НБУ курс:

USD

41,36

--0,10

EUR

44,56

+0,23

Наличный курс:

USD

41,65

41,59

EUR

45,45

45,30

«Метинвест» теряет рынок сбыта своих труб

Трубный завод, входящий в структуру «Метинвест холдинга», в феврале практически остановил производство
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

и крупнейших на постсоветском пространстве производитель труб для газо- и нефтепроводов Харцызский трубный завод (ХТЗ), входящий в структуру «Метинвест Холдинг» Рината Ахметова, на грани остановки. В феврале предприятие произвело всего 400 тонн труб. Это в 100 раз меньше аналогичного периода 2009-го. Всего же производственные мощности завода, по данным управляющей компании, рассчитаны на выпуск 125 тыс. тонн трубной продукции ежемесячно.

ХТЗ не у дел

Производственные мощности ХТЗ проектировались с учетом того, что завод будет обеспечивать продукцией весь Советский Союз. Практически харцызское предприятие было монополистом в сегменте производства труб для нефтегазового сектора на рынке СССР.

Однако сейчас ситуация для предприятия Ахметова усложнилась. Крупнейший постсоветский рынок — российский — оказался для него закрыт.  Так, аналогичную продукцию за времена независимости освоили российские трубные компании — Объединенная металлургическая компания (ОМК), Трубная металлургическая компания (ТМК) и Челябинский трубопрокатный завод. Поэтому для защиты своих производителей российское правительство ввело пошлины на украинские трубы в размере 8%. «В таких условиях «Метинвесту» невозможно конкурировать на российском рынке», — отмечает аналитик инвестиционной компании Phoenix Capital Александр Макаров.

Свою роль сыграла и политика. Из-за постоянных газовых конфликтов с украинскими властями с 2007 года россияне практически вычеркнули ХТЗ  из списка основных поставщиков. Из-за этого компания Ахметова лишилась доступа к масштабным проектам строительства трубопроводов Северный и Южный потоки. Эти два газопровода должны соединить Россию с Европой в обход Украины.

Объемы, необходимые для строительства Северного потока, оцениваются в 2,2 млн. тонн. Поставщиком труб для этого проекта стали немецкая Europipe, японская Sumimoto и российская ОМК. По сути, украинские трубы «пролетели» мимо проекта из-за существовавших разногласий между российским и украинским правительствами. По этой же причине украинские трубники не могут поставлять свою продукцию и в другие российские проекты: трубопроводы Сахалин — Хабаровск — Владивосток, проект Ямал и Восточная Сибирь — Тихий океан-2.

Основным источником загрузки Харцызского трубного завода в прошлом году было строительство газопровода Средняя Азия — Китай. Украинские трубы использовались при строительстве большей части узбекистанского и казахстанского участков. Для этого было закуплено около 350 тыс. тонн труб. Однако в конце 2009 года строительство проекта завершилось, и производственные показатели ХТЗ пошли вниз.

Надежда на Россию

Найти крупный контракт в нынешнем году проблематично. По мнению экспертов, для увеличения показателей ХТЗ Ахметов как народный депутат от Партии регионов попробует использовать политические рычаги. И о том, что такие попытки предпринимаются, можно говорить уже сегодня. Так, президент Украины Виктор Янукович еще в ходе своей избирательной кампании заявлял о необходимости участия Украины в проектах по строительству российских газопроводов. В частности Янукович отметил необходимость вхождения в консорциум по строительству газапроводов из России в Европу.

Также участие Украины в российском проекте может смягчить позицию Кремля в вопросе импорта украинских труб. Действие импортной пошлины в России должно закончиться в конце этого года. И будет ли ее действие продлено, зависит только от российского правительства. В случае же если пошлина будет отменена, «Метинвест» сможет принять участие в тендере по поставкам труб для строительства Южного потока, который должен стартовать в начале 2011 года.