Удержать кадры: зачем крупные компании внедряют корпоративные институты

Удержать кадры: зачем крупные компании внедряют корпоративные институты
Украинский рынок труда имеет тенденцию оттока кадров, а именно высококвалифицированных специалистов и рабочей силы. Чтобы удержать ценные кадры, многие компании создают корпоративные институты для повышения квалификации сотрудников и их удержания

Трудовая миграция в страны Европы началась с того момента, когда было подписано Соглашение об ассоциации Украины с ЕС в 2013 году. Граждане Украины получили возможность путешествовать без визы в страны Европейского Союза и трудоустраиваться за границей.

В реалиях низких зарплат на украинском рынке труда нестабильная ситуация в стране привела к тому, что соотечественникам приходится открывать для себя новые возможности за пределами Украины. Кроме того, для любого работника важно, чтобы не только положение в стране, но и сама компания была стабильной, давала возможность расти, развиваться, поэтому работодатели всячески вовлекают сотрудников в рабочие процессы, создают подходящие условия труда, мотивируют и обучают. 

В корпорации "АТБ" для персонала профессионально-административного звена, линейных руководителей, как категории более высокооплачиваемых специалистов, кроме вопроса заработной платы актуальным является вопрос постоянного развития, совершенствования навыков, приобретение нового опыта, участия в интересных проектах, автоматизация процессов.

Корпоративный институт корпорации "АТБ". Фото: Корпорация "АТБ"

Первую и вторую категорию сотрудников корпорация "АТБ" вводит в рабочий процесс постепенно, объясняя индивидуальные особенности выполнения работы в каждом конкретном подразделении и на определенной должности. Затем включает в программу дальнейшего обучения и развития навыков. Для персонала торговой сети организовано 4 учебных центра, расположенных в Днепре, Киеве, Львове и Одессе. В них за год проходят обучение около 3500 сотрудников. 

Также в корпорации внедрены программы для подготовки продавцов и обучения рядового персонала магазинов. Учебный процесс в центрах построен не только на участии персонала в семинарах и тренингах, он также включает в себя обучение на рабочем месте посредством наставничества и работу в системе дистанционного обучения. Кроме знания процессов в магазинах сотрудники изучают основы менеджмента, маркетинга, процессы логистики. На данный момент упор делается на клиентоориентированность сотрудников и развитие бренда работодателя.

"На сегодняшний день, более 3,5 миллиона покупателей ежедневно проходит через наших сотрудников. Это все разные люди и поэтому нужно обладать дополнительными уровнем подготовки, чтобы избежать конфликтных и острых ситуаций в торговом зале", — рассказывают в корпорации. 

Что касается обучения специальным знаниям и навыкам, то для сотрудников компании существует возможность принять участие в программах внутренних бизнес-тренеров, которые касаются различных направлений менеджмента и повышения личной эффективности. Также есть возможность принять участие в открытых обучающих мероприятиях, которые проводятся ведущими консалтинговыми и тренинговыми компаниями Украины. Для ТОП-состава, среднего менеджмента и ключевых специалистов проводятся отдельные программы корпоративного обучения с привлечением внешних провайдеров. Так, в этом году в компании была реализована достаточно эффективная программа при непосредственном участии ведущих лекторов КМБШ.

Процесс развития персонала, как и остальные процессы управления компанией, постоянно автоматизируется. В 2019 году была полностью автоматизирована оценка персонала, которая на данный момент позволяет оценить эффективность более 60 тысяч работников корпорации. В 2020 году планируется полностью закончить проект по автоматизации управления карьерой и развитием сотрудников, что позволит перейти компании к модели Корпоративного университета.

Для создания корпоративных институтов, центров обучения необходимо вкладывать большие деньги. Некоторые привлекают внештатных специалистов или менеджеров компаний, чтобы они повышали квалификацию сотрудников, знакомили с тенденциями на рынке, чтобы быть технологичным и современным. Особенно данная тенденция свойственна для крупных налогоплательщиков страны. 

Еще один кейс корпоративного университета внедрен у компании Bayadera Group. Он решает сразу несколько задач. Одна из основных — выделить и развить наиболее перспективных людей. В компании считают, что эти 15-20% всех сотрудников являются движущей силой для эволюции компании. 

