НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

Украинский автопром: чего ждать в 2015 году

Украинские автозаводы в глубоком кризисе — в январе производство машин упало в 10 раз по сравнению с прошлогодним, по итогам года выпуск может сократиться почти на 40%. Повысить конкурентоспособность производителей авто сможет девальвация, которая позволит нарастить производство за счет экспорта. Сами производители больше надеются на господдержку
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В январе украинские автозаводы, по данным отраслевой ассоциации "Укравтопром", выпустили всего 352 машины — почти в 10 раз меньше, чем год назад, и на 30% меньше, чем в декабре-2014. Почти две трети производства — 224 авто (-12,8% к декабрю и -93% к аналогичному показателю прошлого года) — пришлось на "легковушки". Их в январе выпускал лишь один завод — "Еврокар" Олега Боярина, который занимается крупноузловой сборкой марки Skoda.

Остальные крупные украинские автопроизводители с начала года простаивают: Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) Тариэла Васадзе, "Богдан", Олега Свинарчука, Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), входящий в группу "АИС", подконтрольную Дмитрию Святашу и Василию Полякову не выпустили ни одного автомобиля. КрАСЗ остановил производство еще в августе прошлого года: "АИС" переориентировалась на импорт китайских Geely. Корпорация "Богдан" перестала выпускать легковые авто в июне-2014 и с тех пор производит автобусы и коммерческие машины. Дольше всех держался ЗАЗ: еще в ноябре-2014 завод, по данным "Укравтопрома", выпустил 212 машин, но уже в декабре с конвейера ЗАЗ вышло лишь три легковых авто.

Глубокая заморозка

Ситуация не нова: в январе украинские автопроизводители довольно часто уходят в отпуск из-за низкого спроса и затоваренности складов после праздников, рассказывает старший аналитик ИК "Арт Капитал" Алексей Андрейченко. В январе-2015 в Украине было реализовано всего 2,6 тыс. автомобилей, что в 4,6 раза меньше чем год назад. Однако в этом году каникулы могут затянуться. "Пока нет предпосылок для возобновления работы "Богдан Моторс" и КрАСЗ. ЗАЗ может начать выпуск к марту, — говорит Андрейченко. — ЗАЗ и "Богдан Моторс" делали ставку на дешевые автомобили, а этот сегмент из-за финансового кризиса просел больше других, продажи бюджетных авто в прошлом году упали больше, чем в среднем по рынку".

Легче других "Еврокару": из-за низкой стоимости рабочей силы и отсутствия импортных пошлин "еврокаровские" автомобили на 10-15% дешевле европейских марок аналогичного класса — как тех, что собирают в Европе, так и тех, что собирают в России, рассказывает Андрейченко. Впрочем, проблемы есть и у компании Олега Боярина: в прошлом году "Еврокар", по данным "Укравтопрома", сократил выпуск в 3,2 раза к 2013 году — до 3 649 машин..

Ожидания на 2015-й пока пессимистичны: Андрейченко прогнозирует падение выпуска на 37% до 18 тыс. авто. "Хуже всего состояние у "Богдан Моторс", который проиграл суд Укрэксимбанку и может начать процедуру банкротства, которая, впрочем, может быть свестись к санации", — резюмирует он.

Есть ли перспективы? "К сожалению, следует констатировать, что в Украине нет не только внутреннего рынка сбыта, достаточного для существования автопроизводства, закрыт также единственный до недавнего времени внешний рынок — Российская Федерация", — заявлял Delo.UA председатель наблюдательного совета ЧАО "Еврокар" Олег Боярин.

Девальвация или бюджет?

Помочь украинскому автопрому может девальвация, считает Андрейченко: спрос на автомобили ЗАЗ, JAC и Geely украинского производства может возобновиться, если на них будет готов перейти покупатель среднего класса, понимая, что девальвация необратима, и она же сделала иномарки непосильно дорогими на неопределенный срок. "Благодаря девальвации появляются экспортные возможности: среди потенциальных рынков — страны СНГ вне Таможенного Союза и Ближний Восток", — говорит он.

Производители больше рассчитывают на традиционный для Украины способ решения проблем автопрома — господдержку. "Укравтопром" в середине декабря 2014 года отправила открытое письмо министру экономического развития Айварасу Абромавичусу, который сразу после назначения министром в начале декабря отметил, что не считает необходимым поддержку автопрома государством. 15 января в Минэкономики ответили, что для поддержки отечественного автопрома уже есть ряд законодательных инициатив, в том числе запланирована разработка некой государственной целевой программы развития отечественного автомобилестроения до 2020 года. На этом переписка пока прекратилась.