных и правоохранительных органов, и органов госвласти, которые занимаются сопровождением инвестпроектов. Уже есть примеры решения проблем инвесторов.

Какие именно?

Например, крупнейший работодатель в регионе — немецкое предприятие "Борднетце-Украина", которое производит электропроводку для автомобилей группы Volkswagen. Была ситуация, когда разрешительные органы фактически не давали этой компании работать. Даже военкомат с мобилизацией поставил под угрозу функционирование предприятия. В определенный момент владельцы могли свернуть работу своего завода, на котором работало 3,5 тыс. человек. Я позвал всех чиновников и потребовал от них, чтобы больше без оснований туда не заходили. Через определенное время приходит руководство завода и говорит, что готово расширяться. Я им пообещал всяческую поддержку, они же намерены создать дополнительно 500 рабочих мест и получили заказ на комплектующие Audi A9.

Я встречался с руководителем завода Экхартом Бистрамом, обсуждали руководство завода в Чорткове на 1,5 тыс. рабочих мест. Там намерены производить электропроводку для Porsche Cayenne. Сейчас этот проект сопровождает руководство райадминистрации, которое сейчас занимается поиском земельного участка.

Еще в Шумске есть украинско-польская компания "Микоген Украина", которая выращивает компост для шампиньонов. Там возникла, скажем так, неприятная ситуация, которой заинтересовались правоохранительные органы. А они не могут нормально работать с бизнесом. В результате компания планировала переехать в Умань (Черкасская область). Мы собрали все стороны конфликта и решили, что за 3 месяца компания должна решить все свои проблемы. Я сказал правоохранителям: "Три месяца вы сюда не заходите и никого не трогаете". После этого срока "Микоген" решил перевести свой офис из Умани, где у них находился центральный офис, в Шумск, где запустили еще одну производственную линию.

В Тернопольской области довольно низкая задолженность по зарплате — 9,4 млн грн. Какое предприятие больше всего задерживает зарплату?

Областная служба автомобильных дорог. На втором месте — санаторий ГУД "Збруч" (хотя задолженность там висит уже давно).

Влиять как-то можно на кадровую политику по главному должнику?

Они мне напрямую не подчиняются. С этим у меня интересная история в области: несколько месяцев назад я внес кандидатуры на вакантные должности глав областных управлений центральных органов власти. Некоторые предложения остались без ответа. Например, не ответили на мое предложение Госрыбагентство (с мая 2015), Министерство юстиции (июнь), ветеринарная и фитосанитарная служба (июль), Фонд госимущества. Сейчас страна требует оперативных решений, а исполняющие обязанности на это практически не способны.

Кто эти кандидаты?

Один из них — бывший глава Подволочиской РГА, авторитетный парень, второй — бизнесмен, бывший руководитель Кировоградского облавтодора. Вместо предложенной мною кандидатуры одно ведомство хочет поставить в Тернопольскую область жулика. А Госгеокадастр хотел провести назначение в обход меня, формально назначив первого заместителя. Я вынужден был ехать разбираться с этим в Минрегионстрой, и если бы не поддержка министра Зубко и его зама Негоды, у нас бы был "человек из 90-х".

Кстати, я первый провел публичный конкурс вакантные должности в Госгеокадастре в Тернопольской области, благодаря чему в облуправление земельного агентства вошло 7 выпускников вузов. Такого раньше никогда не было.

А как вообще относитесь к идее конкурсов?

Очень положительно. В конце июня я огласил конкурс на 100 вакантных должностей в областных и районных структурах (начальник отдела и ниже). У меня была установка интегрировать молодых людей в систему по управлению регионом. Я намеревался разрушить старую систему карьерного роста: из района люди ехали в Тернополь, оттуда в Киев, а из Киева — за границу. На встречах со студентами четырех крупных вузов Тернополя я призывал их подаваться в ОГА и РГА. Таким образом парень, отучившись в Тернополе, мог вернуться в свой район и работать там в госадминистрации, а не пытаться найти работу в областном центре или ехать в Киев. (Показывает сайт ОГА с вакансиями, где указана зарплата в 1,2 тыс. грн — Прим.)