Корпоративный университет Bayadera Group. Фото: Bayadera Group

Кроме того, корпоративный университет — это доступность знаний и навыков, которые можно получать системно внутри компании без отрыва от основной работы. Bayadera Group внедрила две опции — когда обучают внутренние специалисты или они приглашают преподавателей извне. На практике стало понятно, что именно такое соотношение 50 на 50 внутренних и внешних людей позволяет сделать курс сбалансированным, максимально применимым на практике, но и с интеграцией опыта других компаний или стран.

Еще одна задача корпоративного университета — развитие талантов и их удержание. В компании давно поняли, что для многих менеджеров мотивация в виде обучения и развития себя является самой мотивирующей.

Еще один пример со стороны крупного налогоплательщика страны, как корпорация "АТБ" и Bayadera Group, — это кейс энергетической компании "Укрэнерго". Штат компании насчитывает около 9 тысяч сотрудников, которым также нужно повышать квалификацию, особенно, в случае, если это касается технологической отрасли, как "Укрэнерго".

Корпоративный институт компании "Укрэнерго". Фото: "Укрэнерго"

Для развития персонала, в компании создана система развития. Она включает три основных направления: профессиональное обучение, развитие компетенций и развитие лидерского потенциала. На постоянной основе расширяется спектр программ дистанционного обучения, проводятся онлайн-занятия. Для специалистов без энергетического образования и студентов, которые приходят после вузов разработан специальный курс "Энергетика для неэнергетиков". Они создали две базовые программы для специалистов и руководителей: повышение эффективности работы и развитие управленческих навыков.

HeadHunter выделил основные факторы, которые будут определять развитие рынка труда Украины в 2020 году:

▶️ Вероятность очередной волны миграции украинцев в Германию, в частности, в связи с изменением правил работы для иностранных граждан. Так, немецкие работодатели больше заинтересованы в разработчиках и дизайнер, работниках производств, рабочем и медицинском персонале. И в половине вакансий речь идет о зарплате от 46 900 до 90 тысяч грн, еще в 30% предложений о работе фигурируют заработки от 91 тысяч до 135  тысяч грн. А главные причины, подталкивают украинских поисковиков задумываться о переезде — возможность больше заработать, желание изменить страну проживания без привязки к работе, отсутствие достойной работы в регионе проживания.

▶️ Мировой экономический спад и глобальные рецессии, в частности — в производстве, которые прогнозируются на 2020 год. Анализ базы вакансий по 2019 показывает, что уже во второй половине года в этих профсферах наблюдалась отрицательная динамика и количество предложений о работе в них уменьшалась. Такая тенденция может продолжиться и в следующем году.

▶️ В разрезе профсфер тенденции сохранятся: в ТОПе самых востребованных специалистов останутся IT-специалисты, специалисты по продажам, маркетологи и др.

▶️ Уровень конкуренции, который можно показать с помощью hh-индекса (соотношение количества резюме к количеству вакансий), скорее всего, будет расти. Что будет следствием не столько нехватки рабочих мест, сколько недовольства поисковиков нынешним местом работы и желанием найти лучшее предложение. 

Чтобы сегодня оставаться востребованным на рынке труда и быть конкурентоспособным, необходимо постоянно учиться и развиваться. Эта парадигма life long learning — следствие непрерывных и быстрых изменений в картах профессий, компетенциях и методах организации работы, — отметили в HeadHunter.

СПРАВКА

"АТБ-маркет" — предприятие корпорации "АТБ". Это крупнейшая сеть Украины, которая динамично развивается. Компания была основана в 1993 году, когда магазины фирмы "Агротехбизнес" положили начало становлению сети дискаунтеров. Уже в 2000-х годах сеть впервые в Украине внедряет новую систему самообслуживания в формате "дискаунтер". За четверть века предприятие выросло в крупнейшую розничную сеть национального масштаба. 

Сегодня торговая сеть "АТБ" насчитывает 1051 магазинов в 267 населенных пунктах 24 областей Украины и продолжает демонстрировать высокие темпы роста. Ассортимент магазинов составляет более 3500 товаров, из которых более 900 — представляют собственные торговые марки "АТБ". Более 3,5 млн человек ежедневно делают покупки в магазинах торговой сети "АТБ"

Корпорация "АТБ" входит в ТОП-20 крупнейших работодателей Украины. На предприятиях компании работает свыше 64 тысяч человек. Нацеленность на результат, развитие профессиональных качеств, соблюдения корпоративных норм и высокий уровень ответственности каждого сотрудника делают возможным достижение миссии предприятия — обеспечение населения Украины качественными товарами первой необходимости по минимальным ценам.