НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

"Золотое дно" под 3% годовых: банки предлагают бизнесу альтернативу кредитам

Банкиры предлагают бизнесу аккредитивы и банковские гарантии. Delo.UA разбиралось, что представляют собой эти инструменты и как можно их использовать предпринимателям
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Банки предлагают бизнесу, ориентированному на международную торговлю, серьезно удешевить кредитный ресурс. Речь идет не о классическом инвестиционном кредитовании, а о документарных формах расчета с контрагентами: векселях, аккредитивах и банковских гарантиях.

Delo.UA разбиралось, что представляют собой эти инструменты и кому может быть выгодно их использование.

Что это такое и почему так дешево

Банкиры уверяют, что для бизнеса торговое финансирование — это действенный способ, привлечь финансирование контрактов без необходимости брать у банка дорогие (хоть и реальные) деньги. Главное их преимущество, наряду со сравнительной дешевизной — серьезное уменьшение рисков. По данным совместного исследования НБУ и Креди Агриколь Банка, вероятность дефолта по классическим кредитным операциям для украинских компаний составляет около 40% от общего кредитного портфеля. Тот же показатель по документарным операциям — 0,08%.

"Важно понимать, что это не кредит, а банковский инструмент. Вместо кредита под 15% годовых в гривне можно выпустить два векселя под 5%. Вместо валютного займа под 5-6% можно выпустить импортный аккредитив под 3%. Зачем переплачивать?" — рассказывал на конференции Finclub директор департамента корреспондентских отношений и структурного финансирования Креди Агриколь Банка Владислав Бережной.

Суть торгового финансирования, по словам Бережного, заключается в том, что банк выступает гарантом выполнения денежных условий контракта. При такой схеме поставщик знает, что в любом случае он получит свои деньги, а покупатель — что контракт будет оплачен только в случае его выполнения. Пока банки надеются распространить услуги такого рода преимущественно на импортеров и экспортеров, но в будущем рассчитывают и на чисто внутреннюю клиентуру.

"Между украинской компанией и ее иностранным партнером очень большое расстояние. Страновые риски никуда не деваются, хуже нас в этом смысле только отдельные африканские страны. Когда в сделке появляется украинский банк — риск снижается. Если к ней подключается иностранное финучреждение, она становится практически безрисковой. Для банков это "золотое дно", которое позволяет заработать денег и при этом сэкономить на капитале", — говорит Бережной.

Что предлагают банки

Основных видов торгового финансирования, которые практикуют украинские банки не так много. Это в первую очередь аккредитивы, разные виды банковских гарантий и финансирование за счет ресурсов иностранных банков под гарантии экспортных кредитных агентств других стран.

Аккредитив, по сути, представляет собой платежное поручение от покупателя к банку рассчитаться с продавцом, но только при условии отгрузки товара. Как поясняет Владислав Бережной, в аккредитиве должно быть указано конкретное количество товара, дата отгрузки и место (например, тот или иной порт), а также определенный уровень качества продукции.

Для компаний-покупателей это возможность работать по принципу отсрочки платежа, но уже по договоренности с банком, а не иностранным партнером. Банк оплачивает поставку в оговоренные сроки, а клиент рассчитывается с ним позже, но с наценкой в 3-5%.

Вариация на эту тему — аккредитив с подписью иностранного банка при участии экспортного агентства. Это более долгосрочный вариант, который позволяет импортеру договориться с контрагентом о поставке продукции в кредит до 7 лет. Гарантом своевременных платежей выступает уже иностранный банк, в то время как украинское финучреждение проходит в сделке только как посредник-организатор.

"До кризиса около 15% закупок нового оборудования проходили по аккредитивной форме расчета. Для большинства экспортно-импортных агентств западных стран это была стандартная схема", — рассказывает директор департамента документарного бизнеса Укргазбанка Владимир Шовкалюк.

