НБУ курс:

USD

41,65

+0,06

EUR

43,72

--0,18

Наличный курс:

USD

41,85

41,80

EUR

44,25

44,10

Кабмин выделит 10 млрд гривен на аэропорты

Государство намерено вложить 10 млрд гривен в строительство и реконструкцию украинских аэропортов. Стоит ли тратить такие средства на новые региональные аэровокзалы, резервами которых воспользуются один раз?
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие


Сколько времени необходимо для того, чтобы построить новый терминал в международном аэропорту с пропускной способностью несколько десятков тысяч человек? Всего лишь пару дней. Именно так поступают в аэропорту "Борисполь" при приеме многотысячного потока паломников-хасидов, следующих со всего мира в украинский городок Умань в сентябре каждого года. В это время для них возводят отдельный терминал, который напоминает большую палатку. И прибывшие довольны, и организация данного мероприятия обходится аэропорту в копейки.

В то же время для того, чтобы встретить болельщиков, которые посетят футбольные матчи чемпионата Евро-2012, государство решило возводить новые аэровокзалы в регионах. Причем средства, запланированные под это, - не копеечные. Например, во Львове планируют построить к знаменательному событию еще один терминал с пропускной способностью 2,8 тыс. пассажиров в час, тогда как сегодня в сутки проходит 300-400 человек. И это требует, по мнению львовских чиновников, не менее 1 млрд грн. Чемпионат продлится недолго, зато будет где разгуляться местному населению. Такая же ситуация и в других городах. Есть ли смысл зарывать миллиарды гривен в то, что будет актуальным лишь на некоторое время?

Читайте интервью с гендиректором аэропорта "Борисполь" здесь

Дела плохи

По этой же причине авиакомпания Wizz Air Ukraine отказалась летать в Одессу. "Там настолько плохая полоса, что мы меняли колеса чуть ли не каждый день", - посетовала член совета директоров авиакомпании Наталья Казмер. Непригодность для полетов региональных аэропортов (в большинстве случаев речь идет о взлетно-посадочной полосе) подтвердили и в других авиакомпаниях, подчеркнув, что инфраструктура украинских аэропортов совсем не развивается. Представители авиакомпаний отметили, что в Одессе очень сложная для экипажей система захода на посадку, в Симферополе руление занимает не менее 15 минут, а во Львове и вовсе - "лежачий полицейский"...

Если учесть, что в плане качества взлетно-посадочной полосы международным стандартам соответствует только "Борисполь",  при этом он все же остается глубоко провинциальным на фоне европейских аэропортов, можно представить состояние региональных аэропортов.

По мнению экспертов, перспективы развития в Украине реально имеют не более шести региональных аэропортов, имеющих статус "международный" - это аэропорты Симферополя, Донецка, Харькова, Днепропетровска, Одессы и Львова. Правда, воспрянули духом еще несколько региональных аэропортов, попавших в списки резервных, готовящихся принимать участников чемпионата по футболу Евро-2012, - Луганский, Мариупольский, Луцкий, Полтавский, Ивано-Франковский. В общей сложности на реконструкцию 10 аэропортов планируется выделить более 10 млрд грн, из которых почти 7 млрд из госбюджета и 3 млрд грн частных инвестиций.

Идея реанимации пассажиропотока в местных аэропортах не покидает и многих местных руководителей. Так, мэра Винницы не устраивает то, что аэропорт города не попал в списки резервных, и все равно предлагает не ставить на нем "крест", а использовать для международных перевозок, например для хасидских маршрутов - в Умань, Брацлав, Меджибож.

К тому же девять аэропортов определены Минтрансом как стратегические, для них как раз сейчас в Госавиаадминистрации разрабатывается план развития до 2020 года. Из этого списка в подготовке к футбольному чемпионату не участвуют аэропорты Днепропетровска, Одессы и Симферополя. То есть перспектива их развития в руках собственников.

Кто собственник?

Что касается приватизации или привлечений частных инвестиций, то этот процесс сопряжен с определенными трудностями. Так, приватизации не подлежат взлетные полосы, а инвестировать в аэровокзалы инвесторы согласятся только при условии окупаемости. На сегодня таких условий нет, хотя в Минтрансе хотят доказать обратное. Как пример, приводят сотрудничество с бизнесменом Александром Ярославским в Харькове, компания которого получила аэропорт в аренду на 49 лет. Показательным, по мнению чиновников, должен стать опыт государственно-частного партнерства во Львове. Там для привлечения инвестора, пообещали передать аэропорт в управление на 30 лет.

Однако многие эксперты видят выход в передаче аэропортов именно в частные руки. Яркий пример тому - единственный аэропорт, находящийся в частной собственности, - днепропетровский. Компании, близкие к группе "Приват", уже заявили о том, что намерены вложить в реконструкцию аэропорта и развитие его инфраструктуры не менее $214 млн. Говорят и о заинтересованности аэропортов Вены и Мюнхена в украинских авиаплощадках. Специалисты уверены, что с приходом таких управляющих в отечественные аэропорты придут все авиакомпании, базирующиеся в них.

А пока специалистов УЕФА заинтересовал временный терминал для хасидов в "Борисполе". Быстро и дешево - возможно, этот опыт возьмут на вооружение руководители региональных аэропортов? Например, в аэропорту Буве, рядом с Парижем, уже шесть лет стоит палатка. Летом она охлаждается, зимой обогревается, там есть кафе и магазинчики. Для того чтобы пройти к самолету и улететь, людям по большому счету большего и не надо.

Читайте также:

На авиарейсы из "Борисполя" можно зарегистрироваться через интернет

Переворот в аэропорту «Киев»

Польский аэропорт перешел на украинский язык

ИНВЕСТГАЗЕТА, Дина Пархомчук