НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Импортные нефтепродукты по-прежнему дешевле отечественных

Неуверенные движения котировок на европейской площадке ставят аналитиков в тупик. Спрогнозировать тенденции рынка крайне сложно

Александр СИРЕНКО, аналитик Upeco

Баррель нефти скачет за сутки на несколько долларов. Но в ОПЕК уверены, что в этом году цена на черное золото не будет подниматься до $100 за баррель и что необходимо сохранить текущие квоты на добычу (ближайшее собрание картеля — 11 декабря в Эквадоре).

На цену влияет много факторов — медленное восстановление экономики США, снижение спроса на нефтепродукты в Европе с приходом зимнего периода, шаткий курс евро и многое другое. Так, еще в минувший понедельник из-за нестабильной европейской валюты и экономических проблем в Ирландии цена на нефть уходила вниз. После двухдневного снижения котировок в Европе с середины недели начался активный рост, и уже к середине третьей декады ноября Brent стоил $87,3 за баррель.

Зиму встретило четыре украинских НПЗ: в Лисичанске, Кременчуге, Надворной и Шебелинке. Однако, несмотря на количество заводов в строю, «холодную»  коррективу внесла погода, и на рынке прошла волна ажиотажа. Дефицитным оказалось не только незамерзающее зимнее дизтопливо, но и керосин, который трейдеры добавляли в застывающее дизтопливо «летнего формата».

Соответственно изменились ценовые показатели. ДТ в Кременчуге стоило 7,8 тыс. грн. за тонну. В среду и четверг появился небольшой дисконт, около 50-100 грн. за тонну от заводского прайса, но при покупке от

1 тыс. тонн. Покупатели же не спешат, ведь импорт дешевле на 200 грн. за тонну. Изменения произошли также в конце прошлой недели. Поднялась стоимость бензина А-95 Energy на 100 грн. — до 9,15 тыс. грн. за тонну.

Заполнить пробел

Шебелинский ГПЗ не менял свои цены на нефтепродукты всю неделю. Несмотря на более или менее стабильную работу предприятия, ресурса на протяжении всей недели было крайне мало. Самых востребованных продуктов — А-95 и дизтопливо — на рынке и вовсе не было. А к четвергу, 25 ноября, исчезли и остальные позиции. Вследствие этого в восточных регионах образовался дефицит. Зато пятница порадовала хорошими новостями и преподнесла почти всю линейку нефтепродуктов. Немного А-95 и дизтоплива, причем бензин прибавил в стоимости 50 грн. за тонну. А вот остального топлива в избытке. Восточные регионы с радостью принялись за активные покупки.

Подведший по части обеспечения топливом регионы из-за неполадок на установке Лисичанский НПЗ исправился ближе к выходным. В совокупности с плохими отгрузками с Шебелинки на востоке страны цены выросли на 1,5-2% на мелкооптовые партии. Многие начали подумывать об импортных продуктах из Коростеня. 7,65-7,7 грн. за тонну, в придачу железнодорожный тариф за перевозку 340 грн. — получаем дорогой продукт в Донецкой области, продать который крайне сложно. Но при отсутствии альтернативы многим, похоже, придется искать продукт в отдаленных регионах, если ситуация с отгрузками на НПЗ не изменится.

Вместе с остановкой предприятия, по словам трейдеров, «ТНК» рекомендовала многим региональным операторам временно не торговать лисичанским топливом, а направить весь ресурс на поддержание своей сети АЗС. Но ближе к концу недели предложения о покупке топлива с «Линика» вновь появились. Они не были многочисленными, благо, цены остались прежними.

Импортные нефтепродукты по-прежнему дешевле отечественных. Центр и запад страны, в отличие от востока, вовсе не испытывают дефицита топлива. Стоимость нефтепродуктов практически не изменилась с  прошлой недели. Так, российское дизтопливо с Новоград-Волынского направления продавалось по 7,5-7,55 тыс. грн. за тонну. Все еще нет в свободной продаже топлива в Купянске. Со слов участников рынка, топливо заходит, но только под клиента и небольшими объемами. При этом, говорят трейдеры, увеличилась отпускная цена на продукт в России. Белорусские нефтепродукты продаются очень быстро. Бензина А-95 по-прежнему нет в свободной продаже, весь ресурс продается с колес. А-80 продавался по 8,6 тыс. грн. за тонну, снизившись почти на 100 грн. от позапрошлой пятницы. А-92 и дизтопливо остались без изменений: 8,6-8,7 тыс. грн. за тонну и 7,65-7,7 тыс. грн. за тонну соответственно. Румынский бензин А-95 в Херсоне от «Ромпетрол Украина» подорожал на 200 грн. — до 9,45 тыс. грн. за тонну. Конкуренты сократили разрыв после поступления новой партии до 300 грн. — 9150 грн. за тонну.

Ослабление давления

Наконец произошло то, чего ждали все ритейлеры — «приватовцы» повысили стоимость топлива. Это случилось в выходные, 20-21 ноября. На всех станциях, подконтрольных днепропетровцам, цены выросли на 15 коп. за литр, до отметок 7,40-7,45 грн. за литр на «девяносто пятый» и 6,70-6,75 грн. за литр на дизтопливо. По-прежнему на 10 коп. ниже цены в Тернопольской, Хмельницкой, Черновицкой, Полтавской и Херсонской областях. В остальных отрыв от других крупных операторов сократился до 50-55 коп., что тоже немало и привлекает внимание водителей. Кроме того, на минувших выходных «Приват» полностью восстановил работу всех станций в Сумской области.

Между тем движение «Привата» вверх не оправдало надежд операторов, которые рассчитывали на более существенный скачок. Ценовых колебаний было немного, и по большей части они были несущественными. Так, «Лукойл» в пятницу, 26 ноября, повысил стоимость топлива на 5 коп., до 7,95 грн. за литр на А-95 и 7,25 грн. за литр на дизтопливо. К аналогичной отметке подвинулась донецкая «Параллель», увеличив стоимость дизтоплива на 5 коп. — до 7,25 грн. за литр.

Декабрь ряд сетей АЗС вовсе встретил с цифрой 8 грн. за литр А-95, что отразилось на средних показателях по стране. Неоднозначные мнения наполняют рынок в связи с введением пошлин на импорт и повышением акцизов на нефтепродукты. Импортеры заверяют, что поставки импорта будут идти своим чередом. Но розничные операторы опасаются сценария мая 2005 года, когда ритейлеры, подогретые заявлениями тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко, поставили на стелах Б/Н.

Повторить подобное — значит потерять. К тому же ситуацию сможет предотвратить активность региональных представителей украинских НПЗ, которые обеспечат рынок топливом отечественного производства. Благо, мощностей нефтепереработки в Украине — хватает.