Банковские гарантии — это услуга, при которой банк обязуется выплатить второй стороне сделки определенную сумму, если первая сторона (она же — поручитель для банка) не выполнит свои обязательства. Такой формат делает неважным финансовое состояние покупателя на момент отгрузки товара, в любом случае все оплатит банк. Как правило, он резервирует у себя определенное количество денег на счетах клиента-гарантодателя или списывает другие его активы. Но это уже точно не проблема продавца, контракт будет выполнен в любом случае, а все нюансы банк решает с покупателем в индивидуальном порядке.

Кому это нужно

Несмотря на уверения банкиров, пока в использовании товарного финансирования заинтересовано не так много украинских компаний. По данным Владислава Бережного из Креди Агриколь Банка, в прошлом году в Украине всего было выпущено 1 400 аккредитивов и около 500 банковских гарантий.

"Вместе это $2 млрд, то есть только 5% импорта работает в рамках умных безрисковых контрактов с привлечением гарантий банков. Хотя по факту все те люди, которые покупают сейчас $40 млрд импорта — это наши потенциальные клиенты", — говорит Бережной.

Как отмечает Марина Джулай из управления торгового финансирования Пиреус Банка, в последнее время вырос спрос на электронные гарантии (тот же принцип, только в бездокументарной форме), что связано с изменениями законодательства по закупкам, разные виды отсрочек платежа, а также подтвержденные аккредитивы.

В случае с импортерами использование аккредитивной формы расчета — это обязательное требование НБУ. По словам Владимира Шовкалюка из департамента документарного бизнеса Укргазбанка, речь идет о всех контрактах суммой свыше $5 млн, причем подтверждение аккредитива должно исходить от банка с как минимум инвестиционным кредитным рейтингом.

"Такой рейтинг имеют в основном иностранные банки. В последнее время они серьезно сузили лимиты для других украинских финучреждений. А это сильно ограничивает круг компаний, которые могли бы воспользоваться документарными инструментами", — считает Шовкалюк.

Как отмечает Владислав Бережной, вторая серьезная проблема — многие украинские импортеры работают на не совсем законных основаниях. Поэтому в цифре в $40 млрд импорта нужно учитывать фактор "черных" и "серых" компаний, которые работают с оборота и с банками работать особо не стремятся.

По словам начальника управления факторинга и векселей Укрсоцбанка Натальи Тиховской, банки и без того, скорее всего, откажут в выпуске того же аккредитива компаниям с непрозрачной отчетностью. При этом клиентам, желающим работать с банковскими гарантиями, приходится показывать не только себя, но и контрагентов, что для многих компаний не желательно.

Проблемы с законом

Проблема есть и в части законодательства. Банкиры констатируют, что до сих пор на рынке не было единых правил регулирования работы с документарными инструментами финансирования. Первые регуляторные документы банки совместно с НБУ начали разрабатывать только сейчас.

"У нас не было единого понимания по работе в этом секторе, например, никто толком не знал можно ли аннулировать гарантию и как это сделать. Поэтому банки каждый по-своему регулировал этот вопрос, что раздувало использование самих инструментов. Сейчас НБУ готовит два постановления плюс финализируется пакет законов по аккредитивам", — рассказывает Марина Джулай.

Еще один важный для банкиров момент — сам статус документарных инструментов. Как поясняет Наталья Тиховская из Укрсоцбанка, финучреждения настаивают на том, чтобы вносить в реестр заемщиков предприятия, которые привлекали торговое финансирование по принципу "не заплатил по векселю — будешь внесен в реестр". Пока на нормативном уровне этот вопрос тоже вообще не решен. Как влиять на недобросовестных клиентов в банках не понимают.

По словам Владислава Бережного из банка Креди Агриколь, ситуация и для банков, и для клиентов осложняется еще многочисленными законодательными коллизиями. Например, в Гражданском кодексе прописаны еще советские процедуры для аккредитивной формы расчета по взаимодействию банков и почты. Как это сопоставить с практикой и не нарушить закон — еще один большой вопрос.