В ближайшее время концерты не перейдут в виртуальную реальность — глава Карабас.com

Как создать прибыльный билетный бизнес, и какой должна быть успешная компания в креативной экономике, рассказал основатель билетного агентства Карабас.com Максим Плахтий

Интервью в рамках проекта "Завтра_2037" провела Юлия Пекарь (19 лет), студентка НАУ, общественный деятель, выпускница стажировки Klitschko Foundation.

Какой была ваша первая работа? Она помогла вам в достижении сегодняшнего успеха?
Моей первой работой был собственный бизнес. Я всегда стремился создать свое дело. Сначала это были эпизодические заказы по созданию сайта, по маркетинговым рассылкам и диджиталу. В то время еще не существовало таких понятий, но, по сути, я занимался именно этим. Потом появилась компания по разработке программного обеспечения и консалтинга в области CRM.

На каком этапе вы решили создать Карабас.com?
"Карабас" стал определенной точкой нового развития. Во время кризиса 2008 года мне пришлось закрыть свою компанию, потому что все украинские клиенты стали неплатежеспособными, а для содержания компании и коллектива разработчиков нужны значительные средства. На какое-то время нам хватило резервов, но они тоже заканчивались. И я задумался над тем, где я могу применять свои знания в IT и маркетинге. Так и родилась идея создать инфраструктуру, где все организаторы мероприятий — продавцы билетов — могли бы работать в едином билетном поле.

Это стало инновацией в Украине, поскольку Карабас полностью изменил логистику взаимоотношений на билетном рынке. Сегодня билеты доступны в 38 тысячах точек продаж. Конечно, далеко не все точки принадлежат компании, в основном это партнерские контракты, банковские отделения "Ощадбанка" и "ПриватБанка". Сегодня в любом отделении этих банков покупатель может приобрести билет.

Кроме того, изменилась ситуация и для организаторов — у небольших игроков рынка появился доступ к общему ресурсу, и сейчас они могут конкурировать не с точки зрения "у кого больше знакомств", а с позиции маркетинга и потребительского сервиса. Когда Карабас.com занял лидерскую позицию на рынке, мы решили сосредоточиться не только на развитии самой компании, но и на развитии всего рынка — мы постоянно ищем пути для внедрения инноваций.

Какие тренды, по вашему мнению, могут проявиться в ивент-индустрии в ближайшее время?
Не думаю, что произойдут кардинальные изменения. Артисты, фанаты, музыка, театр… Все это основывается на энергетическом соприкосновении, которое невозможно заменить техническими средствами. Может быть в будущем что-то изменится, но пока все останется так, как есть. Конечно, шоу будут становится все более интересными, музыка более микшированной, стили будут смешиваться… Но все это веяния тактического характера, которые меняются постоянно, а предсказать что-то наверняка не получится.

Единственное можно сказать с полной уверенностью, что в ближайшее время концерты не перейдут в виртуальную реальность. Вряд ли билеты на такой концерт будут пользоваться спросом, может быть потому, что цифровой контент сегодня доступен в любом количестве и бесплатно, а возможно, потому что люди по-прежнему хотят живого общения с артистом.

Стоит ли открывать свой бизнес в Украине? И что нужно, чтобы он стал успешным?
Вопрос открытия своего бизнеса в Украине всегда был и есть риторическим. Но я верю в то, что украинцы по своей натуре люди предприимчивые и заниматься предпринимательством для нас есть природной потребностью. Я верю, что малый и средний бизнес в Украине — это перспективное направление, которое будет развиваться все сильнее. Даже если посмотреть на современные взаимоотношения работодателей и сотрудников, то сегодня видно, что проявляется более лояльное отношение к удаленной работе и фрилансу. Все движется в эру креативной экономики. И Карабас.com уже является ее частью. У нас работают ІТ-специалисты, диджитал маркетологи, интернет-продавцы… Это все представители креативной экономики. Многие сотрудники оформляют документы как частные предприниматели и подписывают с компанией контракт на проведение определенного вида работ.

Но теперь, чтобы эта трансформация происходила правильно, необходимо развитие образовательной сферы. Пока студентов не учат быть самостоятельными профессионалами и нести ответственность за свое личное развитие. Раньше это было объяснимо — доступ к знаниям был очень ограничен. Но сегодня все изменилось — человек может получить ту информацию, которая ему нужна в любое время и в любом месте. Когда юные украинцы поймут, что должны сами нести ответственность за свою жизненную реализацию, в стране появятся самостоятельные люди, которые перестанут надеяться на власть, а сами будут менять страну. Нужно сделать так, чтобы высшая школа была направлена на выработку именно таких навыков.

Я верю в это, поэтому прилагаю усилия к развитию этого процесса — часто общаюсь с молодежью, читаю лекции и стараюсь прививать молодым людям правильные ориентиры.

Вы развиваете какие-то социальные проекты?
Ответ на этот вопрос я хочу разделить на две части: проекты, которые реализует компания и мои личные усилия в этой области. В отношении компании могу сказать, что мы сосредоточены на сфере культуры, поскольку работаем именно в этой области. Один из проектов — спонсорство музыкальных изданий. В Украине область музыкальной журналистики слабо развита, да и массовых печатных изданий на эту тему нет. Как о молодых талантах будут узнавать люди? Если в стране появятся музыкальные критики и журналисты, которые станут узнаваемыми лидерами мнений, то они смогут ориентировать людей на то, какой артист станет популярным, а кто останется не у дел. Для артиста профессиональная обратная связь также крайне важна.

Кроме этого, мы учредили премию для музыкальных критиков. Таких людей пока не очень много, но те, кто есть, прекрасно разбираются в музыкальных направлениях и стилях, и могут донести до украинцев, на какую музыку стоит обратить внимание, а какая не стоит потраченного времени.

Какие свободные ниши есть в украинском шоу-бизнесе?
Если мы говорим о нишах, как о бизнесе, то в Украине все ниши свободны. Хороших продюсеров очень мало, эффективных организаторов мероприятий тоже мало… Можно смотреть и в сторону менеджмента артистов. Почему-то молодые талантливые люди пока не обращают внимание на нашу сферу бизнеса, их больше привлекают банки и IT. На самом деле, шоу бизнес очень интересное и прибыльное занятие, которое часто не требует серьезных первоначальных вложений.

Сколько нужно денег, чтобы открыть бизнес в этой сфере?
Если вы хотите привезти Мадонну, суммы исчисляются миллионами. Примерно столько же понадобится на организацию полноценного билетного бизнеса. А для организации небольшого концерта нужно не больше $50 тысяч на аренду зала и рекламу.

Что входит в стоимость билета на концерт?
Все затраты и заложенная прибыль: гонорар артиста, аренда зала, реклама мероприятия, техническое обслуживание (свет, звук, экраны, сцена и т.д.), бытовые райдеры, прибыль (обычно 10-15%) и налоги. Общую сумму делим на количество мест в зале и получаем среднюю стоимость билета. Потом она корректируется в зависимости от того, на какое место — лучше и хуже — продается билет.

В Украину в ближайшее время приедут Imagine Dragons?
Это событие не за горами. 31 августа 2018 года мы увидим "Драконов" в Киеве на НСК "Олимпийский".

Интервью проведено в рамках проекта "Завтра_2037", где талантливые дети Украины делятся своими невероятными изобретениями и достижениями. На мероприятии вы услышите концентрат инсайтов для маркетологов, HR-специалистов, прогрессивных преподавателей, родителей и всех, кто активно задумывается о завтра. И все это — от футурологов, визионеров будущего — сегодняшних подростков.