Но ведь они будут получать минимальную зарплату.

Я предлагал премьер-министру сократить аппарат с сохранением объема фонда заработной платы. Но в августе деньги (рассчитанные на зарплату уволенным сотрудникам — Ред.) сразу же изъяли. Почему так поступили, я не знаю.

Но есть и положительные моменты: впервые за всю историю области мы получили нормальное финансирование — по Фонду регионального развития (102 млн грн) и капитальных вложений (40 млн). Эти средства пошли на завершение строительства 40 объектов. Я — единственный губернатор Тернопольской области, который не заложил ни одного камня в начале строительства, на чем раньше любили пиариться руководители. Для меня главный критерий — не начать строительство, а завершить его. В этом году будет завершено строительство нескольких школ, например.

В Тернопольской области относительно неплохие показатели по капинвестициям.

Тут главный инвестор — заробитчане. Благодаря им стройкомпании строят жилье.

Я общаюсь с представителями заробитчан в Португалии, Испании и Италии, чтобы найти способ эффективного капиталовложения в области, то есть не просто проедания, а в производство.

Какое задание дал президент во время назначения губернатором?

Главное его задание было вернуть доверие людей. В этом плане я чувствую серьезную поддержку фракции, благодаря которой удалось получить хорошее финансирование по ФРР и капинвестициям. 26 млн грн пойдет на перинатальный центр, который когда-то должен было построить Нацпроект Владислава Каськива. Кстати, сначала мне говорили, что для достройки центра понадобится 80 млн грн, но я сумел убедить снизить стоимость работ в три раза.

В перинатальном центре. Фото: Тернопольская ОГА

Также средства идут на твердотопливные котельные (в Кременце). Из ФРР направят деньги и на восстановление замков в области.

Кстати, о замках. Тернопольщина известна большим количеством замков, разбросанных по всей области. Но туристы жалуются на плохую инфраструктуру.

Исторически сложилось так, что у нас наибольшая концентрация замков. Для начала я поручил разработать по два кемпинга в каждом районе. Схема выглядит следующим образом: облавтодор делает площадки под кемпинги, лесники — лавочки, местная громада оборудует санузел и следит за порядком.

Какие планы до конца года?

Первое — подготовить эффективную стратегию развития области. Международные эксперты проводят аудит региона.

Второе — это завершить строительство всех 40 объектов, упомянутых ранее.

Третье — навести порядок с работой госпредприятий, а точнее с заводами "Укрспирта". В прошлом году работал один спиртзавод, в этом — уже пять. К тому же у нас есть хороший пример Зарубинецкого спиртзавода, производящего биоэтанол, который используется для топлива. Дело в том, что раньше конкуренты, торгующие традиционным топливом, не давали работать таким заводам. Я же всех проверяющих предупредил, что если попытаются закрыть завод, то будут иметь дело со мной.

В этом помогают связи, приобретенные в Верховной Раде?

Конечно. От нашей области я провел в парламент пять депутатов. Также помогают члены фракции Блок Петра Порошенко, среди них Юрий Луценко, Игорь Кононенко и Сергей Березенко, что бы о нем ни говорили.

Еще один интересный факт. Сразу же после назначения главой ОГА я запросил у и.о. главы земельной комиссии список распоряжений по земучасткам, находящимся в производстве. Около 300 документов находилось на согласованиях с 2011 года! Я сразу же дал команду, и за месяц выдали все распоряжения.

Предлагали "благодарности"?

Много звонков с благодарностями было. Но ко мне обратился представитель "Радеховского цукру", который владеет в Тернопольской области Чорткивским заводом. Немецкие инвесторы этой компании уже много лет пытались получить землю под сахарный завод в аренду на 20 лет. После коротких переговоров договорились, что инвестор получает землю на 20 лет под 4% аренды. В результате местная громада за аренду земли будет получать более 200 тыс. грн в год.

Вам удалось вернуть доверие людей, о котором говорил президент?

Еще нет. Результат работы не оценивается по итогам нескольких месяцев. Например, чтобы оценить результаты инвестиций в том же Чорткове, нужен минимум один год.